Резолютивная часть решения объявлена 01.08.2019 г.
Полный текст решения изготовлен 12.08.2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Тихенький О.Л. - руководителя управления,
Члены Комиссии:
Сафронова О.А.- начальник отдела контроля органов власти;
Бабакова Ю.С.- заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Довлатов А.Н. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N130/2019 от 17.05.2019 по признакам нарушения администрацией Ильского городского поселения Северского района Краснодарского края (ул. Беличенко, д. 17, пгт. Ильский, Северский район, Краснодарский край, 353230), администрации Черноморского городского поселения Северского района Краснодарского края (ул. Дзержинского, д. 24, пгт. Черноморский, Северский район, Краснодарский край, 353265) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителя Заявителя ПАО "ТНС энерго Кубань" П В.К. (доверенность 23АА8611615 от 21.11.2018 г.), в отсутствие надлежащим образом уведомленных Ответчика1, Ответчика 2,
УСТАНОВИЛА:
Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба ПАО "ТНС энерго Кубань" (вх. N1503 от 18.02.2019 г.) на действия администрации Черноморского городского поселения Северского района в части передачи объектов теплоснабжения по договору безвозмездно-срочного пользования от 01.10.2018 г. и закреплении муниципального имущества за ООО "Родник", администрации Ильского городского поселения Северского района в части передачи объектов теплоснабжения по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 30.11.2017 г. ООО "Родник", без проведения предусмотренных законодательством конкурсных процедур, в нарушение положений гл. 7.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О теплоснабжении и водоотведении", части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения обращения Краснодарским УФАС России установлено следующее.
ПАО "ТНС энерго Кубань" является гарантирующим поставщиком электрической энергии (мощности) на территории Краснодарского края и Республики Адыгея, в соответствии с решением Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.10.2006 N45/2006-э.
С целью исполнения своих обязательств перед потребителями, гарантирующий поставщик обязан заключать договор энергоснабжения (купли-продажи) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны его деятельности и вправе отказаться от заключения договора при отсутствии технологического присоединения энергопринимающих устройств в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства или вследствие нахождения энергопринимающих устройств вне зоны деятельности гарантирующего поставщика (п.9 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N442).
При этом, потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения, предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении договора, а так же документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и иные законные права владения и (или) пользования, предусмотренные законодательством РФ) на энергопринимающие устройства, либо протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов этих систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, который подтверждает, что заявитель является победителем такого конкурса (п. 34 Основных положений).
ООО "Родник", Краснодарский край, Северский район, пгт. Ильский, ИНН/КПП 2348039748/234801001 на основании договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом в ноябре 2017 г. обратилось в адрес ПАО "ТНС энергоКубань" с заявлением о заключении договора энергоснабжения в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения Черноморского и Ильского городских поселений.
20.11.2017 г. между ПАО "ТНС энерго Кубань" и ООО "Родник" был заключен договор энергоснабжения N1142270.
09.11.2018 г. гарантирующий поставщик затребовал от ООО "Родник" и собственников муниципального имущества документы, подтверждающие правомерность пользования ООО "Родник" муниципальным имуществом, учитывая окончание срока действия указанных договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом, социальную значимость объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Из информации, полученной 20.11.2018 г. ПАО "ТНС энерго Кубань" от главы Ильского городского поселения Северского района, следует, что между ООО "Родник" и администрацией Ильского городского поселения 30.11.2017 г. заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом, новый договор не заключался. При этом, согласно п. 5.1 указанного договора, он вступил в силу 30.11.2017 г. и действует в течение 30 календарных дней, т.е. до 30.11.2017 г.
Администрацией Черноморского городского поселения Северского района в ответ на запрос ПАО "ТНС энерго Кубань" направлена копия договора безвозмездно-срочного пользования от 01.10.2018 г., заключенного на основании п. 11 ч.1 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N135-ФЗ.
Согласно указанному договору имущество водно-канализационного хозяйства Черноморского городского поселения Северского района передается в безвозмездное пользование ООО "Родник" сроком на 1 год.
При этом, условия данного договора не содержат даты вступления его в силу и окончания срока его действия.
17.05.2019 издан приказ N 102 о возбуждении дела N 130/2019.
Определением от 30.05.2019 дело N130/2019 назначено к рассмотрению на 01.07.2019.
Определением от 01.07.2019 Комиссия Краснодарского УФАС России в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела N130/2019 отложила рассмотрение дела N130/2019 на 01.08.2019.
При рассмотрении дела N 130/2019 Комиссией Краснодарского УФАС России установлено следующее.
В соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов, за исключением установленных в частях 1, 3.1, 3.2 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции случаев.
Таким образом, если условиями договора возмездного оказания услуг предусматривается переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, то такой договор заключается в соответствии с положениями статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (письмо ФАС России от 21.08.2014 N АЦ/33650/14).
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов при предоставлении указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Федеральная антимонопольная служба России в письмах от 30.06.2017 NРП/44685/17 "О направлении разъяснений по применению п. 8 ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" и от 04.10.2017NИА/68439/17 "О передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной (муниципальной) собственности" разъяснила, что особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, установлены гл. 7.1 Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и гл. 6.1 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении".
Следовательно, Законы о водоснабжении и теплоснабжении имеют специальные нормы по отношению к общим нормам Закона о защите конкуренции.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Закона о водоснабжении, передача прав владения и (или) пользования центральными системами водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства РФ и принятых в соответствии с ними иных правовых актов РФ с учетом установленных Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей и реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством РФ о приватизации.
Частью 6 ст. 41.1 Закона о водоснабжении установлено, что договор аренды систем и (или) объектов водоснабжения заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора, с учетом установленных Законом о водоснабжении особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а так же в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор. Правила проведения конкурсов или аукционов, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества утверждены Приказом ФАС России от 10.02.2010N67.
Таким образом, права владения и пользования системами и (или) объектами водоснабжения могут быть переданы только по договорам аренды или концессии с проведением конкурса, а передача их по договорам безвозмездного пользования без проведения конкурса, не допускается.
В обоснование не проведения конкурсной процедуры администрация Ильского городского поселения Северского района сообщила, что основанием предоставления администрацией Ильского городского поселения Северского района ООО "Родник" муниципального имущества по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом (объектами холодного водоснабжения и водоотведения) является пункт 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции", предоставив УФАС по Краснодарскому краю в подтверждение договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом (водно-канализационным хозяйством) Ильского городского поселения от 30.11.2017 г. и 01.06.2018 г. Сроки действия данных договоров составляют 30 календарных дней.
Следовательно, администрация Ильского городского поселения Северского района не предоставила информации о том, на каком основании ею было предоставлено муниципальное имущество ООО "Родник" в период с 01.12.2017 по 31.05.2018 г.
Вместе с тем, администрацией предоставлена информация о том, что администрация Ильского городского поселения Северского района 01.07.2019 г. заключила договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом (водно-канализационным хозяйством) на основании пункта 11 части 1 ст. 17.1 Федерального закона от 2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" с ООО "Доброинвет-Юг".
Администрация Черноморского городского поселения Северского района сообщила, что договор безвозмездно-срочного пользования муниципальным имуществом Черноморского городского поселения от 01.10.2018 г. был подписан в соответствии с п.11 ст. 17.1 Федерального закона Российской Федерации "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N135-ФЗ.
Согласно Разъяснениям ФАС от 05.06.2012 г. по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, в том числе договоров аренды, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров при предоставлении указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Согласно статье 190 ГК РФ установленный законом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции исчисление срока установлено в днях.
Таким образом, максимальным сроком предоставления прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции является тридцать календарных дней.
Кроме того, 27.02.2018 г. администрацией Черноморского городского поселения Северского района в соответствии с Порядком согласования исполнительными органами государственной власти Краснодарского края концессионных соглашений, утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.01.2019 N40, повторно был направлен для согласования проект концессионного соглашения. По состоянию на 22.03.2019 г. проект концессионного соглашения в отношении водно-канализационного хозяйства Черноморского городского поселения Северского района не подписан главой администрации (губернатора) Краснодарского края.
Вместе с тем, предоставлена информация о том, что, между администрацией Черноморского городского поселения Северского района и ООО "Родник" подписано соглашение о расторжении договора от 01.10.2018 г и акт приема-передачи муниципального имущества водно-канализационного хозяйства Черноморского городского поселения Северского района
Информации о проведении конкурсной процедуры, предусмотренной ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", а также обоснований ее не проведения в Краснодарское УФАС России предоставлено не было.
При указанных обстоятельствах, в действиях администрации Ильского городского поселения Северского района установлено нарушение части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в предоставлении муниципального имущества (водопроводно-канализационным хозяйства) Ильского городского поселения ООО "Родник" в период с 01.12.2017 г. по 31.05.2018 г. без проведения конкурсных процедур.
В действиях администрации Черноморского городского поселения Северского район установлено нарушение части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом Черноморского городского поселения от 01.10.2018 г., с ООО "Родник" на 1 год без проведения предусмотренных законодательством конкурсных процедур.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать в действиях администрации Ильского городского поселения Северского района Краснодарского края (ул. Беличенко, д. 17, пгт. Ильский, Северский район, Краснодарский край, 353230), нарушение части 1 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в предоставлении муниципального имущества (водопроводно-канализационным хозяйства) Ильского городского поселения ООО "Родник" в период с 012.2017 г. по 305.2018 г. без проведения конкурсных процедур.
Признать в действиях администрации Черноморского городского поселения Северского района Краснодарского края (ул. Дзержинского, д. 24, пгт. Черноморский, Северский район, Краснодарский край, 353265) нарушение части 1 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом Черноморского городского поселения от 01.10.2018 г., с ООО "Родник" на 1 год без проведения предусмотренных законодательством конкурсных процедур.
2. В связи с тем, что на момент вынесения решения Краснодарским УФАС России по делу 130/2019 между администрацией Черноморского городского поселения Северского района и ООО "Родник" подписано соглашение о расторжении договора от 01.10.2018 г и акт приема-передачи муниципального имущества водно-канализационного хозяйства Черноморского городского поселения Северского района, предписание не выдавать.
В связи с тем, что на момент вынесения решения Краснодарским УФАС России по делу 130/2019 администрация Ильского городского поселения Северского района заключила договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом (водно-канализационным хозяйством) на основании пункта 11 части 1 ст. 17.1 Федерального закона от 2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" с ООО "Доброинвет-Юг", предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Председатель Комиссии О.Л. Тихенький
Члены Комиссии: О.А. Сафронова
Ю.С. Бабакова
А.Н.Довлатов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 1 августа 2019 г. N 130/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.08.2019