Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <_>
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия поступили обращения ООО "ИнКомСистемы - Мордовия" (вх. N 4768 от 19.09.2019, N 4938 от 25.09.2019 г., по подведомственности из Чамзинского района (вх. N 4844 от 23.09.2019 г.), в которых указывается на признаки нарушения ООО "Газпром межрегионгаз Саранск" антимонопольного законодательства, выразившиеся в расторжении Договора поставки газа от 20.07.2017 г. N 31-5-7862/18-22 с 01.10.2019 г., введении полного ограничения потребления газа в отношении котельных в Чамзинском муниципальном районе и несогласовании пуска газа.
Из представленных заявителем документов и информации установлено следующее.
29.08.2019 г. ООО "Газпром межрегионгаз Саранск" направила в адрес ООО "ИнКомСистемы - Мордовия" письмо N СЧ-12-10/19-2766 о расторжении Договора поставки газа от 20.07.2017 г. N 31-5-7862/18-22 с 01.10.2019 г. с 01.10.2019 г. в связи с неоднократным нарушением сроков оплаты за газ. ООО "Газпром межрегионгаз Саранск" в своем письме указывает, что просрочка оплаты за потребленный газ составляет более 14 месяцев, что является существенным нарушением пункта 5.5.2 Договора поставки газа.
ООО "ИнКомСистемы - Мордовия" является организацией коммунально-бытовой сферы, поставляющей гражданам и социально-значимым объектам тепловую энергию и горячую воду.
Между ООО "ИнКомСистемы - Мордовия" и Администрацией Чамзинского муниципального района Республики Мордовия заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения от 18.04.2016 г., в соответствии с которым ООО "ИнКомСистемы - Мордовия" осуществляет производство, передачу и реализацию тепловой энергии потребителям с использованием объектов соглашения. Объектами Соглашения являются объекты теплоснабжения в р.п. Чамзинка и р.п. Комсомольский Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
24.09.2019 г. на основании Распоряжения Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия N 282 в связи с понижением среднесуточной температуры наружного воздуха начат отопительный период 2019-2020 гг. в Чамзинском муниципальном районе.
Кроме того, "ИнКомСистемы - Мордовия" в своем заявлении сообщает, что 04.07.2019 г. ООО "Газпром межрегионгаз Саранск" направила в адрес ООО "ИнКомСистемы - Мордовия" письмо N АП-12-10/19-2220 об отклонении соглашения о реструктуризации задолженности.
ООО "Газпром межрегионгаз Саранск" осуществляет поставку газа ООО "ИнКомСистемы - Мордовия" на основании Договора поставки газа от 20.07.2017 г. N 31-5-7862/18-22.
В соответствии с пунктом 3.3 Договора поставки газа от 20.07.2017 г. N 31-5-7862/18-22 поставщик имеет право ограничить и/или полностью прекратить поставку газа покупателю в случае неоднократного (два и более периода платежа) нарушения сроков оплаты за поставляемый газ.
Под нарушением сроков оплаты стороны понимают полное или частичное отсутствие оплаты за газ в сроки, указанные в пункте 5.5.2 настоящего договора.
Решение об ограничении или прекращении поставки газа принимается поставщиком в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для его принятия.
Согласно пункту 4 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях: неоднократного нарушения сроков оплаты товаров; неоднократной невыборки товаров (пункт 3 статьи 523).
Согласно пункту 4 статьи 523 ГК РФ договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной из сторон уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 3 статьи 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Согласно статье 18 Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О газоснабжении") поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют его покупатели для государственных или муниципальных нужд, коммунально-бытовых и социальных нужд граждан, а также его покупатели, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки газа.
В соответствии со статьей 25 ФЗ "О газоснабжении" на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа (утв. Постановление Правительства РФ от 25.11.2016 N 1245) (далее - Правила) устанавливают порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее - потребители).
Пунктом 2 предусмотрены основания для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются, в том числе при условии полного или частичного неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.
Согласно пункту 7 Правил полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.
Согласно пункту 7 Правил поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.
В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.
При этом пунктом 10 Правил предусмотрено, что ограничение поставки газа в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов, осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11-13 Правил.
Указанными пунктами Правил предусмотрена обязанность таких потребителей обеспечить своим абонентам поставку вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения. Исполнение указанной обязанности может осуществляться потребителем путем:
а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;
в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа.
В случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
Помимо этого, пунктом 2 приложения к Правилам предусмотрено, что организации, осуществляющие эксплуатацию объектов теплоснабжения населенных пунктов, относятся к категории потребителей газа, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. В отношении такой категории предусмотрены специальные сроки для направления уведомления об ограничении поставки газа (не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения).
Таким образом, законодательство в сфере газоснабжения в развитие вышеприведенных норм Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает особый порядок ограничения (прекращения) поставки газа, предполагающий заблаговременное уведомление потребителя о предстоящем ограничении в целях защиты интересов третьих лиц и недопущения экологических, экономических и социальных последствий, а также порядок введения полного или частичного ограничения подачи газа, но не ниже аварийной брони для особой категории потребителей.
В ином порядке ограничение (прекращение) поставки газа недопустимо.
Несоблюдение либо обход установленного Правилами порядка ограничения поставки газа фактически лишает организацию - потребителя возможности исполнить предусмотренную пунктами 11 и 12 Правил обязанность по обеспечению такой организацией своих абонентов в поставке ресурсов, вырабатываемых при использовании газа, в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
В условиях технологической связанности потребления природного газа и выработки тепловой энергии, поставляемой конечным потребителям, прекращение поставки газа для ООО "ИнКомСистемы - Мордовия" вследствие направления поставщиком газа уведомления о расторжении договора, ограничения поставки газа могло (может) привести к ущемлению прав и законных интересов как хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности (в частности, ООО "ИнКомСистемы - Мордовия"), так и неопределенного круга лиц (потребители тепловой энергии, произведенной ООО "ИнКомСистемы - Мордовия").
Доминирование на товарном рынке налагает на субъекта такого доминирования помимо гражданско-правовых обязанностей, возникающих из его договорных отношений с контрагентами, еще и обязанности публичные, выражающиеся, в частности, в запрете злоупотребления доминирующим положением.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В связи с установлением в действия ООО "Газпром межрегионгаз Саранск" признаков нарушения антимонопольного законодательства издан приказ Мордовского УФАС России от 26.09.2019 года N 117-од о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "Газпром межрегионгаз Саранск" (430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 11Б) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции",
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Назначить дело N 013/01/10-567/2019 к рассмотрению на "15" октября 2019 года на 11 часов 00 минут по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, 14, 2-ой этаж.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 013/01/10-567/2019 в качестве ответчика Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саранск" (430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 11Б).
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 013/01/10-567/2019 в качестве заявителя: Общество с ограниченной ответственностью "ИнКомСистемы-Мордовия" (Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п. Чамзинка, ул. Терешковой, д. 24а, пом. 1);
4. Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саранск" в срок до "11" октября 2019 года представить в адрес Мордовского УФАС России следующую информацию и документы (надлежащим образом заверенные копии):
- Устав ООО "Газпром межрегионгаз Саранск";
- всю переписку с ООО "ИнКомСистемы-Мордовия";
- Договор поставки газа от 20.07.2017 г. N 31-5-7862/18-22;
- письменные мотивированные пояснения по изложенным обстоятельствам, а также иные имеющиеся в распоряжении Общества сведения и документы, относящиеся к рассматриваемым обстоятельствам.
5. Лица, участвующие в деле, вправе представить в адрес Мордовского УФАС России иные документы и письменные пояснения, которые могут иметь значение для рассмотрения дела по существу.
Явка ответчика по делу или его представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.
Документы и материалы должны быть заверены надлежащим образом.
Председатель Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 2 октября 2019 г. N 013/01/10-567/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.10.2019