Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобы <...> (далее также - Заявитель) на действия ООО ВТБ ДЦ (далее также - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание консультационно-аналитических услуг (реестровый N 31907841173), запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по оценке и стоимостному консультированию (реестровый N 31907823347) (далее - Закупки) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика, мотивированные несогласием с утверждением неправомерных положений Закупочных документаций, ограничивающих конкуренцию между участниками.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу
о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт).
В своих жалобах заявитель выражает несогласие с установлением в Закупочных документациях неправомерно низкой значимости ценового критерия по сравнению с критерием квалификации участника, а также установление неправомерного квалификационного критерия в пункте 11 к извещению о проведении закупки с реестровым N 31907823347 о наличии в штате участника оценщика, обладающего международным аттестатом (TEGova, RICS, ASA).
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктами 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе:
- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Комиссия, рассмотрев представленные возражения Заказчика, а также оценив всю представленную информацию в ее совокупности и взаимной связи, установила следующее.
Как указал представитель Заказчика, права и законные интересы Заявителя по закупке с реестровым N 31907841173 не могут быть каким либо образом ущемлены, поскольку последний не может быть участником закупочной процедуры в силу норм действующего законодательства.
В подтверждение представителем Заказчика было указано, что конкурс в электронной форме с реестровым N 31907841173 согласно извещению о проведении Закупки и Закупочной документации проводится в соответствии со статьей 3.4 Закона о закупках, с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Участниками обжалуеомого конкурса могут являться субъекты малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.04.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" (далее - Закон о развитии МСП) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, произведенные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие ряду условий, перечисленных в части 1.1
статьи 4 Закона о развитии МСП.
Таким образом, физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, не являются субъектами малого и среднего предпринимательсва, и как следствие не могут быть участниками закупки, осуществляемой в соответствии со статьей 3.4 Закона о закупках.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведения торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем) права и законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Резюмируя изложенное, поскольку права и законные интересы Заявителя при проведении конкурса электронной форме с реестровым N 31907841173 не могут быть нарушены, Комиссия считает доводы жалобы на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса несостоятельными.
Относительно доводов жалобы на действия Заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме с реестровым N 31907823347 Комиссия установила следующее.
Так, Заявитель указывает, что минимальное ценовое предложение участник не позволяет победитель такому участнику в случае, если он не может представить документы по критерию квалификации участника запроса предложений.
Согласно части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями, порядком оценки и сопоставления заявок, установленными документацией запроса предложений в соответствии с Положением о закупках.
Таким образом, при оценке заявок на участие в запросе предложений комиссия Заказчика оценивает не только ценовые предложения, но и иные условия исполнения договора, в том числе квалификацию участника.
Согласно пункту 5.2.2 Положения о закупках критериями оценки заявок на участие в процедурах закупок, если иное не определено в Закупочной документации, в том числе, могут быть:
- цена товара, работ, услуг, цена единица продукции, ценовой показатель;
- квалификация участника закупки (обеспеченность материально-техническими ресурсами, обеспеченность кадровыми ресурсами, опыт и репутация участника закупки и т. д.).
В соответствии с пунктом 5.2.4 Положения о закупках значимость критериев определяется в процентах. Сумма значимости критериев оценки заявок на участие в процедуре закупки, установленных в документации, составляет 100 процентов.
При этом обязательное процентное соотношение значимости ценового и неценового критериев не установлено ни Законом о закупках, ни Положением о закупках Заказчика, и определяется Заказчиком в документации о проведении закупки исходя из потребностей Заказчика и специфики проводимой закупки.
В соответствии с документацией о проведении запроса предложений с реестровым N 31907823347 в качестве критериев оценки установлены "Квалификация участника запроса предложений" со значимостью 75 % и "Ценовой показатель" со значимостью 25 %.
Комиссия отмечает, что установление квалификационных критериев Заказчиком обусловлено его потребностью выявить контрагента, который обладает наилучшими материально-техническими ресурсами и обладает наилучшей квалификацией.
Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств неправомерности установления такого порядка.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия считает довод жалобы Заявителя необоснованным.
Также в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерность установления в качестве оценки по критерию "Квалификация участника запроса предложений" показателя о наличии в штате участника оценщика, обладающего международным аттестатом (TEGova, RICS, ASA).
Представитель Заказчика отметил, что предметом обжалуемого запроса предложений являются услуги по оценке и стоимостному консультированию, оказание которых требует высокий уровень квалификации и релевантного опыта исполнителя, что и отражено в критериях оценки и сопоставления заявок, установленных в пункте 10 Закупочной документации.
Установление оспариваемого показателя обусловлено необходимостью предоставления Заказчиком результатов оказания услуг по оценке в иностранные суды и зарубежные и международные учреждения, требующие, в свою очередь, удостоверение международной квалификации специалиста оценщика, подтвержденного международным аттестатом.
Вместе с тем Комиссия не может считать данные критерии неконкурентнымм, поскольку порядок оценки заявок по рассматриваемым критериям соответствует предмету закупки, и представление документов в качестве подтверждения не является обязательным.
В настоящем случае Заказчиком предприняты должные меры для обеспечения конкуренции при проведении процедуры, а Заявителем не было доказано ограничение доступа к участию, поскольку указанные в доводах жалобы критерии не запрещают потенциальным участникам участвовать в Конкурсе.
Обозначенные сведения были доведены до участников Конкурса посредством их размещения на Официальном сайте, а сами действия Заказчика соответствовали вышеуказанным условиям Конкурсной документации, что не позволяет придти к выводу о наличии необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам Конкурса.
Кроме того Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком Закона о закупках, и как его права объективно нарушаются оспариваемыми им критериями оценки заявок.
Кроме того Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком Закона о закупках, и как его права объективно нарушаются оспариваемым им показателем оценки заявок.
С учетом изложенного, у Комиссии отсутствуют основания для признания довода жалобы обоснованным.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобы <...> на действия ООО ВТБ ДЦ (ОГРН: 5117746058733, ИНН: 7710904677) при проведении Закупок необоснованными.
Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России
от 21.05.2019 N ТФ/1841/2019.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 мая 2019 г. N 077/07/00-1841/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.09.2019