Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Нордтекс" на действия заказчика ФГУП "ЦЭНКИ" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку специальной одежды летней (реестровый N 31907936601, далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС, Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
Согласно доводу жалобы Заказчиком в нарушение требований действующего законодательства в Аукционной документации указан конкретный артикул ткани с гиперссылкой на сайт производителя ткани, при этом отсутствует указание на возможность поставки эквивалента.
Комиссия, заслушав возражения Заказчика, оценив представленные документы
и сведения в их совокупности и взаимной связи, установила следующее.
В соответствии с Техническим заданием Заказчиком установлено требование к поставляемой продукции:
Основная ткань #1: костюм для защиты от ОПЗ и МВ с антистатической нитью.
Ткань антиэлектростатическая для специальной одежды ОПЗ артикул 18422 а-Х "Премьер комфорт 250 А" с нефтемасловодоотталкивающей отделкой. Цвет - синий (по PANTONE 19-3810TPX).
Поверхностная плотность (не менее): 255_5 г/м\x{00b2}.
Основная ткань #2: костюм для защиты от ОПЗ и МВ.
Ткань электростатическая для специальной одежды ОПЗ артикул 18422 Х "Премьер комфорт 250 " с масловодоотталкивающей отделкой.
При этом как следует из жалобы Заявителя, указанные в Техническом задании разрывные нагрузки и показатель по циклу истираемости у тканей Премьер комфорт 250 и Премьер комфорт 250А завышены в Аукционной документации и разнятся со сведениями, расположенными на сайте по гиперссылке.
Согласно пункту 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В рассматриваемом случае Комиссия установила, что формулировка в Техническом задании: "Указание в настоящем техническом описании товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, наименование места происхождения продукции или наименование производителя без дополнения таких указаний словами "или эквивалент" и аналогичного, считать сопровождаемым со словами "или эквивалент", при этом поставляемый товар должен соответствовать потребностям и характеристикам Заказчика, указанными в Техническом задании и настоящем техническом описании" в совокупности с гиперссылкой к каждому товару, требуемому к поставке, вводит участников (потенциальных участников) Аукциона в заблуждение, позволяя в дальнейшем манипулировать поданными на участие в Аукционе заявками, при этом отсутствует указание о возможности поставки эквивалентной продукции к каждой требуемой продукции.
Вышеуказанная формулировка Заказчика относительно эквивалентности является абстрактной, так как в документации не представлены конкретные характеристики товара, являющиеся эквивалентными (равнозначными) для Заказчика, в соответствии с которыми и будет производиться рассмотрение заявок.
В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в Аукционе, а также недопустимости злоупотребления правом Заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно формирования подаваемых на участие в закупке заявок. Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений, либо отсутствие в Аукционной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.
Названный правовой подход наиболее полно обеспечивает баланс частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, поскольку направлен на повышенную защиту участника торгов как более слабой стороны в указанных правоотношениях.
Таким образом, учитывая тот факт, что в Техническом задании не содержатся параметры эквивалентности товара, в связи с чем у участников отсутствует возможность уяснить потребности Заказчика и надлежащим образом сформировать заявку в случае предложения эквивалентного товара, у Заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявки Заявителя.
Кроме того, указание Заказчиком в документации о закупке гиперссылки на конкретный сайт производителя может ввести в заблуждение потенциальных участников процедуры, которые будут уверены, что к поставке предлагается конкретная марка продукции с учетом отсутствия соответствующих параметров эквивалентности.
При этом согласно доводам Заявителя он является производителем товара, соответствующего требованиям документации о закупке, и указание гиперссылок влечет ограничение конкуренции.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики руководствуются в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Вместе с тем установленные в Техническом задании Заказчиком требования не соответствуют указанным принципам, в связи с чем Комиссия признает жалобу Заявителя обоснованной.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Нордтекс" (ОГРН: 1085001004175, ИНН 5001069981) на действия ФГУП "ЦЭНКИ" (ОГРН: 1027739178510, ИНН: 7702044530) при проведении Аукциона обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 сентября 2019 г. N 077/07/00-4652/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.09.2019