Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) "...", руководствуясь статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), рассмотрев протокол от 27.08.2019 года и иные материалы дела N 017/04/14.3-206/2019 об административном правонарушении в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Виджет" (ИНН 5902016512, ОГРН 1155958055065, юридический адрес: 614000, Пермский край, г. Пермь, ул. Ленина, д. 60, офис 414, дата регистрации - 22.06.2015 года), по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3, КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Дело об административном правонарушении N 017/04/14.3-206/2019 рассмотрено в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя юридического лица - ООО "Виджет" (почтовое уведомление с идентификатором 80119938261134, отчет о доставке телеграммы от 10.09.2019 года).
Изучив материалы дела N 017/04/14.3-206/2019, прихожу к следующему.
Событие административного правонарушения: нарушение рекламораспространителем законодательства о рекламе, а именно нарушение требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Данное нарушение законодательства о рекламе установлено решением Тывинского УФАС России от 26.06.2019 года по делу N 04-04-02/04-19.
В адрес Тывинского УФАС России 25.02.2019 года (вх. N 746) поступило обращение гр. Г"..." о распространении рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента, направленное с ФАС России.
22.02.2019 года в 21:04 гр. Г"..." на свой абонентский номер 8-"..." получил телефонный звонок с рекламой, осуществленный с номера +7"..." следующего содержания:
"Добрый день! Московский центр комплексного обследования запускает экспресс программу по следующим направлениям: опорно-двигательного аппарата, слепологии, урологии, а также обследования с целью выявления сердечно-сосудистых заболеваний. В обследование входит: консультация врача, УЗИ органов, составление плана лечения и рекомендаций. Программа для граждан Российской Федерации от 35 до 80 лет. Если заинтересовало, скажите: "Да", с вами свяжется наш специалист".
Вышеуказанная реклама была распространена по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента на получение рекламы.
Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации абонентский номер +7"..." принадлежит номерной емкости оператора сотовой связи Общества с ограниченной ответственностью "СПЕЙСТЕЛ".
Согласно информации ООО "СПЕЙСТЕЛ" (от 13.03.2019 года вх. N 950) телефонный номер "..." выделен в пользование Обществу с ограниченной ответственностью "Виджет", что подтверждается договором об оказании услуг N "..." от 16.01.2018 года.
По данному факту определением Тывинского УФАС России от 25.03.2019 года в отношении ООО "Виджет" возбуждено дело N 04-04-02/04-19 по признакам нарушения требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе.
Исследовав материалы дела N 04-04-02/04-19, Комиссией Тывинского УФАС России установлены следующие обстоятельства.
Согласно статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, п.3 указанной статьи товаром признается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Указанный телефонный звонок является рекламой, так как адресован неопределенному кругу лиц и направлен на привлечение внимания к объекту рекламирования - медицинское обследование в Московском центре комплексного обследования, для формирования и поддержания интереса к нему и его продвижению на рынке.
Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Согласно пунктам 1 и 35 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 года N 126-ФЗ "О связи", абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации абонентский номер 8-"..." принадлежит номерной емкости оператора сотовой связи - ПАО "Мобильные ТелеСистемы".
Согласно информации ПАО "МТС" от 13.03.19 года (вх. N 949) абонентский номер 8-"..." выделен в пользование гр. Г"...", что подтверждается договором о предоставлении услуг связи от 20.12.2000 года N "...".
Факт получения вышеуказанного телефонного звонка рекламного характера гр. Г"..." установлен в соответствии с детализацией оказанных услуг за 22.02.2019 года, согласно которому на абонентский номер 8-"..." с номера выделенного ООО "Виджет" был осуществлен звонок.
Определениями Тывинского УФАС России от 25.03.2019 года (исх. N 4-1235), от 19.04.2019 года (исх. N 4-1728), от 24.05.2019 года (исх. N 4-2298) от ООО "Виджет" были запрошены документы, свидетельствующие получение от гр. Г"..." предварительного согласия на получение звонка с указанной рекламой.
Однако, запрашиваемые сведения ООО "Виджет" в адрес Тывинского УФАС России не представлены.
Соответственно, антимонопольный орган предпринял достаточные и необходимые меры для истребования от ООО "Виджет" пояснений позиции по существу настоящего разбирательства, а также доказательств предварительного согласия абонента на получение рекламы, которые названным лицом не предоставлены.
Согласно части 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
В соответствии с частью 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В адрес ООО "Виджет", неоднократно направлялись уведомления о времени и месте рассмотрения данного дела, в связи с чем Общество считается извещенными должным образом.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России пришла к выводу, что в нарушение требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе ООО "Виджет" 22.02.2019 года с абонентского номера +7"..." осуществило голосовой звонок с рекламой следующего содержания: "Добрый день! Московский центр комплексного обследования запускает экспресс программу по следующим направлениям: опорно-двигательного аппарата, слепологии, урологии, а также обследования с целью выявления сердечно-сосудистых заболеваний. В обследование входит: консультация врача, УЗИ органов, составление плана лечения и рекомендаций. Программа для граждан Российской Федерации от 35 до 80 лет. Если заинтересовало, скажите: "Да", с вами свяжется наш специалист" на абонентский номер гр. Г"..." без предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.
В силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 указанного закона, несет рекламораспространитель.
Доказательств, свидетельствующих о прекращении распространения рекламы гр. Г"...". на его абонентский номер без получения предварительного его согласия на получение рекламы в материалы дела N 04-04-02/04-19 не представлено, в связи с чем Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению настоящего дела пришла к выводу о необходимости выдачи рекламораспространителю предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решением Комиссии Тывинского УФАС России от 26.06.2019 года по делу N 04-04-02/04-19 реклама, которую распространило ООО "Виджет", признана ненадлежащей, нарушающей требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе.
За нарушение Закона о рекламе рекламораспространитель несет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, состоит в действиях рекламораспространителя, признанных недопустимыми законодательством Российской Федерации о рекламе: распространение рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента на получение рекламы.
Субъектами данного правонарушения являются юридические и должностные лица, которые ненадлежащим исполнением своих обязанностей обусловили совершение административного правонарушения.
Таким образом, юридическое лицо - ООО "Виджет" совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Определяя степень виновности ООО "Виджет", следует отметить, что ООО "Виджет" не выполнило установленные действующими нормативными правовыми актами обязанности по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность ООО "Виджет" является совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, впервые.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность ООО "Виджет", предусмотренные статьей 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлены.
Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного административного правонарушения, не выявлены.
Вместе с тем, частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными названным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.rmsp.nalog.ru, ООО "Виджет" включено в данный реестр под категорией микропредприятие.
Таким образом, с учетом положений статьей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ за совершенное ООО "Виджет" правонарушение административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене предупреждением.
Местом совершения административного правонарушения является город Москва.
Временем совершения административного правонарушения является день выявления нарушения Закона о рекламе - 22 февраля 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.4, 4.1.1, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью "Виджет" (ИНН 5902016512, ОГРН 1155958055065, юридический адрес: 614000, Пермский край, г. Пермь, ул. Ленина, д. 60, офис 414, дата регистрации - 22.06.2015 года) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить юридическому лицу - Обществу с ограниченной ответственностью "Виджет" (ИНН 5902016512, ОГРН 1155958055065, юридический адрес: 614000, Пермский край, г. Пермь, ул. Ленина, д. 60, офис 414, дата регистрации - 22.06.2015 года), по факту совершения им административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, административное наказание в виде предупреждения
Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.2, 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течении 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Руководитель управления "..."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 12 сентября 2019 г. N 017/04/14.3-206/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.09.2019