Я, начальник отдела расследований на торгах Управления по борьбе с картелями ФАС России <...>, рассмотрев материалы дела N 22/01/16-5/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении публичного акционерного общества "Электромеханика" (ОГРН 1026901848654, ИНН 6914001400, КПП 691401001; адрес: 172386, Тверская обл., г. Ржев, Заводское ш., д. 2; далее - ПАО "Электромеханика"), а также принятое Комиссией Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела N 22/01/16-5/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) решение по делу N 22/01/16-5/2019, которым установлен факт нарушения ПАО "Электромеханика" пунктов 1 и 4 статьи 16, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛ:
В Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России), в соответствии с приказом ФАС России от 01.08.2007 N 244 "Об утверждении Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган" поступило дело N 04-6/1-7-2018, возбужденное Тверским УФАС России по признакам нарушения пунктов 1, 3 и 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в отношении Правительства Тверской области, Министерства здравоохранения Тверской области, ПАО "Электромеханика", по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в отношении Министерства здравоохранения Тверской области и ПАО "Электромеханика".
Дело N 04-6/1-7-2018 принято к рассмотрению ФАС России, в связи с чем указанному делу присвоен учетный N 22/01/16-5/2019.
Приказом ФАС России от 15.04.2019 N 459/19 создана Комиссия по рассмотрению дела N 22/01/16-5/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела N 22/01/16-5/2019 Комиссией принято решение по делу N 22/01/16-5/2019 от 05.07.2019 N 22/57366/19, которым установлен факт нарушения Правительством Тверской области, Министерством здравоохранения Тверской области и ПАО "Электромеханика" пунктов 1 и 4 статьи 16, статьи 16 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения, в том числе между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
- повышению, снижению или поддержанию цен;
- ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Антимонопольным органом установлен факт заключения и реализации антиконкурентного соглашения между Правительством Тверской области, Министерством здравоохранения Тверской области и ПАО "Электромеханика", которое привело к поддержанию цен, ограничению доступа на товарный рынок, устранению с него хозяйствующих субъектов, а также к ограничению конкуренции при проведении Министерством здравоохранения Тверской области закупочных процедур на поставку и аренду быстровозводимых модульных фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП) в 2017 - 2018 гг.:
- NN 0136200003617010050, 0136200003617010070, 0136200003617010065, 0136200003617010049, 0136200003617010052, 0136200003617010053, 0136200003617010055, 0136200003617010056, 0136200003617010057, 0136200003617010058, 0136200003617010059, 0136200003617010060, 0136200003617010062, 0136200003617010067, 0136200003617010063, 0136200003617010051 (извещения о проведении электронных аукционов размещены в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 24.11.2017; далее - закупочные процедуры первого "этапа");
- NN 0136200003617011940, 0136200003617011965, 0136200003617011951, 0136200003617011947, 0136200003617011964, 0136200003617011936, 0136200003617011934, 0136200003617011962, 0136200003617011950, 0136200003617011956, 0136200003617011960, 0136200003617011958, 0136200003617011942, 0136200003617011945, 0136200003617011954, 0136200003617011937 (извещения о проведении электронных аукционов размещены в ЕИС 29.12.2017; далее - закупочные процедуры второго "этапа");
- N 0136200003618003271 (извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 08.06.2018; далее - закупочная процедура третьего "этапа");
- N 0136200003618003583 (извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 22.06.2018; далее - закупочная процедура четвертого "этапа").
О заключении и реализации антиконкурентного соглашения свидетельствуют следующие обстоятельства.
1. До проведения закупочных процедур на поставку ФАП осуществлялись встречи губернатора Тверской области, председателя Правительства Тверской области <...> (далее - губернатор Тверской области, председатель Правительства Тверской области) с заместителем председателя Законодательного Собрания Тверской области, генеральным директором ПАО "Электромеханика" <...> (далее - генеральный директор ПАО "Электромеханика") (01.06.2017 и 26.06.2017), на которых обсуждались вопросы и давались поручения губернатора Тверской области, связанные с размещением, проектированием, установкой ФАП.
В частности, 26.06.2017 по результатам встречи был подготовлен Перечень поручений губернатора Тверской области от 26.06.2017 N 209, в соответствии с положениями которого заместителю председателя Правительства Тверской области - Министру здравоохранения Тверской области <...> (далее - Министр здравоохранения Тверской области, <...>), поручено:
- совместно с генеральным директором ПАО "Электромеханика" обеспечить доработку проектов ФАП;
- в недельный срок разработать технологическую карту по установке новых ФАПов в муниципальных образованиях Тверской области;
- представить на утверждение 4 типа ФАП.
2. Фактическая поставка ФАП (в том числе монтаж, оснащение оборудованием, подключение к инженерным сетям) осуществлялась до проведения закупочных процедур, что подтверждается следующим:
- документами и информацией, обнаруженными при проведении внеплановой выездной проверки ПАО "Электромеханика" (приказ ФАС России от 22.04.2019 N 501/19);
- информацией и фотоматериалами, представленными региональным отделением в Тверской области Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию";
- сведениями, представленными районными администрациями Старицкого (вх. от 18.06.2019 N 104343-ЭП) и Торжковского района (вх. от 17.06.2019 N 103241-ЭП/19) в ответ на запрос ФАС России от 03.06.2019 N АЦ/46371/19; сведенениями, представленными администрацией Бежецкого района (вх. ФАС России от 27.06.2019 N 110913/19), подтверждающими направление руководителям центральных районных больниц (далее - ЦРБ) Тверской области технических требований и технических схем подготовки строительных площадок под размещение модульных ФАП до проведения закупочных процедур первого "этапа", наличием взаимоотношений между Бежецкой ЦРБ и ПАО "Электромеханика" по поводу подготовки площадки в деревне Филиппково Бежецкого района под размещение модульного фельдшерско-акушерского пункта и готовности данной площадки к 06.10 2017;
- договором поставки медтехники и медоборудования от 01.12.2017, заключенным между ПАО "Электромеханика" и ООО "Профсистема", в рамках которого ООО "Профсистема" в адрес ПАО "Электромеханика" поставляло необходимые для оснащения ФАП, медтехнику и медоборудование (электрокардиографы, дефрибриляторы-мониторы и пр.);
- письмом ПАО "Электромеханика" исх. от 14.12.2017 N 19-5/1340, адресованным заместителю Министра здравоохранения Тверской области <...>, в котором сообщается: что, на 06.12.2017 все ФАП отгружены и установлены на площадках в поселениях Тверской области".
3. Действия Правительства Тверской области по обсуждению и организации мер по закупке / поставке ФАП в Тверской области в 2017 году (в частности реализация поручений губернатора Тверской области, фактическая поставка ФАП) до проведения закупочных процедур, а также до определения победителя при проведении закупочной процедуры третьего "этапа" по аренде ФАП, подтверждаются публикациями в средствах массовой информации Тверской области.
4. Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций согласовано техническое задание на поставку ФАП, содержащее ограничивающие конкуренцию требования. Так, техническими заданиями предусматривалась поставка модульных фельдшерско-акушерских пунктов, мебели бытовой, мебели медицинской и медицинского оборудования, то есть товаров технологически и функционально не связанных между собой.
5. В целях обеспечения победы ПАО "Электромеханика" в закупочных процедурах на поставку / аренду ФАП в Тверской области Правительством Тверской области и Министерством здравоохранения Тверской области осуществлялись действия, направленные на перераспределение бюджетных ассигнований (финансирования) на мероприятия по приобретению / поставке / аренде с правом последующего выкупа ФАП в Тверской области. В частности, внесение изменений в государственную программу Тверской области "Здравоохранение Тверской области" на 2015-2020 годы от 30.01.20181 (на основании решения Бюджетной комиссии от 30.01.2018), предусматривающих перераспределение финансирования с приобретения ФАП на иные цели, послужило основанием отмены 16 закупочных процедур на право заключения государственных контрактов на поставку быстровозводимых модульных фельдшерско-акушерских пунктов (закупочные процедуры второго "этапа"), ни в одной из которых ПАО "Электромеханика" не одержало победу (победители - ООО "Строительная компания "Ель" и ООО "АРТСТРОЙ -21 ВЕК") и которые прошли в условиях конкурентной борьбы (снижение начальной (максимальной) цены контракта от 7,50 % до 27,15 %).
6. В соответствии с поручением Министра здравоохранения Тверской области, после отмены закупочных процедур второго "этапа", которые прошли в условиях конкурентной борьбы, между ПАО "Электромеханика" и центральными районными больницами Тверской области заключены 16 договоров аренды ФАП, являвшихся предметом закупочных процедур первого и второго "этапов".
7. По результатам проведения внеплановой выездной проверки Правительства Тверской области (приказ ФАС России от 22.04.2019 N 500/19) обнаружены документы и информация, свидетельствующие об организации закупочных процедур поставки и аренды ФАП, а также создании преимущественных условий для потенциального участника ПАО "Электромеханика". В частности, при проведении осмотра в кабинете Министра здравоохранения Тверской области <...> обнаружен документ "Информация по приобретению в 2018 году быстровозводимых модульных конструкций с мебелью и оборудованием для фельдшерско-акушерских пунктов", в котором указано, что из 22 ФАП (закупочные процедуры третьего "этапа", извещение от 08.06.2018) 16 ФАП уже установлены, пролицензированы 01.03.2018, введены в эксплуатацию 02.03.2018, к работе приступили с 05.03.2018. По всем 16 ФАП с 01.03.2018 учреждениями заключены договоры аренды с собственником имущества (ПАО "Электромеханика") на срок до 01.06.2018 (на 3 месяца). Дополнительные 6 ФАП будут установлены в мае 2018 года. 22 ФАП будут приобретены за счет средств областного бюджета Тверской области путем проведения аукциона на аренду данных ФАП с правом последующего выкупа (победителем данного аукциона стал единственный участник - ПАО "Электромеханика"). Расчетный период аренды с выкупом - с 1 июня по 15 декабря 2018 года.
Также обнаружено письмо Министерства здравоохранения Тверской области от 22.03.2018 N 1804 в адрес Министра финансов Тверской области, из содержания которого следует, что начальная максимальная цена контракта закупочной процедуры на аренду ФАП (закупочная процедура третьего "этапа") была рассчитана с учетом амортизации, и других эксплуатационных расходов уже установленных и функционирующих ФАП, поставщиком которых являлось ПАО "Электромеханика".
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в действиях ПАО "Электромеханика" имеются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить в отношении ПАО "Электромеханика" (ИНН 6914001400, ОГРН 1026901848654, КПП 691401001 дата регистрации в качестве юридического лица - 22.02.1993; адрес: 172386, Тверская обл., г. Ржев, Заводское ш., д. 2) дело по факту нарушения пунктов 1 и 4 статьи 16, статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, которое привело к поддержанию цен, ограничению доступа на товарный рынок, устранению с него хозяйствующих субъектов, а также к ограничению конкуренции при проведении Министерством здравоохранения Тверской области закупочных процедур на поставку и аренду быстровозводимых модульных фельдшерско-акушерских пунктов в 2017 - 2018 гг., ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.
2. Провести административное расследование.
3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ ПАО "Электромеханика" надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в ФАС России следующие сведения (документы, материалы), заверенные надлежащим образом:
3.1 Информацию о наличии смягчающих административную ответственность обстоятельств, о причинах и условиях, способствовавших совершению административного правонарушения.
3.2 Сведения о размере суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) на рынке поставки и аренды с правом последующего выкупа быстровозводимых модульных фельдшерско-акушерских пунктов с мебелью и оборудованием в Тверской области за 2017 год, а также за период с 01.01.2018 по 21.09.2018.
3.3 Сведения о размере суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг), определяемые в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации (без НДС и без учета внереализационных доходов), за 2017 год, а также за период с 01.01.2018 по 21.09.2018.
4. Законному представителю ПАО "Электромеханика" явиться "18" октября 2019 г. в 14 час. 45 мин. по адресу: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, (Управление по борьбе с картелями ФАС России, кабинет N 575) для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении, либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу N 22/04/14.32-130/2019, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП РФ.
ПАО "Электромеханика" в соответствии со статьями 28.3, 28.7 КоАП РФ письменно разъясняются права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2 - 24.4, 25.1, 25.4, 25.10, 25.5 и 28.2 КоАП РФ, а именно:
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, знакомиться с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, представить объяснения и замечания по содержанию протокола, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ;
В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Защитник допускается к участию в производстве по делу с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Защитник, допущенный к участию в производстве по делу, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет право лично присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении и (или) обеспечить участие своего защитника.
Лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
В соответствии со статьей 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
В случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено в его отсутствие (пункт 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ).
Начальник отдела расследований на торгах
Управления по борьбе с картелями <...>
1 Постановлением Правительства Тверской области от 30.01.2018 N 21-пп "О внесении изменений в Постановление Правительства Тверской области от 14.10.2014 N 511".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Федеральной антимонопольной службы от 19 сентября 2019 г. N 22/04/14.32-130/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.09.2019