Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "МэйсИнвест" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту приемного отделения в 5 корпусе ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (реестровый N 31908091871, далее - Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает положения закупочной документации Заказчика.
Заказчик на первом заседании ходатайствовал о переносе рассмотрения жалобы, ввиду не подготовленности заказчика.
Комиссия данное ходатайство удовлетворила и отложила рассмотрение жалобы.
При проведении повторного заседания Комиссии, представитель заказчика явился без оформленной должным образом доверенности, на основании чего Комиссия не имела возможности допустить его стороной по делу, и представитель Заказчика присутствовал, как слушатель. Вместе с тем на повторном заседании Комиссии не были представлены возражения по доводам жалобы.
Выслушав представителей Заявителя, рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что заявленные доводы обоснованы по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее также - ГК РФ), данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Относительно довода об отсутствии в составе Документации Заказчика проектно-сметной документации Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, при проведении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства в соответствии с Законом о закупках проектно-сметная документация должна быть размещена в полном объеме на Официальном сайте. Без размещения указанной информации участники не могут сформировать своё предложение.
На основании вышеизложенного Комиссия признает данный довод обоснованным и фиксирует в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Относительно второго довода Заявителя, Комиссия установила, что согласно приложению N 7 Документации:
Предложения участников по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" должны быть квалифицированными и соответствовать требованиям настоящей Документации. Предложения считаются квалифицированными, если удовлетворяют следующим условиям:
1 предложения содержат сведения о методах и последовательности выполнения участником закупки работ, а также сведения о том, какие содержательные результаты будут получены;
2 предложения обоснованы с точки зрения действующих на территории Российской Федерации нормативных документов, правил и стандартов;
3 предложения содержат сведения о мероприятиях по предотвращению аварийных ситуаций.
Баллы по показателю "Организационно-техническое предложение выполнения работ" выставляются следующим образом:
100 баллов за предоставление квалифицированного предложения по показателю "Организационно-техническое предложение выполнения работ", с адресной привязкой по всем четырем направлениям показателя представленным ниже:
- описание порядка выполнения работ, в т.ч. описание мероприятий по организации контроля качества таких работ; 1, 2, 3
- описание мероприятий по организации входного контроля качества товаров (материалов) используемых при выполнении работ;1, 2
- сведения о технических ресурсах (оборудования, инструментов) планируемых для использования при выполнении работ; 2
- сведения о материалах и товарах используемых при выполнении работ; 2
75 баллов за предоставление квалифицированного предложения по показателю "Организационно-техническое предложение выполнения работ", с адресной или без адресной привязки по трем любым направлениям показателя из четырех представленных ниже:
- описание порядка выполнения работ, в т.ч. описание мероприятий по организации контроля качества таких работ; 1, 2, 3
- описание мероприятий по организации входного контроля качества товаров (материалов) используемых при выполнении работ;1, 2
- сведения о технических ресурсах (оборудования, инструментов) планируемых для использования при выполнении работ; 2
- сведения о материалах и товарах используемых при выполнении работ; 2
50 баллов за предоставление квалифицированного предложения по показателю "Организационно-техническое предложение выполнения работ", с адресной или без адресной привязки по двум любым направлениям показателя из четырех представленных ниже:
- описание порядка выполнения работ, в т.ч. описание мероприятий по организации контроля качества таких работ; 1, 2, 3
- описание мероприятий по организации входного контроля качества товаров (материалов) используемых при выполнении работ;1, 2
- сведения о технических ресурсах (оборудования, инструментов) планируемых для использования при выполнении работ; 2
- сведения о материалах и товарах используемых при выполнении работ; 2
25 баллов за предоставление квалифицированного предложения по показателю "Организационно-техническое предложение выполнения работ", с адресной или без адресной привязки по одному любому направлению показателя из четырех представленных ниже:
- описание порядка выполнения работ, в т.ч. описание мероприятий по организации контроля качества таких работ; 1, 2, 3
- описание мероприятий по организации входного контроля качества товаров (материалов) используемых при выполнении работ;1, 2
- сведения о технических ресурсах (оборудования, инструментов) планируемых для использования при выполнении работ; 2
- сведения о материалах и товарах используемых при выполнении работ; 2
0 баллов в случае если квалифицированные предложения по показателю "Организационно-техническое предложение выполнения работ" не представлены или представлены, но содержат в себе исключительно ссылки на соответствие Техническому заданию (включая все приложения к нему), без описания показателя "Организационно-техническое предложение выполнения работ".
Баллы по показателю "Организационно-техническое предложение выполнения работ" присваиваются каждым членом комиссии. Оценка производится как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии, присуждаемых заявке по показателю "Организационно-техническое предложение выполнения работ".
Предложение по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" может быть представлено в свободной форме.
Как установлено Комиссией, в Закупочной документации отсутствуют положения, через которые возможно установить то, какие именно объективные факторы влияют на присвоение тех или иных баллов участникам закупки.
Комиссия отмечает, что данная информация в Закупочной документации не содержит сведения относительно возможности присвоения тех или иных конкретных баллов по критериям, связанным с оценкой предложения участника. Фактически из положений закупочной документации следует, что количество баллов, присваиваемое участнику закупки по ценовым и неценовым критериям, которые определяют существо самого предложения лица, определяется субъективным образом, исходя из мнения членов закупочной комиссии заказчика или лиц, проводящих такую оценку.
Названное обстоятельство, в свою очередь, лишает участников Закупки возможности получить информацию о причинах начисления того или иного количества баллов и, при несогласии с решением организатора торгов, оспорить его действия в установленном порядке, а у контролирующего органа, в свою очередь, отсутствует возможность проверить объективность начисления баллов и правильность определения победителя торгов.
Кроме того, фактически подобным порядком оценки Заказчик перекладывает на Заявителя обязанность по детальному описанию объекта и предмета Закупки согласно Техническому заданию.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что вышеуказанный порядок оценки не позволяет определить алгоритм присвоения тех или иных баллов, что,
в свою очередь, не позволяет участникам конкурса получить достоверную информацию.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупка в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Ввиду отсутствия в документации о Закупке порядка оценки и сопоставления заявок по квалификационным критериям, а также в связи с нераскрытием содержания категорий, подлежащих оценке, по установленным в документации критериям в действиях Заказчика Комиссией Управление установлено нарушение положения пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Установленный Заказчиком порядок присвоения баллов является субъективным и не позволяет получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, что, в свою очередь, не обеспечивает равные права и возможности для участников Закупки и равные условия для участия.
Так, отсутствие сведений о порядке присвоения и начисления баллов по установленным критериям объективно приводит к нарушению принципа информационной открытости закупки, поскольку лишает ее участников существенной информации о порядке проведения такой закупки, что, в свою очередь, ведет к нарушению принципа равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 ГК РФ) и оставляет разрешение данного вопроса исключительно на субъективное усмотрение организатора торгов.
Комиссия, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, частью 3.1 статьи 23 Закона о защите конкуренции
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МэйсИнвест" (ИНН: 7731592901, ОГРН: 1087746558217) на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (ИНН:7716035705, ОГРН: 1037700032732) при проведении Закупки обоснованной.
Установить в действиях ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 3, пп. 1, 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 августа 2019 г. N 077/07/00-6917/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.09.2019