Резолютивная часть решения оглашена: 05.09.2019
Решение изготовлено в полном объеме: 10.09.2019
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению жалобы о нарушении антимонопольного законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Комиссия) сформированная на основании Приказа N 183 от 05.09.2019 по рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "АБЗ-Дорстрой" (далее - ЗАО "АБЗ-Дорстрой") (вх. N 7801 от 27.08.2019) на действия (бездействия) Государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" (далее - ГУП "Водоканал Ленинградской области") содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства при проведении открытого запроса предложений на выполнение работ по капитальному ремонту напорного канализационного коллектора на участке от КНС-15 (ул. Степана Разина) до камеры переключения дюкера через р. Волхов в г. Волхов Волховского района Ленинградской области (извещение N 31908099840), в составе:
<...>
рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу ЗАО "АБЗ-Дорстрой" (ИНН 7811099353, Октябрьская наб., д. 102, корп. 2, лит. Я2, Санкт-Петербург, 193079) (далее - Заявитель) на действия ГУП "Водоканал Ленинградской области" (ИНН 4703144282, ул. Ленинградская, д. 3, пгт Дубровка, Всеволожский р-н, Ленинградская обл., 188684), (далее - Заказчик),
- в присутствии представителей Заявителя: <...> (доверенность от 15.03.2019), Евдокимова Дениса Георгиевича (доверенность от 02.09.2019);
- в присутствии представителя Заказчика: <...>(доверенность N 176 от 17.05.2019), <...> (доверенность N 176 от 17.05.2019);
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба ЗАО "АБЗ-Дорстрой" (вх. N 7801 от 27.08.2019) на действия Заказчика при проведении открытого запроса предложений на выполнение работ по капитальному ремонту напорного канализационного коллектора на участке от КНС-15 (ул. Степана Разина) до камеры переключения дюкера через р. Волхов в г. Волхов Волховского района Ленинградской области (извещение N 31908099840).
В соответствии с правилами, установленными статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках.
Протокол рассмотрения заявок и подведения итогов N 31908099840-2, размещен 23.08.2019. Жалоба Заявителя поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области 27.08.2019.
Таким образом, установленный Законом о защите конкуренции порядок подачи жалобы Заявителем соблюден.
Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
не размещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
не размещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушения положений Закона о защите конкуренции и Закона о закупках в части рассмотрения и оценки заявок поданных на участие в открытом запросе предложений на выполнение работ по капитальному ремонту напорного канализационного коллектора на участке от КНС-15 (ул. Степана Разина) до камеры переключения дюкера через р. Волхов в г. Волхов Волховского района Ленинградской области (извещение N 31908099840). По результатам рассмотрения заявок комиссией составлен протокол N 31908099840-2, от 23.08.2019 в котором установлено несоответствие предоставленной ЗАО "АБЗ-Дорстрой" заявки N 5 от 19.08.2019 конкурсной документации, а именно:
1. В подпункте 15 "Бетон (применяется в подпункте 20 Спецификации оборудования и материалов на капремонт сетей канализации 19-006-01-ТКР.С)" в части указания в заявке значения "Содержание пылевидных и глинистых частиц в мелком заполнителе". В соответствии с инструкцией в случае, если предложение не содержит дефиса с последующим сопровождением словами "должен", "должен быть" и другими формами этих слов, то следует считать, что такое предложение не может изменяться, а именно, что оно не содержит изменяемых участником требований к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых для выполнения данных работ.
2. В подпункте 16 "Песок природный (применяется в подпункте 21 Спецификации оборудования и материалов на капремонт сетей канализации 19-006-01-ТКР.С)" в части указания в заявке значения "Содержание пылевидных и глинистых частиц". В соответствии с инструкцией в случае, если предложение не содержит дефиса с последующим сопровождением словами "должен", "должен быть" и другими формами этих слов, то следует считать, что такое предложение не может изменяться, а именно, что оно не содержит изменяемых участником требований к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых для выполнения данных работ.
3. В подпункте 16 "Песок природный (применяется в подпункте 21 Спецификации оборудования и материалов на капремонт сетей канализации 19-006-01-ТКР.С)" в части указания в заявке значения "Содержание глины в комках". В соответствии с инструкцией в случае, если предложение не содержит дефиса с последующим сопровождением словами "должен", "должен быть" и другими формами этих слов, то следует считать, что такое предложение не может изменяться, а именно, что оно не содержит изменяемых участником требований к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых для выполнения данных работ.
Жалоба принята к рассмотрению в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. Уведомлением (исх. от 30.08.2019 N 05/1505) рассмотрение жалобы назначено на 05.09.2019 в 14 ч. 30 мин. по адресу: ул. Смольного, д. 3, Санкт-Петербург, каб. 3-150.
13.08.2019 на заседании Комиссии Ленинградского УФАС России представители Заявителя поддержали доводы, указанные в жалобе, а представители Заказчика с доводами жалобы не согласились.
Заказчику в срок до 04.09.2019 надлежало предоставить письменные пояснения по доводам жалобы, а также предоставить документы и сведения, предусмотренные частями 13, 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Запрошенные документы и сведения были предоставлены Заказчиком в надлежащий срок.
Изучив материалы жалобы, заслушав пояснения Заказчика, Заявителя Комиссия Ленинградского УФАС России пришла к следующим выводам.
По второму и третьему доводу жалобы в подпункте 16 приложения N 1 к техническому заданию "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, необходимого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям", в столбце "Наименование показателей (характеристик) и требования к значениям показателей (характеристик) товара" заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "...Содержание пылевидных и глинистых частиц не должно превышать - не более 3%м по массе. Содержание глины в комках не должно превышать - не более 0,5% по массе".
Заявитель в заявке указал значение вышеуказанных показателей следующим образом: "Содержание пылевидных и глинистых частиц не превышает - 3%м по массе" и "Содержание глины в комках не превышает - 0,5% по массе".
Представители Заказчика пояснили, что в данном случае заявка не соответствует положению документации, так как согласно Инструкции по заполнению таблицы с требованиями к товарам (далее - Инструкция): "..в случае, если предложение не содержит дефиса с последующим сопровождением словами "должен", "должен быть" и другими формами этих слов, то следует считать, что такое предложение не может изменяться, а именно, что оно не содержит изменяемых участником требований к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых для выполнения данных работ. Представленные участниками закупки сведения (в том числе сведения в предложениях, не содержащих разделение на наименование показателя (характеристики) товара и требования к значениям показателей (характеристик) товара) не должны носить предположительный характер (сведения не должны сопровождаться словами "должен", "должен быть", "может", "может быть" и другими формами и синонимами этих слов)". Соответственно данный показатель товара должен оставаться неизменяемым, за исключением словосочетания "должно" и в соответствии с Инструкцией должен выглядеть: "Содержание пылевидных и глинистых частиц не превышает - не более 3%м по массе" и "Содержание глины в комках не превышает - не более 0,5% по массе".
Комиссия установила, что Заявитель в заявке изменил не подлежащие изменениям согласно Инструкции значения показателей, тем самым нарушив требования документации.
По первому пункту жалобы, в подпункте 15 приложения N 1 к техническому заданию "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, необходимого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям", в столбце "Наименование показателей (характеристик) и требования к значениям показателей (характеристик) товара" заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: "_Содержание пылевидных и глинистых частиц в мелком заполнителе - не должно быть более 3% по массе".
В свою очередь Заявитель в заявке указал данный показатель следующим образом: "Содержание пылевидных и глинистых частиц в мелком заполнителе 3% по массе".
Представители Заказчика пояснили, что в данном случае заявка не соответствует положению документации, так как согласно Инструкции по заполнению таблицы с требованиями к товарам (далее - Инструкция): "..в случае, если предложение не содержит дефиса с последующим сопровождением словами "должен", "должен быть" и другими формами этих слов, то следует считать, что такое предложение не может изменяться, а именно, что оно не содержит изменяемых участником требований к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых для выполнения данных работ. Представленные участниками закупки сведения (в том числе сведения в предложениях, не содержащих разделение на наименование показателя (характеристики) товара и требования к значениям показателей (характеристик) товара) не должны носить предположительный характер (сведения не должны сопровождаться словами "должен", "должен быть", "может", "может быть" и другими формами и синонимами этих слов)".
ЗАО "АБЗ-Дорстрой" являясь профессиональным участником рынка, принимал на себя риски, связанные с отклонением заявки в случае подачи некорректно заполненной заявки. Согласно пункту 2 статьи 3.2 Закона о закупках, участнику закупки предоставлена возможность направить заказчику в порядке установленном указанным Федеральным Законом и положением о закупках запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) о документации о закупке. ЗАО "АБЗ-Дорстрой" являясь профессиональным участником рынка, участвуя в закупке проводимой - ГУП "Водоканал Ленинградской области" в соответствии с требованиями Закона о закупках обладало информацией о праве, предусмотренном диспозицией нормы пункта 2 статьи 3.2 настоящего Закона.
Информации о направлении запроса на разъяснение документации закупки Ленинградскому УФАС России не представлено.
Таким образом, можно сделать вывод, что ЗАО "АБЗ-Дорстрой" однозначно воспринимало требования документации, установленные заказчиком в подпункте 15 и не было ограничено в своих правах на заполнение заявки в соответствии с документацией открытого запроса предложений на выполнение работ по капитальному ремонту напорного канализационного коллектора на участке от КНС-15 (ул. Степана Разина) до камеры переключения дюкера через р. Волхов в г. Волхов Волховского района Ленинградской области. Данный вывод нашел свое подтверждение на заседании Комиссии Ленинградского УФАС России, где представитель Заявителя подтвердил, что при составлении заявки специалисты ЗАО "АБЗ-Дорстрой" однозначно воспринимали требования документации закупки.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и, в случае если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ЗАО "АБЗ-Дорстрой" на действия ГУП "Водоканал Ленинградской области" при проведении открытого запроса предложений на выполнение работ по капитальному ремонту напорного канализационного коллектора на участке от КНС-15 (ул. Степана Разина) до камеры переключения дюкера через р. Волхов в г. Волхов Волховского района Ленинградской области (извещение N 31908099840) необоснованной.
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии: <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 10 сентября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.09.2019