по результатам рассмотрения жалобы ООО "АНБ" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
20.09.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
рассмотрев жалобу ООО "Амурская нефтебаза" от 16.09.2019 N 558 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива (извещение N 31908132801), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Амурская нефтебаза" (далее - Заявитель) от 16.09.2019 N 558 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива (извещение N 31908132801) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 24.07.2019;
Начальная (максимальная) цена договора по лоту N 5 - 1 091 361 600 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 09.08.2019;
Дата проведения торгов - 14.08.2019;
Дата подведения итогов Конкурса - 15.08.2019;
На участие в Конкурсе подано 2 заявки, признанные соответствующими требованиям Документации;
По результатам проведения Конкурса 13.09.2019 заключен договор.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
Заказчиком принято неправомерное решение о допуске к участию в Конкурсе ООО "Татнефть-АЗС-Запад";
Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по критерию "опыт участника".
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные пунктом 1 частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение о допуске к участию в Конкурсе ООО "Татнефть-АЗС-Запад".
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Пунктом 3.15.8 Документации установлено, что техническое предложение должно содержать все показатели и характеристики товаров, работ, услуг, условия исполнения договора, предусмотренные конкурсной документацией и необходимые для рассмотрения и оценки конкурсной заявки участника. Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении и оценке заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах.
При этом в соответствии с формой технического предложения Документации при подаче заявки участник должен, в том числе, указать наименование и реквизиты регламентов, иных документов, применяемых в национальной системе стандартизации, которым соответствует предложенный товар, в соответствии с требованиями технического задания Документации.
Согласно протоколу рассмотрения заявок участников конкурса от 14.08.2019 б/н заявка ООО "Татнефть-АЗС-Запад" признана соответствующей требованиям Документации и допущена к участию в Конкурсе.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку ООО "Татнефть-АЗС-Запад" и пояснил, что согласно форме технического предложения Документации участнику необходимо указать конкретные характеристики предлагаемого к поставке товара в соответствии с требованиями технического задания Документации, вместе с тем, техническое задание Документации не содержит конкретных характеристик товара по предмету закупки, поскольку требования к товару установлены в соответствии с документами национальной системы стандартизации, в связи с чем участник должен указать только реквизиты и наименования документов, которым соответствует предлагаемый к поставке товар либо подтвердить, что предлагаемый к поставке товар соответствует требованиям нормативных документов, указанных в техническом задании Документации. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что заявка, поданная ООО "Татнефть-АЗС-Запад" для участия в Конкурсе, а также техническое предложение, представленное в составе указанной заявки, соответствует требованиям Документации, в связи с чем у Заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявки Заявителя, поданной для участия в Конкурсе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по критерию "опыт участника".
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно приложению 1.4 Документации оценка заявок участников Конкурса осуществляется, в том числе, по критерию "опыт участника".
Оценка осуществляется следующим образом:
"Оценивается путем деления стоимости выполненных j-ым участником поставок дизельного топлива с техническими характеристиками, указанными в техническом задании (приложении N 1.1 к документации), на начальную (максимальную) цену договора (без учета НДС), по формуле:
, где
Б j - количество баллов j-го участника;
Цj \x{03a3} опыт поставок - стоимость выполненных j-ым участником поставок товара/работ/оказаных услуг по предмету конкурса (без учета НДС);
Ц нач.макс. - начальная (максимальная) цена договора (без учета НДС).
N - максимально возможное количество баллов.
В случае, если стоимость поставок дизельного топлива дизельного топлива с техническими характеристиками, указанными в техническом задании (приложении N 1.1 к документации), равна или больше начальной (максимальной) цены договора (без учета НДС), то участнику сразу присваивается N баллов".
В соответствии с протоколом оценки заявок участников Конкурса от 26.08.2019 б/н Заявителю по критерию "опыт участника" присвоено 17, 97 балла.
Из Жалобы следует, что Заявителем с целью присвоения баллов по критерию "опыт участника" представлены договоры на поставку летнего дизельного топлива, топлива зимнего дизельного, а также договоры поставки топлива маловязкого судового, вместе с тем Заказчиком при оценке заявки Заявителя по критерию "опыт участника" не учтены договоры на поставку топлива маловязкого судового, в связи с чем Заявителю не присвоено максимального количество баллов по указанному критерию.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил документы и пояснил, что Заказчиком при оценке заявки Заявителя по критерию "опыт участника" учтены договоры на поставку дизельного топлива, соответствующего по своим качественно-функциональным характеристикам требованиям технического задания Документации, а также указанным в нем ГОСТ, поскольку в соответствии с критерием оценки заявок участников Конкурса "опыт участника" Заказчиком учитываются только договоры поставки дизельного топлива с техническими характеристиками, указанными в техническом задании Документации, вместе с тем, Заявителем в составе заявки для оценки по вышеуказанному критерию представлены договоры топлива маловязского судового, которое по своему назначению и характеристикам не соответствует топливу, установленному Заказчиком в техническом задании Документации.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил документов, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Амурская нефтебаза" (ИНН: 2724206962; ОГРН: 1152724007336) от 16.09.2019 N 558 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива (извещение N 31908132801) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 сентября 2019 г. N 223-ФЗ-919/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.09.2019