Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 26 сентября 2019 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Лебедева С.Н., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Катричева Е.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Печников А.Г., с участием:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее также - ООО "Вектор", заявитель) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (далее также - уполномоченный орган) - представителя по доверенности Роговой Н.А.;
от заказчика - государственного казённого учреждения Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" (далее - ГКУ ЯО "Ярдорслужба", заказчик) - представителей по доверенности Межиевского А.Ф., Дворянинова А.Ю., Богданова О.А.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оснащение автомобильных дорог элементами обустройства (извещение N 0171200001919001494) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
установила:
16.09.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Вектор" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оснащение автомобильных дорог элементами обустройства (извещение N 0171200001919001494) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что аукционная комиссия уполномоченного органа неправомерно отказала ему в допуске к участию в аукционе в электронной форме "на основании пунктов 1, 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), пункта 20 раздела 1 "Информационная карта аукциона", пункта 10 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе (позиция 12 "Провода установочные ПуГВ", позиция 16 "Кабель связи парной скрутки", позиция 18 "Дифференциальный автоматический выключатель", позиция 20 "Кабельная стяжка).
На основании изложенного выше заявитель просит признать жалобу обоснованной, а действия аукционной комиссии уполномоченного органа - незаконными, выдать аукционной комиссии уполномоченного органа обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Уполномоченный орган - департамент государственного заказа Ярославской области, пояснил, что члены аукционной комиссии от уполномоченного органа не принимали участие в голосовании (отсутствовали на заседании комиссии).
Заказчик не согласен с доводами жалобы, представил на заседание Комиссии Ярославского УФАС России письменные пояснения по существу жалобы с просьбой признать рассматриваемую жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор" необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 30.08.2019 размещено извещение N 0171200001919001494 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оснащение автомобильных дорог элементами обустройства, вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.
На основании части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 20 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии)
Конкретные показатели товара указываются в соответствии с инструкцией по заполнению конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ (Приложении N 2 к Разделу 1 "Информационная карта аукциона").
Первую часть заявки рекомендуется представить по форме, предложенной в приложении N 2 к Разделу 1 "Информационная карта аукциона".
Любая информация, представленная участником в составе первой части заявки, рассматривается аукционной комиссией как информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, и проверяется на соответствие требованиям, установленным документацией об электронном аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Несоответствие представленной информации требованиям документации влечет за собой отказ в допуске к участию в электронном аукционе.
Приложение N 2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция), включающую в себя информацию о том, как следует трактовать те или иные символы, слова, сопровождающие значения показателей необходимых к использованию при выполнении работ, являющихся предметом данной закупки, товаров.
В приложении N 2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе заказчик предлагает осуществить оснащение автомобильных дорог элементами обустройства на следующих условиях:
N п\п |
Наименование товара* |
Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе* |
Указание на товарный знак (при наличии)** |
|
|
|
|
* заполняется в соответствии с требованиями Раздела 2 "Описание объекта закупки" и инструкции по заполнению конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ.
**указывается товарный знак (при наличии), а также рекомендуется указать производителя предлагаемого к поставке товара.
Согласно пункту 10 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе заказчиком и уполномоченным органом установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, оборудования, используемого при выполнении работ.
Так, по позиции 12 "Провода установочные ПуГВ" заказчику необходимо использовать при выполнении работ, являющихся предметом рассматриваемой закупки следующий товар:
N п/п |
Наименование товара, оборудования |
Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара |
Нормативно-технические документы |
12 |
Провода установочные ПуГВ |
ПуГВ должен представлять собой провод установочный для условий монтажа и эксплуатации, требующих повышенной гибкости, с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката, с оболочкой из поливинилхлоридного пластиката. Изоляция должна плотно прилегать к токопроводящей жиле и должна удаляться без повреждения самой изоляции, токопроводящей жилы или слоя полуды, при его наличии. На поверхности изоляции не должно быть трещин. Поверх токопроводящей жилы под изоляцией должен быть наложен сепаратор в виде обмотки или продольно проложенной пленки. Наружная оболочка должна быть произведена из ПВХ пластиката с заполнением. Токопроводящие жилы проводов сделаны из медной отожженной проволоки 5-го класса. Вид климатического исполнения УХЛ Требования стойкости к внешним воздействующим факторам: - провода должны быть стойкие к воздействию температуры окружающей среды, диапазон: от -40°С до + 65°С, Провода ПуГВ должны быть различных цветов. Расцветка должна быть сплошная или из двух продольных полос, расположенных диаметрально, нанесенных на изоляцию. Зелено-желтый цвет используется для обозначения жилы заземления. Синий цвет должен использоваться для обозначения нулевой жилы. |
ГОСТ 6323-79, ГОСТ 31947-2012, ГОСТ 22483-2012, ГОСТ 15150-69 |
Как пояснили представители заказчика на заседании Комиссии, ООО "Вектор" в составе первой части заявки на участие в рассматриваемом электронном аукционе допустило использование производной формулировки от слова "требуется", не позволяющей однозначно определить наличие, либо отсутствие характеристики товара, при этом в Инструкции указано, что конкретные показатели используемых товаров не должны допускать двусмысленного толкования и сослагательного наклонения, а так же первая часть заявки не должна содержать фразу "требуется".
Обратившись к положениям Инструкции, Комиссия установила, что при описании характеристики товара - "для условий монтажа и эксплуатации, требующих повышенной гибкости" проводов установочных ПуГВ (позиция 12), учитывая сопровождение такого показателя словом "требующих", участнику закупки необходимо руководствоваться следующим положением Инструкции: первая часть заявки не должна содержать фразы "предпочтительно", "допускается", "не допускается", "должно быть", "может быть", "требуется", "нужен", "должна", "не может быть" или производные от указанных формулировки, не позволяющие однозначно определить наличие, либо отсутствие характеристики в товаре, указанной подобным образом, а так же фраз "максимальное значение", "минимальное значение", "не более", "не менее", "более", "менее", "ниже", "не ниже", "выше", "не выше", "не позднее", "ранее", "не ранее", "шире", "уже", "от", "до", "св.", "свыше", "не превышает", "в пределах", "не более", "приблизительно", "превышает", не позволяющих однозначно установить конкретные значения показателей товаров, а так же точно определить крайние значения диапазонов для значений, являющихся диапазонными по своей сути или подлежащих конкретизации по результатам проведения испытаний.
Соответственно, учитывая положения Инструкции (выдержка, приведена выше в тексте настоящего решения), участнику закупки в составе первой части заявки необходимо указать показатель "требующих повышенной гибкости" проводов установочных ПуГВ (позиция 12) без употребления слова "требующих". Иное установление показателя "требующих повышенной гибкости" проводов установочных ПуГВ (позиция 12) противоречит требованиям аукционной документации.
Однако, в составе первой части заявки участником закупки (ООО "Вектор") по позиции 12 "Провода установочные ПуГВ" проигнорировано процитированное выше положение Инструкции, путем применения слова "требующих".
Применимо к позиции 16 "Кабель связи парной скрутки" заказчику необходимо использовать при выполнении работ, являющихся предметом рассматриваемой закупки, следующий товар:
N п/п |
Наименование товара, оборудования |
Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара |
Нормативно-технические документы |
16 |
Кабель связи парной скрутки |
Кабель парной скрутки для структурированных кабельных систем, представляет собой 4 витых пары однопроволочных или многопроволочных изолированных проводников, используется для подключения к разъёму RJ-45. Для повышения помехоустойчивости линий может быть применен кабель с экранирующими элементами в конструкции. Тип кабеля: U/UTP или F/UTP. Кол-во пар: не менее 4шт. Количество жил (общее): не менее 8 шт. Внешний диаметр кабеля, мм: не менее 5,3. Оболочка кабеля: LDPE. Диаметр медной жилы: не менее 0,5 мм. Изоляция проводника: полиэтилен высокой плотности. Цвет внешней оболочки: черный. Толщина изоляции: не менее 0,2 мм. Толщина оболочки: более 0,5 мм. Элемент скрутки: парный. Класс жилы: не более 2. Маркировка жил: цветная Материал проводника: медь |
|
25 |
Разъем RJ-45 |
Должен представлять стандартизированный физический сетевой соединительный разъем, используемый для подключения телекоммуникационного оборудования. Корпус коннектора должен иметь специальную защелку, которая обеспечивает надежную фиксацию коннектора в подключаемом оборудовании и не должен быть разборным и непрозрачным. Допустимо наличие элемента корпуса для подключения экранированного кабеля. Внутри разъёма должны быть расположены "ножи-контакты", изготовленные из сплава меди с золотым напылением. Категория: не менее 5e Тип разъема: RJ-45 |
|
Как пояснили представители заказчика на заседании Комиссии, показатель "Используется для подключения к разъему RJ-45" кабеля связи парной скрутки (позиция 16) и его значение зависят от значений иных показателей: значения показателя "тип кабеля" кабеля связи парной скрутки (позиция 16), значения показателя "Для повышения помехоустойчивости линий может быть применен кабель с экранирующими элементами в конструкции" кабеля связи парной скрутки (позиция 16), значения показателя "Допустимо наличие элемента корпуса для подключения экранированного кабеля" разъема RJ-45 (позиция 25), которые, в свою очередь, установлены в соответствии с ГОСТ Р 54429-2011 "Кабели связи симметричные для цифровых систем передачи. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 54429-2011).
Обратившись к ГОСТ Р 54429-2011, Комиссией установлено, что согласно подпункту "в" пункта 4.1 раздела 4 "Классификация, основные параметры и размеры" ГОСТ Р 54429-2011 кабели подразделяют:
по конструкции кабеля - в соответствии с международным стандартом ИСО/МЭК 11801:
- - кабели неэкранированные (кабели без общего экрана и без индивидуального экрана по элементам скрутки);
- или - кабели в общем экране из металлополимерной или металлической ленты или фольги, или оплетки из металлических проволок (кабели в общем экране и без индивидуального экрана по элементам скрутки).
С учетом изложенного, при указании конкретного значения показателя "тип кабеля" кабеля связи парной скрутки (позиция 16) - кабель U/UTP применяется для неэкранированных кабелей, кабель F/UTP применяется для экранированных кабелей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что при указании значения показателя "Используется для подключения к разъему RJ-45" кабеля связи парной скрутки (позиция 16) участнику закупки необходимо в составе первой части заявки указать в качестве значения показателя "тип кабеля" кабеля связи парной скрутки (позиция 16) - F/UTP (применяемый для экранированных кабелей), значение показателя "Для повышения помехоустойчивости линий может быть применен кабель с экранирующими элементами в конструкции" кабеля связи парной скрутки (позиция 16) - для повышения помехоустойчивости линий применен кабель с экранирующими элементами в конструкции, значение показателя "Допустимо наличие элемента корпуса для подключения экранированного кабеля" разъема RJ-45 (позиция 25) - наличие элемента корпуса для подключения экранированного кабеля.
Однако, в составе первой части заявки участник закупки ООО "Вектор" указал значение показателя "Используется для подключения к разъему RJ-45" кабеля связи парной скрутки (позиция 16) - используется для подключения к разъему RJ-45, значение показателя "тип кабеля" кабеля связи парной скрутки (позиция 16) - U/UTP (применяемый для неэкранированных кабелей), значение показателя "Для повышения помехоустойчивости линий может быть применен кабель с экранирующими элементами в конструкции" кабеля связи парной скрутки (позиция 16) - отсутствует, значение показателя "Допустимо наличие элемента корпуса для подключения экранированного кабеля" разъема RJ-45 (позиция 25) - наличие элемента корпуса для подключения экранированного кабеля, при совокупном изучении приведенных значений и показателей следует, что такое изложение спорного значения показателя противоречит значениям показателей "Для повышения помехоустойчивости линий может быть применен кабель с экранирующими элементами в конструкции" кабеля связи парной скрутки (позиция 16) и "тип кабеля" кабеля связи парной скрутки (позиция 16) - U/UTP (применяемый для неэкранированных кабелей).
Применимо к позиции 18 "Дифференциальный автоматический выключатель" заказчику необходимо использовать при выполнении работ, являющихся предметом рассматриваемой закупки, следующий товар:
N п/п |
Наименование товара, оборудования |
Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара |
Нормативно-технические документы |
18 |
Дифференциальный автоматический выключатель |
Быстродействующий защитный выключатель, реагирующий на дифференциальный ток, со встроенной защитой от сверхтоков. Обеспечивает виды защиты - защиту человека от поражения электрическим током при случайном непреднамеренном прикосновении к токоведущим частям электроустановок при повреждениях изоляции и предотвращение пожаров вследствие протекания токов утечки на землю и защиту от перегрузки, а так же короткого замыкания. В аппарате предусмотрена индикация срабатывания от дифференциального тока. Характеристики: Комбинированная схема с электронным модулем дифференциальной защиты и встроенным выключателем серии ВА47-29. Встроенная защита от импульсных (грозовых перенапряжений) - варистор класса С/D. Наличие кнопки возврат для индикации срабатывания от дифференциального тока. Диапазон рабочих температур: от -25°С до +50°С. Номинальное напряжение частотой 50 Гц, В: 230,400 Номинальный ток In, А: 16 Номинальная отключающая способность, А: не менее 4 000 Диапазон времени отключения при номинальном дифференциальном токе, мс: \x{2264}40 Номинальный отключающий дифференциальный ток In, мА: 10, 30, 100 или 300 Условия эксплуатации: УХЛ4 Степень защиты выключателя: не менее IP 20 Электрическая износостойкость, циклов ВО, не менее: 6 000 Механическая износостойкость, циклов ВО, не менее: 20 000 Сечение присоединяемых проводов: не менее: вход - 25; выход - 16/25 Диапазон рабочих температур, °С: от -25 до +40 |
|
Как пояснили представители заказчика на заседании Комиссии, ООО "Вектор" в составе первой части заявки на участие в рассматриваемом электронном аукционе не представлено диапазонное значение "времени отключения при номинальном дифференциальном токе, мс: \x{2264}40" в соответствии с требованием заказчика, установленным в документации об электронном аукционе, в отношении показателя "Диапазон времени отключения при номинальном дифференциальном токе, мс: \x{2264}40".
Обратившись к положениям Инструкции, Комиссией установлено, что при указании значения показателя "Диапазон времени отключения при номинальном дифференциальном токе, мс: \x{2264}40" дифференциального автоматического выключателя (позиция 18), учитывая сопровождение такого показателя словом ("диапазон") и знаком (\x{2264}), участнику закупки необходимо руководствоваться следующими положениями инструкции:
1) В случае использования в документации об аукционе следующих символов:
\x{2265} - "больше или равно",
\x{2264} - "меньше или равно",
> - "более",
< - "менее",
по данным значениям участнику необходимо сделать конкретное предложение, согласно настоящей инструкции по заполнению заявки.
2) Когда перед диапазонным значением указано слово "диапазон", участник должен предложить диапазонное значение, удовлетворяющее приведенным документацией об электронном аукционе требованиям, в случаях, когда заказчику требуется точно определить значение, входящее в определенный диапазон используется понятие "в диапазоне", также в случае, если значение показателя начинается со слова "возможность_", то такое значение показателя является неизменяемым и не подлежит конкретизации.
Участник закупки ООО "Вектор" в составе первой части заявки указал конкретное значение показателя "Диапазон времени отключения при номинальном дифференциальном токе, мс: \x{2264}40" дифференциального автоматического выключателя (позиция 18) - 40.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком, установленные в рассматриваемом случае положения Инструкции (выдержка, приведена выше в тексте настоящего решения) не позволяют однозначно указать конкретное значение показателя, требуемое заказчику, при условии, что участнику закупки необходимо указать конкретное (точное) значение, указав при этом диапазон, что при совместном употреблении становится абсурдным.
Так, по позиции 20 "Кабельная стяжка" заказчику необходимо использовать при выполнении работ, являющихся предметом рассматриваемой закупки, следующий товар:
N п/п |
Наименование товара, оборудования |
Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара |
Нормативно-технические документы |
20 |
Кабельная стяжка |
Стяжка предназначена для крепежа и соединения в жгут кабелей и проводов. Механизм стяжки должен быть замковый, одностороннего хода, неразъемный. Стяжки должны применяться металлические или неметаллические. Металлические стяжки должны быть стойкие к коррозии. Неметаллические стяжки должны быть стойкие к ультрафиолетовому излучению. |
|
Как пояснили представители заказчика на заседании Комиссии, участник закупки ООО "Вектор" в составе первой части заявки не указал значение показателя "Металлические стяжки должны быть стойкие к коррозии", при этом в Инструкции указано, что в случае, если заказчику требуются товары в различных вариантах исполнения, в таком случае участник должен указать конкретные значения показателей для каждого варианта исполнения товара в отдельности, при этом, в случае, если в соответствии со стандартами какое-либо значение показателя, указанное в требованиях к товарам, для какого-либо из предлагаемых участником закупки варианта исполнения товара не нормируется (не определяется), то участник вместо указания конкретных или диапазонных значений показателя, соответствующих установленным заказчиком требованиям, по такому показателю указывает фразу "не нормируется" или "не определяется.
Обратившись к положениям Инструкции, при указании значения показателя "Стяжки должны применяться металлические или неметаллические" кабельной стяжки (позиция 20), и дальнейшее определение характеристик стяжек в зависимости от их вида, учитывая сопровождение такого показателя союзом (или), участнику закупки необходимо руководствоваться следующими положениями Инструкции в совокупности (последовательное применение):
1) В случае, когда значения показателей товара, а также товары перечисляются через союз "или", "либо", участником закупки должно быть указано одно из предлагаемых значений, товаров, за исключением случаев, когда такое значение показателя является неизменяемым и не подлежит конкретизации.
2) В случае если заказчику требуются товары в различных вариантах исполнения, в таком случае участник должен указать конкретные значения показателей для каждого варианта исполнения товара в отдельности. При этом, в случае, если в соответствии со стандартами какое-либо значение показателя, указанное в требованиях к товарам, для какого-либо из предлагаемых участником закупки варианта исполнения товара не нормируется (не определяется), то участник вместо указания конкретных или диапазонных значений показателя, соответствующих установленным заказчиком требованиям, по такому показателю указывает фразу "не нормируется" или "не определяется". В случае, если заказчику требуется товар только в одном из предложенных заказчиком вариантов исполнения товара, участник должен указать конкретные значения показателей только для того варианта исполнения товара, который предложен участником закупки к использованию при выполнении работ.
Соответственно, учитывая положения Инструкции (выдержка, приведена выше в тексте настоящего решения) участнику закупки в составе первой части заявки необходимо было указать конкретное значение показателя "Стяжки должны применяться металлические или неметаллические" кабельной стяжки (позиция 20) только для одного варианта исполнения (либо металлические, либо неметаллические), который предложен участником закупки к использованию при выполнении работ и, соответственно, характеристики такой стяжки.
Участник закупки ООО "Вектор" в составе первой части заявки указал конкретное значение показателя "Стяжки должны применяться металлические или неметаллические" кабельной стяжки (позиция 20) - стяжки применяются неметаллические, далее, процитировав положение пункта 10 раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации "Требования к товару, оборудованию, используемому при выполнении работ" - неметаллические стяжки стойкие к ультрафиолетовому излучению.
Следовательно, участником закупки при заполнении первой части заявки применительно к спорному показателю (его значению) приняты во внимание надлежащие положения Инструкции путем соотнесения двух показателей (их значений): при выборе одного из значений показателя (в аукционной документации закреплена обязательность такого действия) верно определён сопутствующий показатель (его значение), указание иного показателя (его значения) не требуется.
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в электронном аукционе в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0171200001919001494 от 11.09.2019 аукционной комиссией уполномоченного органа было отказано в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки - ООО "Вектор" (идентификационный номер заявки 26639) - "на основании пунктов 2, 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), п. 20 раздела 1 "Информационная карта аукциона", п. 10 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе:
- по п. 12. "Провода установочные ПуГВ" в заявке участника закупки содержится - "ПуГВ представляет собой провод установочный для условий монтажа и эксплуатации, требующих повышенной гибкости, с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката, с оболочкой из поливинилхлоридного пластиката".
В своей заявке участник закупки указал производную формулировку от слова "требуется", не позволяющую однозначно определить наличие, либо отсутствие характеристики в товаре, при этом в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указанной в приложении N 2 Раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе указано, что конкретные показатели используемых товаров не должны допускать двусмысленного толкования и сослагательного наклонения, а так же первая часть заявки не должна содержать фразу "требуется".
- по п. 16. "Кабель связи парной скрутки" участник закупки предоставил недостоверную информацию по п. 16. "Кабель связи парной скрутки" и п. 25. "Разъем RJ-45", при этом в документации об электронном аукционе содержится требование о совместной применимости данных товаров, а именно: участником закупки для товара по п. 16. "Кабель связи парной скрутки" заявлен показатель "Используется для подключения к разъёму RJ-45.".
Отсутствие в заявке участника показателя "Для повышения помехоустойчивости линий может быть применен кабель с экранирующими элементами в конструкции" определяет несовместимость товаров по п.25 "Разъем RJ-45" по показателю "Наличие элемента корпуса для подключения экранированного кабеля.".
Показатель "Используется для подключения к разъёму RJ-45" является недостоверным.
- по п. 18 "Дифференциальный автоматический выключатель" в отношении показателя "Диапазон времени отключения при номинальном дифференциальном токе, мс: \x{2264}40" не представлено диапазонное значение времени отключения в соответствии с требованием Заказчика.
- по п. 20. "Кабельная стяжка" в отношении показателя "Металлические стяжки должны быть стойкие к коррозии" определение значения показателя отсутствует, при этом в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указанной в приложении N 2 Раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе указано, что в случае, если Заказчику требуются товары в различных вариантах исполнения, в таком случае участник должен указать конкретные значения показателей для каждого варианта исполнения товара в отдельности, при этом, в случае, если в соответствии со стандартами какое-либо значение показателя, указанное в требованиях к товарам, для какого-либо из предлагаемых участником закупки варианта исполнения товара не нормируется (не определяется), то участник вместо указания конкретных или диапазонных значений показателя, соответствующих установленным заказчиком требованиям, по такому показателю указывает фразу "не нормируется" или "не определяется.
Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что аукционная комиссия уполномоченного органа правомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки ООО "Вектор", однако допустила нарушение части 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, включив в протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0171200001919001494 от 11.09.2019 информацию об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки ООО "Вектор", указав в качестве оснований для такого отказа, в том числе, позиции 18 "Дифференциальный автоматический выключатель, 20 "Кабельные стяжки" пункта 10 раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из содержания пункта 10 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, и как следует из письменных пояснений заказчика, требуемые заказчиком к поставке "Дифференциальные автоматические выключатели" позиция 20 (значение показателя "Диапазон времени отключения при номинальном дифференциальном токе") должны соответствовать как положениям "ГОСТ IEC 61009-1-2014 Выключатели автоматические, срабатывающие от остаточного тока, со встроенной защитой от тока перегрузки, бытовые и аналогичного назначения. Часть 1. Общие правила (с Поправкой)" (далее - ГОСТ IEC 61009-1-2014), так и документации об электронном аукционе, содержащей, в числе прочего, технические характеристики дифференциального автоматического выключателя.
Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика, показатель "Диапазон времени отключения при номинальном дифференциальном токе" дифференциальных автоматических выключателей (позиция 20) установлен в соответствии с таблицей N 2 ГОСТ IEC 61009-1-2014 при типе АВДТ "Общий" (, А).
Данная величина определена таблицей N 2 ГОСТ IEC 61009-1-2014 столбцом для всех диапазонов номинального отключающего дифференциального тока, указанного заказчиком (In, Ma: 10,30,100 или 300 пункт 18 "Требования к конкретным показателям").
Для АВДТ "Общий" значение минимального времени отключения отсутствует, то есть соответствует 0 сек. Тем самым диапазон времени отключения составляет от 0 мс до 40 мс.
В таблице N 2 ГОСТ IEC 61009-1-2014 указаны предельные значения времени отключения и времени неотключения для АВДТ в условиях переменных дифференциальных токов, без учета указания номинального напряжения.
Проанализировав установленные заказчиком требования к техническим характеристикам товара "Дифференциальный автоматический выключатель" (значение показателя "Диапазон времени отключения при номинальном дифференциальном токе"), а также положения ГОСТ IEC 61009-1-2014, которому в соответствии с названными требованиями должны соответствовать данные дифференциальные автоматические выключатели, Комиссией установлено следующее.
Согласно подпункту 5.3.8 пункта 5.1 "Перечень характеристик" раздела 5 "Характеристики АВДТ" ГОСТ IEC 61009-1-2014 установлены предельные значения времени отключения и времени неотключения для АВДТ типов АС и А.
В силу подпункта 5.3.8.1 пункта 5.1 "Перечень характеристик" раздела 5 "Характеристики АВДТ" ГОСТ IEC 61009-1-2014 предельные значения времени отключения и времени неотключения для АВДТ типов АС и А в условиях переменных дифференциальных токов установлены в таблице N 2 - Предельные значения времени отключения и времени неотключения для АВДТ типов АС и А в условиях переменных дифференциальных токов (действующие значения).
В таблице N 2 ГОСТ IEC 61009-1-2014 указаны предельные значения времени отключения и времени неотключения для АВДТ в условиях переменных дифференциальных токов, без учета указания номинального напряжения.
При этом предельное значения времени отключения для АВДТ в условиях переменных дифференциальных токов - 40 мс, но минимальное значение времени отключения не установлено в ГОСТ IEC 61009-1-2014.
Однако заказчиком значение показателя установлено как "Диапазон времени отключения при номинальном дифференциальном токе", что не соответствует приведенным требованиям данного государственного стандарта: в ГОСТ IEC 61009-1-2014 не установлено такое значение показателя как "Диапазон времени отключения при номинальном дифференциальном токе", и в документации об электронном аукционе отсутствует обоснование подобного установления.
Заказчиком в документации об электронном аукционе установлен такой показатель как "Диапазон времени отключения при номинальном дифференциальном токе" дифференциального автоматического выключателя (позиция 18) со значением "\x{2264}40".
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что требование заказчика, установленное к товару "Дифференциальный автоматический выключатель", соответствующее ГОСТ IEC 61009-1-2014 о наличии диапазона для значения времени отключения при номинальном дифференциальном токе является не стандартным показателем, поскольку из таблицы N 2 ГОСТ IEC 61009-1-2014 следует, что "диапазон" не является показателем товара, а данный термин использован в нормативном документе для целей указания области его применения - при проведении испытаний.
Таким образом, исходя из пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что поскольку в данном случае заказчик и уполномоченный орган при описании объекта закупки не использовали установленные ГОСТ IEC 61009-1-2014 требования к характеристикам используемых при выполнении работ товаров (дифференциальный автоматический выключатель) и терминологии, должны включить в рассматриваемую документацию обоснование необходимости использования других требований (при этом под "другими требованиями" понимаются требования, не совпадающие в полном объеме (в том числе по минимальной и по максимальной границам значений, приведенных выше в качестве примера) с требованиями действующего государственного стандарта) и терминологии. Не включив в документацию об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на оснащение автомобильных дорог элементами обустройства (извещение N 0171200001919001494), такое обоснование, заказчик и уполномоченный орган нарушили пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Вместе с тем Комиссией при принятии решения по настоящей жалобе принимается во внимание тот факт, что на участие в рассматриваемом аукционе были поданы три заявки от потенциальных подрядчиков. Две заявки признаны аукционной комиссией уполномоченного органа соответствующими требованиям, одному участнику закупки (заявителю) отказано в допуске к участию в аукционе в электронной форме по основаниям, два из которых, признаны Комиссией Ярославского УФАС соответствующими законодательству о контрактной системе, а доводы жалобы относительно отказа в таком допуске - необоснованными.
Таким образом, Комиссия считает возможным не выдавать предписание о внесении изменений в аукционную документацию.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (ИНН 5643022352, ОГРН 1165658081071) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оснащение автомобильных дорог элементами обустройства (извещение N 0171200001919001494) необоснованной.
2. По результатам проведения внеплановой проверки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оснащение автомобильных дорог элементами обустройства (извещение N 0171200001919001494): признать аукционную комиссию уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), нарушившей часть 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, признать заказчика, государственное казённое учреждение Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" (ИНН 7627013227, ОГРН 1027601604469), и уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), нарушившими пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Выдать аукционной комиссии уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Лебедева С.Н. |
Члены Комиссии: |
Катричева Е.И. Печников А.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 23 сентября 2019 г. N 076/06/67-522/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.09.2019