Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мелисента" (далее - ООО "Мелисента", Заявитель) от 5 сентября 2019 года исх. N 028/19 (вх. N 4028 от 5 сентября 2019 года) на действия заказчика - публичного акционерного общества "Октава" (далее - ПАО "Октава") при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку комплектующих для микрофонов (далее - запрос котировок в электронной форме) (извещение N 31908241870), в присутствии на заседании представителя ООО "Мелисента" по доверенности от 20 августа 2019 года N МС2 представителя ПАО "Октава" по доверенности от 9 сентября 2019 года N 12 представителя ПАО "Октава" по доверенности от 9 сентября 2019 года N 13 представителя ПАО "Октава" по доверенности от 9 сентября 2019 года N 03/1,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области поступила жалоба ООО "Мелисента" от 5 сентября 2019 года исх. N 028/19 (вх. N 4028 от 5 сентября 2019 года) на действия заказчика - ПАО "Октава" при проведении запроса котировок в электронной форме (извещение N 31908241870).
Согласно жалобе ООО "Мелисента" от 5 сентября 2019 года исх. N 028/19 (вх. N 4028 от 5 сентября 2019 года) нарушение прав и законных интересов Заявителя выразилось в следующем.
Организатором закупки 28 августа 2019 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) было опубликовано извещение об осуществлении закупки по запросу котировок в электронной форме на право заключения договора на 0572-2019-0139 Поставка комплектующих микрофонов, утвержденное председателем закупочной комиссии (далее - Извещение).
6 сентября 2019 года ООО Мелисента" направило заявку на участие в вышеуказанной закупке (извещение N 31908241870).
Заявителем оспариваются ряд положений, установленных Извещением, которые, по мнению ООО "Мелисента", нарушают требования Закона N 223-ФЗ, а также ограничивают количество участников закупки (извещение N 31908241870), а именно: установление короткого срока исполнения договора по результатам закупки; проведение постквалификационного этапа; указание избыточных требований к описанию конкретных характеристик товара. Кроме того, по мнению ООО "Мелисента", объединение в рамках одного лота товаров, относящихся к разным классам согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) нарушают положение части 3 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
Уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении запроса котировок в электронной форме Тульского УФАС России от 6 сентября 2019 года исх. N 5/3790 запрос котировок в электронной форме (извещение N 31908241870) был приостановлен до рассмотрения жалобы по существу.
Представителями по доверенности ПАО "Октава" представлены, запрашиваемые в уведомлении документы, представлены пояснения по доводам жалобы от 10 сентября 2019 года исх. N 2924 (вх. N 4108 от 10 сентября 2019 года).
Рассмотрев представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы представителей по доверенности ПАО "Октава", ООО "Мелисента", Комиссия Тульского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и содержащим требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Единое положение о закупке Государственной корпорации "Ростех" (в последней редакции с изменениями, утвержденными решением Наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростех" от 30 апреля 2019 года N 4), утвержденное Наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростех" (протокол от 18 марта 2015 года N 2) (далее - Положение) в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ, является согласно части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика.
Приказом ПАО "Октава" от 8 октября 2018 года N 425 "О создании закупочной комиссии" определен состав закупочной комиссии ПАО "Октава".
Дата начала срока подачи заявок - 28 августа 2019 года. Дата и время окончания подачи заявок - 6 сентября 2019 года до 13 часов 00 минут (по московскому времени.
Предмет договора, право на заключение которого является предметом закупки - 0572-2019-0139 Поставка комплектующих для микрофонов.
Начальная (максимальная) цена договора - 9 789 395 рублей 00 копеек (девять миллионов семьсот восемьдесят девять триста девяносто пять рублей 00 копеек) с учетом расходов, предусмотренных проектом договора, и налогов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства.
Относительно довода ООО "Мелисента" об установлении короткого срока поставки товара Комиссия Тульского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона N 135-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Согласно пункту 9 части 9 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе сведения, определенные положением о закупке.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 15.3.3 подраздела 15.3 (Извещение о проведении запроса котировок/запроса цен) раздела 15 (Порядок проведения запроса котировок/запроса цен) главы 6 (Порядок проведения процедур закупки) Положения в извещении должны быть указаны, в том числе место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
В соответствии с пунктом 12 раздела 6 (Информационная карта), разделом 8 (Проект договора) Извещения, пункту 3.1 раздела 3 проекта договора по итогам запроса котировок в электронной форме (извещение N 31908241870) поставка товара на склад покупателя осуществляется в течение десяти календарных дней с момента подписания договора.
Из пояснений представителей ПАО "Октава" следует, что срок поставки товара установлен в результате анализа сведений полученных из направленных заказчику ответов на запросы о предоставлении коммерческих предложений при формировании начальной (максимальной) цены договора, в которых, в том числе выражена готовность осуществить поставку товара в указанный выше срок, а также обусловлен сроком поставки готовой продукции (микрофонов) из закупаемых посредством запроса котировок в электронной форме (извещение N 31908241870) комплектующих в рамках договора поставки от 23 августа 2019 года N 3, где ПАО "Октава" выступает в качестве поставщика. В подтверждение своих доводов заказчиком на заседание Комиссии представлен договор поставки от 23 августа 2019 года N 3.
Следовательно, установленный проектом договора десятидневный срок определен исходя из потребности заказчика в выполнении соответствующих работ, на основании полученных им коммерческих предложений.
Относительно довода ООО "Мелисента" о нарушении заказчиком требований Закона N 223-ФЗ посредством установления возможности проведения постквалификации в рамках запроса котировок в электронной форме (извещение N 31908241870) Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 8.6.1. подраздела 8.6 (Постквалификация) раздела 8 (Дополнительные элементы закупки) главы 3 (Применимые способы закупок и условия их выбора) Положения постквалификация представляет собой процедуру дополнительной проверки участника закупки на достоверность ранее заявленных им параметров квалификации и условий исполнения договора, на достоверность ранее представленной информации и документов.
Согласно пункту 8.6.2 подраздела 8.6 раздела 8 главы 3 Положения постквалификация может проводиться только в случае. если возможность ее проведения была установлена в извещении, документации о закупке, и только на предмет повторного подтверждения участниками закупки их соответствия требуемым параметрам квалификации и условиям исполнения договора в порядке, установленными документацией.
Подраздел 8.6 главы 3 Положения имплементирован в Извещение по запросу котировок в электронной форме (извещение N 31908241870). Так, возможность осуществления постквалификации предусмотрена подразделом 4.15 раздела 4 (Порядок проведения закупки), пунктом 30 раздела 6 (Информационной карты) Извещения.
Закон N 223-ФЗ не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, в то числе постквалификацию.
По мнению Комиссии Тульского УФАС России, данное право направлено, в первую очередь, на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
В данном случае, постквалификация позволит заказчику оценить реальную способность участника закупки исполнить условия договора поставки, предусмотренные Извещением.
Следовательно, ПАО "Октава" правомерно, руководствуясь положениями Закона N 223-ФЗ, подразделом 8.6 раздела 8 главы 3 Положения, установила в подразделе 4.15 раздела 4, пункте 30 раздела 6 Извещения возможность проведения постквалификации в рамках рассматриваемого запроса котировок в электронной форме (извещение N 31908241870).
Относительно довода ООО "Мелисента", касающегося указания избыточных требований к описанию конкретных характеристик товара, влекущих к ограничению количества участников закупки, Комиссия Тульского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 9 части 9 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе сведения, определенные положением о закупке.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 15.3.3 подраздела 15.3 (Извещение о проведении запроса котировок/запроса цен) раздела 15 (Порядок проведения запроса котировок/запроса цен) главы 6 (Порядок проведения процедур закупки) Положения в извещении должны быть указаны, в том числе установленные заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги и так далее.
Согласно пункту 1 части 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Изучив Техническое задание на поставку комплектующих для микрофонов (приложение N 2 к Извещению) Комиссия Тульского УФАС России приходит к выводу, что указание заказчиком в Извещении конкретных требований к поставляемым товарам не ограничивает количество участников размещения закупки. Так, Извещение не содержит указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам, влекущие за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
При этом ООО "Мелисента" не направляло заказчику запросы о разъяснении положений Извещения, касающиеся доводов указанных Заявителем в рамках жалобы от 5 сентября 2019 года исх. N 028/19 (вх. N 4028 от 5 сентября 2019 года).
Доводы, указанные в жалобе ООО "Мелисента" от 5 сентября 2019 года исх. N 028/19 (вх. N 4028 от 5 сентября 2019 года) на действия ПАО "Октава" при проведении запроса котировок в электронной форме (извещение N 31908241870) по статье 17 Закона N 135-ФЗ не относятся к компетенции Комиссии Тульского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь Законом N 223-ФЗ, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ, Комиссия Тульского УФАС России,
решила:
Признать жалобу ООО "Мелисента" (ИНН 9705089413, ОГРН 1177746167037) от 5 сентября 2019 года исх. N 028/19 (вх. N 4028 от 5 сентября 2019 года) на действия ПАО "Октава" (ИНН 7107033763, ОГРН 1027100967740), при проведении запроса котировок в электронной форме (извещение N 31908241870) необоснованной.
Снять ограничения, установленные уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении запроса котировок в электронной форме Тульского УФАС России от 6 сентября 2019 года исх. N 5/3790.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 12 сентября 2019 г. N 071/07/3-423/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.09.2019