Резолютивная часть решения оглашена 11 сентября 2019 г.
В полном объеме решение изготовлено 23 сентября 2019 г.
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Члены комиссии:
рассмотрев дело N 071/01/10-33/2019 по признакам нарушения ОАО "Российские железные дороги" (ИНН 7708203727, ОГРН 1037739877295, г. Москва, ул. Басманная нов., д. 2, 107174, далее - ОАО "РЖД") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ООО "База СВ", при определении ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования с учетом расстояния 3106-м, используемого при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов,
в присутствии на заседании:
- представитель ОАО "РЖД" по доверенности N МОСК НЮ-77/Д от 06.12.2018 г. ((выдано сроком по 18.12.2020 г.),
- представителя ООО "База СВ" по доверенности N 195 от 25.04.2019 г.;
- представителя ООО База СВ" от 25.04.2019 г.,
УСТАНОВИЛА:
На основании заявления ООО "База СВ" (вх. 321 от 30.01.2019 г.), направленного Федеральной антимонопольной службой России, о нарушении ОАО "РЖД" антимонопольного законодательства, 29.03.2019 г. в отношении последнего возбуждено настоящее дело по признакам нарушения Обществом части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ООО "База СВ" при определении ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования с учетом расстояния 3106-м, используемого при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов.
26.09.2016 г. между ООО "База СВ" и ОАО "РЖД" заключен договор N 7/146 на подачу и уборку вагонов при станции Хомяково Московской железной дороги (далее- Договор 7/146), параграфом 16 которого предусмотрено, что расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов составляет 2,572 км в оба конца, в т.ч. 0,372 км., принадлежащих "Контрагенту" (ООО "База СВ"), 2,2 км., принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В подпункте "Б" параграфа 17 Договора 7/146, установлено, что "Контрагент" (ООО "База СВ") уплачивает "Перевозчику" (ОАО "РЖД") ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", используемым при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов за 3106 метра взыскивается по ставкам, утвержденным последним, из расчета 3065 руб. за 1 км.
25.06.2015 г. в результате произведенного ООО "База СВ" промера путей подачи -уборки вагонов на путь необщего пользования Общества, установлено расстояние -2,622 км в оба конца (акт о промере путей подачи-уборки вагонов на путь необщего пользования ООО "База СВ" от 25.06.2015 г.).
Обосновывая правомерность взимания с ООО "База СВ" платы за 3106 метров, ОАО "РЖД" указало (вх.702 от 20.02.2019 г.), что согласно Временному порядку, утвержденному распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 г. N 1056р, длина пути 3106 м. учитывается для начисления платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего последнему, используемого при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов.
В октябре 2017 г. Арбитражный суд города Москвы, рассматривая иск ООО "База СВ" к ОАО "РЖД" об урегулирования разногласий при заключении Договора 7/146 (дело N А40-35465/17), пришел к выводу о том, что:
требования ООО "База СВ" об изменении порядка, установленного данным Договором не обоснованы;
условия Договора соответствуют закону, не нарушают права истца и отсутствуют основания для их изменения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, Арбитражный суд Московского округа и Верховный суд Российской Федерации поддержали судебный акт первой инстанции, отдельно отметив, что "принимая спорные параграфы в редакции ответчика, суды исходили из того, что обязанность по внесению платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, возлагается на пользователя железнодорожного пути необщего пользования (грузоотправителя, грузополучателя и т.д.) в силу статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (с учетом вступивших с 01.04.2015 г. изменений).
Указанная плата вносится в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, ежесуточное взимание такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент. Размер платы может устанавливаться в договорах на подачу и уборку вагонов и договорах на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования".
Принимая во внимание данный вывод судов четырех инстанций, отсутствие у антимонопольного органа полномочий и правовых оснований для пересмотра и/или переоценки фактов, установленных судами в вышеуказанном споре ОАО "РЖД" и ООО "База СВ", и, как следствие, принятие акта, противоречащего судебным актам, Комиссия управления приходит к выводу об отсутствии в действиях ОАО "РЖД" нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Учитывая изложенное, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьями 48-49 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Дело в отношении ОАО "РЖД" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействиях).
Председатель Комиссии
Члены комиссии:
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 11 сентября 2019 г. N 071/01/10-33/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.09.2019