Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Подразделение транспортной безопасности "Экскалибур" на действия ОАО "РЖД" при проведении предварительного квалификационного отбора без ограничения срока подачи заявок в электронной форме N 5/ПКОЭ-ЦБЗ/19 организаций, обладающих достаточной квалификацией для оказания услуг по обеспечению устойчивого функционирования транспортного комплекса ОАО "РЖД" от противоправных (неправомерных) действий (бездействий) угрожающих деятельности транспортного комплекса в 2020-2024 гг. (реестровый N 31908283509) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с утверждением неправомерных положений Закупочной документации, ограничивающих конкуренцию между участниками.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу
о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт).
В своей жалобе Заявитель выражает несогласие со следующим.
1. В Приложении N 1.3 "Критерии и порядок оценки и сопоставления квалифицированных заявок" к квалификационной документации установлены критерии и порядок оценки и сопоставления квалификационных заявок.
Согласно п. 2.1 критериев оценки "Квалификация персонала" оценивается путем деления количества персонала участника, задействованного в выполнении работ/оказании услуг, и указанного в сведениях о квалифицированном персонале участника представленной в приложении N1.2 квалификационной документации) представленного каждым (j-ым) участником и наличие которого подтверждено документами, указанными в пункте 3.2 приложения N 1.3 к квалификационной документации, на максимальное количество персонала, задействованного в оказании услуг из всех имеющихся у участников:
Ai= Пi/ Пx10,
i - номер участника;
Ai - количество баллов i-ого участника;
Пi - количество персонала, задействованного в оказании услуг, имеющегося у i-ого участника;
П - максимальное количество персонала для оказания услуг по предмету квалификационного отбора из всех предложенных участниками.
Если Пi \x{2265} 200, то участник получает по данному критерию 10 баллов.
Заявителю непонятно на какое количество персонала, задействованного в оказании услуг, имеющегося у i-ого участника будет делиться предложение участников.
Представитель Заказчика пояснил, что в случае наличия у участника квалификационного персонала более 200, то есть Пi \x{2a7e} 200, то участнику присваивается 10 баллов по данному критерию, формула Ai= Пi/ Пx10 в таком случае не применяется.
2. Согласно п. 2.2 критериев оценки "Наличие на момент подачи заявки кинологов, обеспечивающих при помощи кинологических собак, подготовленных для поиска взрывоопасных веществ с целью реагирования на сообщения о заложенных взрывчатых веществах, поиск взрывоопасных веществ" оценивается наличие у участника на момент подачи заявки кинологов, обеспечивающих при помощи кинологических собак, подготовленных для поиска взрывоопасных веществ с целью реагирования на сообщения о заложенных взрывчатых веществах, поиск взрывоопасных веществ, указанное в сведениях о наличии кинологов по форме Приложения N 1.2 к квалификационной документации) и подтвержденные документами, указанными в пункте 3.4 приложения N 1.3 к квалификационной документации.
Количество баллов определяется следующим образом:
0 баллов - отсутствие кинологов, обеспечивающих при помощи кинологических собак, подготовленных для поиска взрывоопасных веществ с целью реагирования на сообщения о заложенных взрывчатых веществах, поиск взрывоопасных веществ
4 балла - наличие кинологов, обеспечивающих при помощи кинологических собак, подготовленных для поиска взрывоопасных веществ с целью реагирования на сообщения о заложенных взрывчатых веществах, поиск взрывоопасных веществ.
По данному критерию Заявителю неясно какое количество баллов получит участник в случае наличия у него одного кинолога.
Представитель Заказчика пояснил, что, исходя из указанного порядка оценки, четко следует, что в случае отсутствия у участника кинологов начисляется 0 баллов, а в случае наличия - 4 балла, независимо от количества кинологов.
Данный критерий оценки установлен для возможности присвоения участникам, имеющим кинологов, дополнительных баллов с последующей целью максимально эффективного реагирования на сообщение о заложенных взрывчатых веществах.
Согласно пункту 3 критериев оценки "Членство в саморегулируемых организациях в области обеспечения транспортной безопасности" количество баллов определяется следующим образом:
0 баллов - отсутствие членства в саморегулируемой организации в области обеспечения транспортной безопасности.
10 баллов - наличие членства в саморегулируемой организации в области обеспечения транспортной безопасности.
20 баллов - наличие членства в саморегулируемой организации в области обеспечения транспортной безопасности, имеющей соглашение о взаимодействии с ОАО "РЖД".
По мнению Заявителя, начисление баллов ставится в зависимость от соглашения о взаимодействии с ОАО "РЖД" и, таким образом, максимальное количество баллов могут получить только те охранные организации, которые состоят в СРО, подконтрольной ОАО "РЖД".
Представитель Заказчика пояснил установление данного критерия оценки, сославшись на следующее.
Федеральный закон от 01.12.2007 N 315 "О саморегулируемых организациях" предусматривает обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в виде формирования компенсационного фонда и/или создание системы личного и (или) коллективного страхования, что является для заказчика дополнительной финансовой гарантией.
Также саморегулируемая организация устанавливает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации, что также является гарантией качества предоставляемых услуг.
Наличие соглашения у СРО о взаимодействии с ОАО "РЖД" дает возможность дополнительного контроля со стороны ОАО "РЖД" за соблюдением внутренних требований деятельности СРО в сфере обеспечения безопасности, также дает возможность рассматривать выработанные СРО стандарты и правила оказания услуг в сфере безопасности. Наличие соглашения накладывает на СРО дополнительные обязательства соблюдения требований, предъявляемых к оказанию услуг по обеспечению устойчивого функционирования транспортного комплекса ОАО "РЖД" от противоправных (неправомерных) действий (бездействия), угрожающих деятельности транспортного комплекса.
Реализация полномочий СРО основывается на демократических принципах - публичности деятельности СРО, коллегиальности принятия решений, открытости процедур, что будет способствовать принятию наиболее взвешенных решений и повышению ответственности СРО перед ОАО "РЖД", является эффективным инструментом, позволяющим на законном основании осуществлять централизованное регулирование в данной области.
Наличие членства в СРО является оценочным критерием выбора исполнителя и подтверждает как деловую репутацию участника, так и финансовую устойчивость, надежность и способность оказать услуги, предусмотренные документацией о закупке. Значимость критерия дает возможность участнику набрать либо 10 баллов, либо 20 баллов в зависимости от СРО, в которой он состоит, либо 0 баллов, если у участника отсутствует членство в СРО и (или) не представлены соответствующие документы. Установление настоящего критерия не приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Установление заказчиком нестоимостные критерии, в частности наличие свидетельства, подтверждающего членство в СРО в сфере транспортной безопасности, имеющей соглашение с ОАО "РЖД", не препятствует подаче заявки и не лишает претендента возможности конкурировать по всем установленным критериям.
При этом представитель Заказчика также пояснил, что вступление подразделения транспортной безопасности в СРО, у которой имеется соглашение о взаимодействии с ОАО "РЖД", прямо не контролируется и не может контролироваться в ОАО "РЖД", поскольку не требует дополнительного или какого-либо согласования с самим ОАО "РЖД".
Комиссия также отмечает, что согласно информации на официальном сайте https://sro-tb.ru/ ассоциация имеет 30 членов.
4. Согласно пункту 4.2 критериев оценки "Наличие разрешительных документов на право осуществления деятельности в области использования источников ионизирующего излучения для видов работ (услуг) по эксплуатации источников ионизирующего излучения для досмотра багажа и товаров" оценивается наличие разрешительных документов на право осуществления деятельности в области использования источников ионизирующего излучения для видов работ (услуг) по эксплуатации источников ионизирующего излучения для досмотра багажа и товаров.
Порядок определения баллов по критерию:
0 баллов - отсутствие разрешительных документов на право осуществления деятельности в области использования источников ионизирующего излучения для видов работ (услуг) по эксплуатации источников ионизирующего излучения для досмотра багажа и товаров
10 баллов - наличие разрешительных документов на право осуществления деятельности в области использования источников ионизирующего излучения для видов работ (услуг) по эксплуатации источников ионизирующего излучения для досмотра багажа и товаров.
По мнению Заявителя, если техническим заданием предусмотрено оказание услуг с применением источников ионизирующего изучения, то наличие лицензии должно быть основным требованием к участнику, а не критерием оценки.
На заявленный довод жалобы представитель Заказчика пояснил, что при проведении досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности используются рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоанализаторы.
В соответствии с пунктом 39 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) подлежит обязательному лицензированию.
Ряд досмотрового оборудования, которое может использоваться при обеспечении транспортной безопасной вокзалов (рентгеновские установки конвейерного типа, переносные и ручные металлодетекторы) являются источником, ионизирующим излучение.
Таким образом, наличие уже действующего разрешения на осуществление деятельности с использованием источников ионизирующего излучения у ПТБ свидетельствует о наличии у него соответствующего персонала и его подготовки в этой области, опыта использования таких источников и в случае необходимости возможность оперативного предоставления таких услуг для нужд ОАО "РЖД".
Также Заявителем оспаривается установление в квалификационной документации бальной системы оценки заявок участников, что противоречит требованиям Положения о закупках и приводит к сокращению количества участников квалификационного отбора.
В целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, а также, наряду с изложенным, в целях развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, Законом о закупках закреплены основные принципы и положения закупки товаров, работ, услуг.
Так, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).
При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.
Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (ч. 1 ст. 2 Закона о закупках).
Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Следовательно, при оценке Документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона о закупках, необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком дополнительных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата. Произвольный контроль антимонопольного органа за проведением корпоративных закупок в не соответствует целям и задачам, возложенным на данный орган действующим законодательством.
Включение заказчиком в Документацию о закупке дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, безусловно, может сужать круг потенциальных участников проводимых закупок. Вместе с тем, такие действия могут быть признаны нарушением Закона о закупках лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.
Комиссия отмечает, что требования к участникам закупки могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если доказано, что это условие включено в документацию специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует целям и потребностям проводимых заказчиком процедур.
Между тем из представленных материалов не следует вывод о том, что сформированные в Документации требования к участникам закупки были включены в интересах определенного хозяйствующего субъекта.
Принимая во внимание то, что Заявителем в рассматриваемом случае не был доказан ограничивающий характер данных требований, Комиссия приходит к выводу о несостоятельности рассматриваемых доводов жалобы.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Подразделение транспортной безопасности "Экскалибур" (ОГРН: 5147746434424, ИНН: 7729789869) на действия ОАО "РЖД" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) при проведении Закупки необоснованной.
Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России
от 19.09.2019 N 48330/19.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 сентября 2019 г. N 077/07/00-10418/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.09.2019