по результатам рассмотрения жалобы ООО "Глобал Беаринг" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
25.09.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - <...>
членов Комиссии:
<...>
при участии представителей:
<...>
рассмотрев жалобу ООО "Глобал Беаринг" от 12.09.2019 N К-14 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 5106/ОАЭ-РЖДС/19 на право заключения договора на поставку подшипников к пассажирским вагонам (извещение N 31908217597), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Глобал Беаринг" (далее - Заявитель) от 12.09.2019 N К-14 (вх. 160363/19 от 11.09.2019) на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 5106/ОАЭ-РЖДС/19 на право заключения договора на поставку подшипников к пассажирским вагонам (извещение N 31908217597) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 28.06.2018 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Аукциона, документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 20.08.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - 166 886 034,36 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 05.09.2019;
Дата рассмотрения заявок - 12.09.2019;
Дата проведения торгов - 16.09.2019;
Дата подведения итогов Аукциона - 16.09.2019;
На участие в Аукционе подано 3 заявки, допущено к участию в Аукционе 1 заявка.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, Заказчик формирует техническое задание Документации в соответствии с собственными потребностями, устанавливая функциональные и технические характеристики закупаемого товара.
В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующим правилом: в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно разделу "Требования к безопасности товара" приложения 1.1 к Документации (далее - Техническое задание) установлено, что ремонт редукторов типа WBA-32/2 в РФ определяется "Руководством по ремонту редукторно-карданных приводов вагонных генераторов пассажирских ЦМВ" N 038 ПКБ ЦЛ/ПКТБВ-04РД, согласно которому применяемые в редукторах привода вагонного генератора от средней части оси 32 кВт типа WBA-32/2 подшипники должны быть включены в конструкторскую документацию производителей редукторов ЗАО "ДМИ-Редуктор" либо Flender. Нарушение условий замены подшипников при ремонте редукторов может привести к негативным последствиям в процессе эксплуатации пассажирских вагонов, на который такой редуктор установлен, что непосредственно влияет на безопасность пассажиров и движения пассажирских поездов.
Также в соответствии с разделом "Сведения о возможности предоставить эквивалентный товар" Техническом задание Заказчиком установлен запрет на предоставление участниками Аукциона эквивалентных запасных частей.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что производителем подшипников по предмету Аукциона является Kugel und Rollenlagerwerk Leipzig GmbH (KRW) Германия.
В соответствии с протоколом рассмотрения аукционных заявок от 12.09.2019 N 5106/ОАЭ-РЖДС/19/1 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 3.6.6 Документации, в связи с предоставлением недостоверной информации, предусмотренной пунктом 2 "Требования к товарам, работам, услугам".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что Заявителем в техническом предложение указано, что предлагаемая к поставке продукция производства Shanshai Shangyue Bearing. Co.LTD (Китай) включена в конструкторскую документацию производителей редукторов ЗАО "ДМИ-Редуктор" или Flender, при этом в соответствии с письмом ЗАО "ДМИ-Редуктор" от 06.09.2019 N 501/ДМ, полученным на запрос Заказчика от 06.09.2019 N исх-9881/РЖДС, применение продукции Shangyue Bearing. Co.LTD (Китай) противоречит требованиям конструкторской документации на редукторы ДМИ-44 и WBA-32/2, следовательно, не включена в такую конструкторскую документацию, что свидетельствует о предоставлении Заявителем недостоверных сведений в составе заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, свидетельствующих о соответствии заявки Заявителя требованиям Документации.
В соответствии с пунктом 3.6.6 Документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника аукциона на любом этапе проведения аукциона.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя на основании предоставления недостоверных сведений в составе заявки на участие в Аукционе, не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупках, Документации.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Глобал Беаринг" (ИНН: 1660304906, ОГРН: 1171690123120) от 12.09.2019 N К-14 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 5106/ОАЭ-РЖДС/19 на право заключения договора на поставку подшипников к пассажирским вагонам (извещение N 31908217597) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 сентября 2019 г. N 223-ФЗ-932/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.09.2019