Должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <_>,
УСТАНОВИЛ:
На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 16.04.2019 N01/180-пр "О проведении внеплановой выездной и документарной проверки" была проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении ПАО "Нижнекамскнефтехим" (423551, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Соболековская, здание 23, офис 129, ИНН 1651000010).
Предметом настоящей проверки являлась проверка соблюдения ПАО "Нижнекамскнефтехим" требований антимонопольного законодательства.
По результатам проведения проверки в отношении ПАО "Нижнекамскнефтехим" Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан было установлено следующее.
В период с 2016 г.-2019 г. ПАО "Нижнекамскнефтехим" осуществляет регулируемые виды деятельности и для общества Государственным комитетом РТ по тарифам установлены соответствующие тарифы:
N п/п |
Наименование тарифа |
Постановление |
Тариф без НДС, руб/м\x{00b3} |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
I полугодие |
II полугодие |
2016 | ||||
1 |
техническая вода (камская неочищенная) |
ГК РТ N 10-35/кс от 30.11.2015 |
3,25 |
3,26 |
2 |
техническая вода (до водоподготовки) |
4,45 |
4,26 |
|
3 |
техническая вода (осветленная) |
5,53 |
5,68 |
|
4 |
питьевая вода, |
40,55 |
54,21 |
|
5 |
транспортировка сточных вод (производственные стоки) |
0,52 |
1,11 |
|
6 |
очистка производственных сточных вод |
9,77 |
9,77 |
|
7 |
очистка коммунальных сточных вод |
4,5 |
4,69 |
|
2017 | ||||
1 |
техническая вода (камская неочищенная) |
ГК РТ N 10-50/кс от 15.12.2016 |
3,26 |
3,46 |
2 |
техническая вода (до водоподготовки) |
4,05 |
4,05 |
|
3 |
техническая вода (осветленная) |
5,68 |
5,94 |
|
4 |
питьевая вода, |
48,71 |
48,71 |
|
5 |
транспортировка сточных вод (производственные стоки) |
0,88 |
0,88 |
|
6 |
очистка производственных сточных вод |
9,77 |
11,66 |
|
7 |
очистка коммунальных сточных вод |
4,69 |
4,73 |
|
2018 | ||||
1 |
техническая вода (камская неочищенная) |
ГК РТ N 10-119/кс от 15.12.2016 |
3,46 |
3,46 |
2 |
техническая вода (до водоподготовки) |
4,05 |
4,34 |
|
3 |
техническая вода (осветленная) |
5,94 |
6,16 |
|
4 |
питьевая вода, |
46,5 |
46,5 |
|
5 |
транспортировка сточных вод (производственные стоки) |
0,88 |
0,92 |
|
6 |
очистка производственных сточных вод |
11,11 |
11,11 |
|
7 |
очистка коммунальных сточных вод |
4,73 |
5,62 |
|
8 |
техническая вода (химически очищенная) |
ГК РТ N10-16/кс от 07.09.2018 |
|
44,15 (с октября 2018 г.) |
9 |
очистка сточных вод (механическая) |
ГК РТ N10-14/кс от 03.08.2018 |
|
4,77 (с сентября 2018 г.) |
2019 | ||||
1 |
техническая вода (камская неочищенная) |
ГК РТ N10-131/кс от 07.12.2018 |
3,46 |
3,55 |
2 |
техническая вода (до водоподготовки) |
3,78 |
3,78 |
|
3 |
техническая вода (осветленная) |
6,03 |
6,03 |
|
4 |
питьевая вода, |
45,97 |
45,97 |
|
5 |
транспортировка сточных вод (производственные стоки) |
0,54 |
0,54 |
|
6 |
очистка производственных сточных вод |
9,8 |
9,8 |
|
7 |
очистка коммунальных сточных вод |
5,62 |
6,72 |
|
8 |
техническая вода (химически очищенная) |
ГК РТ N10-131/кс от 07.12.2018 |
44,15 |
46,74 |
9 |
очистка сточных вод (механическая) |
4,77 |
5 |
Тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных путях: |
|
|
|||||||||||
N п/п |
Вид услуги |
Ед.изм |
Тарифы 2016 |
Тарифы 2017 |
Тарифы 2018 |
Тарифы 2019 |
|
|
|||||
Пост. ГКРТ по тарифам N7-14/т от 25.07.2014* |
Пост. ГКРТ по тарифам N7-12/т от 26.08.2016 |
Пост. ГКРТ по тарифам N7-12/т от 26.08.2016 |
Пост. ГКРТ по тарифам N7-12/т от 26.08.2016 |
Пост. ГКРТ по тарифам N7-12/т от 26.08.2016 |
|
|
|||||||
|
|
||||||||||||
1 |
Перевозка груза на расстояние 1 км |
1 тонна |
9,76 |
10,30 |
10,30 |
10,30 |
10,30 |
|
|
||||
|
* руб./тонна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам изучения договоров поставки ресурсов (оказания услуг), заключенных между ПАО "Нижнекамскнефтехим" и контрагентами (потребителями) установлено следующее.
Между ПАО "Нижнекамскнефтехим" и ООО трест "Татспецнефтехимремстрой" 1 мая 2018 года заключен договор водоотведения N50034152 от 01.05.2018 г, согласно которому (п.1.1 договора) ПАО "Нижнекамскнефтехим" обязуется осуществлять прием сточных вод ООО трест "Татспецнефтехимремстрой" в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. Датой начала приема сточных вод является 1 мая 2018 г.
Согласно п.3.1 вышеуказанного договора стоимость услуг по механической очистке сточных вод составляет 5,95 руб. (без учета НДС) за 1 куб.м. сточных вод.
Аналогичные договоры (предметом которых является механическая очистка сточных вод) заключены со следующими контрагентами:
-НПФ "Тонар" (договор N50034153 от 01.05.2018 г.)
-АО "Танеко" (договор N50034142 от 01.05.2018 г.);
-ОАО "Таиф-НК" (договор N500340088 от 01.05.2018 г.);
-ООО "Эластокам" (договор N50034150 от 01.05.2018 г.);
-ДОО "Цех N4100-НКНХ" (договор N50034151 от 01.05.2018 г.);
-АО "Техноформ" (договор N50034146 от 01.05.2018 г.);
-ООО "Татлесстрой" (договор N50034143 от 01.05.2018 г.);
-ЗАО "Среднетоннажная химия" (договор N50034135 от 01.05.2018 г.)
Необходимо отметить, что в период с момента начала действия вышеуказанных договоров (с 1 мая 2018 г.) у ПАО "Нижнекамскнефтехим" отсутствовал утвержденный тариф на механическую очистку сточных вод. Вышеуказанный тариф был утвержден для ПАО "Нижнекамскнефтехим" 3 августа 2018 года Постановлением Государственного комитета РТ по тарифам от 03.08.2018 г. N10-14/кс (зарегистрированным в Министерстве юстиций РТ 27.08.2018 г.) в размере 4,77 руб. (без учета НДС) за 1 куб.м. сточных вод.
Порядок осуществления деятельности в сфере регулируемых тарифов и порядок установления цен (тарифов) в сфере водоснабжения, водоотведения установлены Федеральным законом от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), а также Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (вместе с "Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", "Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", "Правилами определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета", "Правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения") (далее - Правила регулирования цен).
В соответствии с ч.7 ст.31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся:
1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод;
2) прием и транспортировка сточных вод;
3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В соответствии с п.12 Правил регулирования цен, регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", настоящим документом, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п.19 Правил регулирования цен, в случае если регулируемая организация осуществляет свою деятельность с использованием нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, она обязана вести учет по регулируемым видам деятельности, указанным в пункте 18 документа, раздельно по каждой системе.
Утвержденный уполномоченным органом тариф на механическую очистку сточных вод на период с 1 мая 2018 года по конец августа 2018 года для ПАО "Нижнекамскнефтехим" отсутствует.
При этом дополнительные соглашения по изменению условий договоров, заключенных между ПАО "Нижнекамскнефтехим" и контрагентами, предметом которых является механическая очистка сточных вод, в части изменения стоимости (тарифа) указанной услуги, ПАО "Нижнекамскнефтехим" не представлены.
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц либо неопределенного круга потребителей.
В соответствии с п.5 ст.5 Федерального закона "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по водоотведению относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги водоотведения, является субъектом естественной монополии.
Таким образом, ПАО "Нижнекамскнефтехим" является субъектом естественной монополии, и в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке (часть 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции"). Следовательно, деятельность ПАО "Нижнекамскнефтехим" подпадает под регулирование Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N135-ФЗ.
Следовательно, осуществление ПАО "Нижнекамскнефтехим" регулируемых видов деятельности (часть процесса водоотведения-механическая очистка сточных вод) в отсутствие утвержденных уполномоченным органом цен (тарифов) имеет признаки нарушения п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2007 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги водоотведения.
Помимо этого, Между ПАО "Нижнекамскнефтехим" и АО "Техноформ" заключен договор водоснабжения от 01.05.2018 г. N50034154, согласно которому ПАО "Нижнекамскнефтехим" обязуется подавать АО "Техноформ" через присоединенную водопроводную сеть из системы водоснабжения химически очищенную воду. При этом, согласно п.3.1 договора цена на химочищенную воду составляет 59,8 руб. за 1 куб.м. воды (без НДС).
Аналогичные договоры (предметом которых является подача химочищенной воды) заключены со следующими контрагентами:
-ОАО "ТАИФ-НК" (договор N50034155 от 01.05.2018 г.)
-ООО "Эластокам" (договор N50034156 от 01.05.2018 г.)
Необходимо отметить, что в период с момента начала действия вышеуказанных договоров (с 1 мая 2018 г.) у ПАО "Нижнекамскнефтехим" отсутствовал утвержденный тариф на поставку химочищенной воды. Вышеуказанный тариф был утвержден для ПАО "Нижнекамскнефтехим" с октября 2018 года Постановлением Государственного комитета РТ по тарифам от 07.09.2018 N 10-16/кс (опубликован 24.09.2018 г., вступил в силу по истечении 10 дней с момента опубликования) "Об установлении тарифов на техническую воду (химически очищенную), транспортировку питьевой воды, транспортировку сточных вод для ПАО "Нижнекамскнефтехим" в размере 44,15 руб. (без учета НДС) за 1 куб.м. воды. На 2019 год постановлением Государственного комитета РТ по тарифам от 07.12.2018 г. N10-130/кс "Об установлении тарифов на техническую воду (химически очищенную) и очистку сточных вод для ПАО "Нижнекамскнефтехим" на 2019-2021 годы" установлены следующие тарифы: в размере 44,15 руб. (без учета НДС) за 1 куб.м. воды (на первое полугодие 2019 г.) и в размере 46,74 руб. (без учета НДС) за 1 куб.м. воды (на первое полугодие 2019 г.)
В соответствии со ст.2 Закона о водоснабжении и водоотведении водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Водоподготовка - обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды.
В соответствии с п.4 Правил регулирования цен, в систему регулируемых тарифов входят следующие виды тарифов:
а) в сфере холодного водоснабжения:
тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
тариф на техническую воду;
тариф на транспортировку воды;
тариф на подвоз воды (в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа);
тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Утвержденный уполномоченным органом тариф на водоснабжение (подача химочищенной воды) на 2018 год для ПАО "Нижнекамскнефтехим" отсутствует.
При этом дополнительные соглашения по изменению условий договоров, заключенных между ПАО "Нижнекамскнефтехим" и контрагентами, предметом которых является подача химочищенной воды, в части изменения стоимости (тарифа) указанной услуги, ПАО "Нижнекамскнефтехим" не представлены.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по водоснабжению относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги водоснабжения, является субъектом естественной монополии.
Таким образом, ПАО "Нижнекамскнефтехим" является субъектом естественной монополии, и в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке (часть 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции"). Следовательно, деятельность ПАО "Нижнекамскнефтехим" подпадает под регулирование Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N135-ФЗ.
Следовательно, осуществление ПАО "Нижнекамскнефтехим" регулируемых видов деятельности (водоснабжение - подача химочищенной воды) в отсутствие утвержденных уполномоченным органом цен (тарифов) имеет признаки нарушения п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2007 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги водоснабжения.
В соответствии с п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2007 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, действия ПАО "Нижнекамскнефтехим", занимающего доминирующее положение на рынке услуг по осуществлению регулируемых видов деятельности (водоснабжение - подача химочищенной воды, часть процесса водоотведения-механическая очистка сточных вод) в отсутствие утвержденных уполномоченным органом цен (тарифов) имеет признаки нарушения п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2007 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги водоснабжения и водоотведения.
На данные организации распространяются требования, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, издан Приказ Татарстанского УФАС России от 09.09.2019 г. N 01/381-к о возбуждении дела 016/01/10-1424/2019 в отношении ПАО "Нижнекамскнефтехим" (423551, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Соболековская, здание 23, офис 129, ИНН 1651000010) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги водоснабжения и водоотведения.
На основании изложенного,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Назначить дело N016/01/10-1424/2019 к рассмотрению на 31 октября 2019 г. в 10 часов 00 минут, по адресу 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, 55, 2 этаж, зал заседаний.
Привлечь к участию в рассмотрении дела N016/01/10-1424/2019 в качестве ответчика ПАО "Нижнекамскнефтехим" (423551, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Соболековская, здание 23, офис 129, ИНН 1651000010).
Привлечь к участию в рассмотрении дела N016/01/10-1424/2019 в качестве лица, обладающего сведениями, Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам (ИНН 1655200443).
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции ПАО "Нижнекамскнефтехим" в срок до 31 октября 2019 года представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню, копии документов должны быть заверены надлежащим образом:
Письменные пояснения с нормативно-правовым обоснованием по факту осуществления ПАО "Нижнекамскнефтехим" регулируемых видов деятельности (водоснабжение - подача химочищенной воды, часть процесса водоотведения-механическая очистка сточных вод) в отсутствие утвержденных уполномоченным органом цен (тарифов) до утверждения соответствующих тарифов Государственным комитетом по тарифам в 2018 году.
Копии приложений и дополнительных соглашений к договорам, указанным в тексте настоящего Определения, заключенные со следующими организациями:
ООО трест "Татспецнефтехимремстрой";
НПФ "Тонар";
АО "Танеко";
"Таиф-НК";
ООО "Эластокам";
ДОО "Цех N4100-НКНХ";
АО "Техноформ";
ООО "Татлесстрой";
ЗАО "Среднетоннажная химия";
Копии документов, подтверждающих оплату по договорам, указанным в п.3.2. настоящего Определения.
Сведения о порядке определения стоимости услуги по механической очистке сточных вод, услуги по подаче химочищенной воды в расчете за 1 ед. измерения в рамках договоров, заключенных с контрагентами, запрошенных в п.3.2. настоящего Определения, с приведением расчета указанной стоимости услуг, с подробной постатейной расшифровкой и приложением обосновывающих материалов и копий соответствующих документов.
Копии локально-нормативных актов, утверждающих стоимости услуги по механической очистке сточных вод, услуги по подаче химочищенной воды в расчете за 1 ед. измерения в рамках договоров, заключенных с контрагентами, запрошенных в п.3.2. настоящего Определения.
Информация (в форме справки за подписью руководителя организации) о сумме выручки Вашей организации за 2016, 2017 и 2018 года, первое полугодие 2019 года (руб., с НДС и без НДС) с указанием суммы выручки по следующим видам деятельности: предоставление услуг по механической очистке сточных вод, предоставление услуг по подаче химочищенной воды, а также с обязательным приложением копии отчета о прибылях и убытках за указанный период, либо копии налоговой декларации.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню, копии документов должны быть заверены надлежащим образом:
Письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем Определении.
Документы представляются сопроводительным письмом в виде надлежащим образом заверенных копий с приложением реестра представляемых документов. Представляемые документы подшиваются, брошюруются и скрепляются печатью.
В случае отсутствия или невозможности представления документов и (или) информации согласно запрашиваемому перечню следует письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или невозможности представления.
Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями статей 25, 26 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, или представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При представлении документов, информации ссылка на номер дела обязательна.
Явка ответчика по делу или его законного представителя, а также лиц, обладающих сведениями, обязательна.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 26 сентября 2019 г. N 016/01/10-1424/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.09.2019