Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Разумов И.В., с участием:
от заявителя ООО "КамПром-сервис" - Кузнецова А.В. (по доверенности),
от заказчика (АО "ЯРДОРМОСТ") - Тихомировой Н.Н. (по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "КамПром-сервис" на действия заказчика - АО "ЯРДОРМОСТ" в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО "КамПром-сервис" (вх. N 9257 от 23.09.2019) на действия заказчика - АО "ЯРДОРМОСТ" при проведении запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки мульчера (номер извещения: 31908270511) (далее - запрос котировок).
Обжалуемые действия (бездействие) - осуществление заказчиком закупки с нарушениями требований Федерального закона "О закупках отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ (далее - Закон о закупках), а именно: неверно определен способ закупки, допущены нарушения при составлении протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и протокола подведения итогов.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении закупки допущено не было, представил письменные пояснения с правовым обоснованием своих доводов, а также запрошенные уведомлением о поступлении жалобы от 25.09.2019 N 7348/06-07 документы и материалы. С доводами жалобы не согласился.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Требования к документации о закупке установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках.
Положение о закупках товаров, работ, услуг АО "ЯРДОРМОСТ" (далее - Положение о закупке) утверждено протоколом совета директоров АО "ЯРДОРМОСТ" от 28.02.2019 N 2 и опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг - www.zakupki.gov.ru. Данное Положение разработано в соответствии с Законом о закупках и регламентирует закупочную деятельность АО "ЯРДОРМОСТ", устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
04 сентября 2019 года в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки мульчера N 1078671 (номер извещения: 31908270511).
Начальная (максимальная) цена договора составила 3 882 333 руб. 34 коп.
Согласно изменениям, внесенным в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме от 10.09.2019 г., датой рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме является 17.09.2019 г.
Заявитель полагает, что организатор торгов неправомерно выбрал способ осуществления закупки, просит отменить протокол рассмотрения заявок на участие в запросе котировок N 1078671 от 17.09.2019 г., протокол подведения итогов запроса котировок N 1078671 участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 19.09.2019 и провести оценку действий организатора торгов на предмет соответствия требованиям Закона о закупке, Положения о закупках товаров, работ услуг для нужд АО "ЯРДОРМОСТ" от 28.02.2019 г. и Закона о защите конкуренции.
Доводы жалобы признаны необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 3.4 Закона о закупках осуществление конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства производится путем проведения запроса котировок в электронной форме при размере начальной (максимальной) цены договора не более семи миллионов рублей.
Аналогичная норма установлена заказчиком в подпункте 3 пункта 12 Положения о закупках товаров, работ услуг для нужд АО "ЯРДОРМОСТ" от 28.02.2019, при этом заказчик при осуществлении закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в ЕИС извещение о проведении запроса котировок в электронной форме - за 4 (четыре) рабочих дня до дня истечения срока подачи заявки.
В данном случае согласно извещению о проведении запроса котировок (номер извещения: 31908270511) АО "ЯРДОРМОСТ" объявлена закупка среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме с начальной (максимальной) ценой - 3 882 333 руб. 34 коп., кроме того, данное извещение размещено в ЕИС за 4 (четыре) рабочих дня до дня истечения срока подачи заявки.
Таким образом, АО "ЯРДОРМОСТ" правомерно выбрало способ конкурентной закупки в виде запроса котировок в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 10 статьи 3.4 Закона о закупках проведение конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется организатором торгов на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и дополнительными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Так, запрос котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки мульчера N 1078671 (номер извещения: 31908270511) проводился на электронной торговой площадке - ООО "РТС-Тендер".
В соответствии с частями 5, 9 статьи 82.4 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, который, в случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме только одна такая заявка признана соответствующей всем требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, запрос котировок в электронной форме признается несостоявшимся, должен содержать информацию о признании запроса котировок в электронной форме несостоявшимся.
19.09.2019 года в 12 час. 34 мин. организатором закупки в ЕИС размещен протокол рассмотрения заявок на участие в запросе котировок N 1078671 от 17.09.2019 г., согласно которому на участие в данном запросе котировок подано 2 заявки: ООО "ТРАКТОРИСТЫ", ООО "КамПром-сервис", заявка последнего не была допущена к участию в запросе котировок в связи с несоответствием ее требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме (номер извещения: 31908270511).
Однако протокол рассмотрения заявок на участие в запросе котировок N 1078671 от 17.09.2019 г., размещенный в ЕИС 19.09.2019 организатором закупки, не содержит информацию о ценовых предложениях ООО "ТРАКТОРИСТЫ" и ООО "КамПром-сервис", а также сведения о признании закупки несостоявшейся.
Комиссией установлено, что 19.09.2019 года в 15 час. 11 мин. организатор закупки разместил в ЕИС протокол подведения итогов запроса котировок N 1078671 от 19.09.2019 участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, который в пункте 15 содержит информацию о том, что только одна заявка, поданная ООО "ТРАКТОРИСТЫ", была признана соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок и о его ценовом предложении, также указание на то, что запрос котировок был признан несостоявшимся. Кроме того, в данном пункте указанного протокола организатор закупки указано, что договор заключается с ООО "ТРАКТОРИСТЫ" по цене, предложенной участником - 3 882 333 руб. 34 коп.
Таким образом, организатор закупки в полном объеме разместил в ЕИС информацию об итогах проведения запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки мульчера N 1078671 (номер извещения: 31908270511).
Комиссия отклоняет довод заявителя о неправомерности указания в протоколе подведения итогов запроса котировок N 1078671 от 19.09.2019 о заключении договора с ООО "ТРАКТОРИСТЫ" в силу следующего.
Положением о закупках товаров, работ услуг для нужд АО "ЯРДОРМОСТ" от 28.02.2019 не установлены последствия признания запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства несостоявшимся.
Однако процедура закупки подлежит завершению по правилам части 1 статьи 447 ГК РФ.
Исходя из части 4 статьи 447 ГК РФ положения закупочной документаци АО "ЯРДОРМОСТ" однозначно определяют способ закупки в виде запроса котировок в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве торгов в контексте гражданского и антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Подача обществом заявки на участие в торгах в настоящем случае является акцептом оферты в контексте статьи 438 ГК РФ, поскольку согласно пункт 1 статьи 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.
Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Поскольку подача заявки на участие в торгах является акцептом оферты, при том, что заявка соответствует всем требованиям закупочной документации, у заказчика (организатора торгов) возникает обязанность заключить контракт с единственным участником на условиях, предусмотренных документацией о торгах.
Из вышеизложенного следует, что заказчик обязан заключить договор, в случае если закупка признана несостоявшейся, поскольку конечным результатом торгов, даже признанных несостоявшимися, при условии соответствия заявки участника требованиям закупочной документации, является заключение с этим участником договора по результатам таких торгов.
Следовательно, протокол подведения итогов запроса котировок N 1078671 от 19.09.2019, содержащий вывод о заключении договора с единственным участником, признанным соответствующим требованиям извещения о проведении запроса котировок, соответствует антимонопольному и гражданскому законодательству.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что организатор торгов правомерно выбрал способ размещения закупки в виде запроса котировок для субъектов малого и среднего предпринимательства и оформил протокол подведения итогов запроса котировок, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, N 1078671 от 19.09.2019.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КамПром-сервис" (вх. N 9257 от 23.09.2019) на действия заказчика - АО "ЯРДОРМОСТ" (ИНН 7627051656, ОГРН 1187627037070) при проведении запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки мульчера (номер извещения: 31908270511) необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России от 25.09.2019 N 7348/06-07.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии С.А. Шарутина
И.В. Разумов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 27 сентября 2019 г. N 076/07/3-554/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.10.2019