Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (_) - заместитель руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения индивидуальным предпринимателем (_) частей 6 и 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Омского УФАС России поступило заявление граждан по факту размещения в газете "Ва-банк.Омск" (выпуск N 24 (481) от 17.06.2019) рекламы:
ЧЕСТНЫЕ ПОХОРОНЫ
военная четкость,
сострадание, порядочность
ПОЛНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОН
для всех категорий граждан
Льготы: Скидка до 25 %
Участникам, инвалидам и вдовам участников ВОВ, ветеранам
военной службы МВД, МЧС, Минобороны, труженикам тыла
ПОЧЕТНЫЙ КАРАУЛ БЕСПЛАТНО
Прижизненные договоры
Пенсионерам РФ гроб и крест
БЕСПЛАТНО
ул. Фрунзе, 93 47-88-88
оф.303 круглосуточно.
Данная реклама сопровождалась изображением молодого человека в военной форме.
По мнению заявителя, размещение фотографии военнослужащего в рекламе похорон неэтично, "порочит честь и доблесть Российской Армии и военных".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе.
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Вышеуказанная информация отвечает всем признакам рекламы: распространена посредством печатного издания; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечение внимания к лицу, предоставляющему услуги по организации похорон населению.
В письме от 11.07.2019 редакция газеты "Ва-банк. Омск" сообщила, что рекламодателем вышеуказанной рекламы на основании договора от 01.01.2019 является индивидуальный предприниматель (_).
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
1. Учитывая мнение заявителя, а также неоднозначность восприятия рекламы, было принято решение о рассмотрении спорного обращения на заседании Экспертного совета по рекламе при Омском УФАС России. При этом половина от общего количества членов Экспертного совета сошлось на мнении о том, что использование в рекламе ритуальных услуг образа (лица) молодого военнослужащего, а также выражения "пенсионерам РФ гроб и крест бесплатно" неприемлемо с точки зрения морали.
Согласно письму ФАС России от 29.04.2013 N АД/17355/13 "О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
2. При этом реклама содержит "привлекательную" для потребителя, у которого возникла необходимость воспользоваться такого рода услугами, информацию: "почетный караул бесплатно", "прижизненные договоры", "пенсионерам РФ гроб и крест бесплатно" и т.п., вместе с тем не сообщается: для какой категории граждан предоставляется бесплатный караул, каковы условия предоставления бесплатных товаров (гроб и крест) и т.д.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По определению ИП (_) является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом (пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 6 и 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" (часть 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе").
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу N 055/05/5-844/2019 по признакам нарушения требований частей 6 и 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать лицами, участвующими в деле:
- заявители - (_)
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе индивидуальный предприниматель (_)
3. Назначить дело N 055/05/5-844/2019 к рассмотрению на 16 октября 2019 года в 16:30 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, 12 А, к. 102.
4. ИП (_) в срок до 15 октября 2019 года представить в адрес Управления письменные пояснения на настоящее определение о возбуждении дела, обосновывающие его позицию.
Явка ИП (_) для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Одновременно предупреждаю, что непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно предоставление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо предоставление недостоверных сведений (информации) влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии (_)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 3 октября 2019 г. N 055/05/5-844/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.10.2019