Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев в жалобы ООО "Арсенал" (далее - Заявитель, Общество) на действия Управы района Проспект Вернадского г. Москвы (далее - Организатор торгов) при проведении открытых конкурсов по отбору управляющей организации для заключения договора управления многоквартирными домами (извещения
NN 290319/4868400/01, 200419/4868400/01, далее - Конкурсы) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель обратился в Московское УФАС России с жалобами на действия Организатора торгов, мотивированными отсутствием в Конкурсных документациях требования о наличии согласия претендента на включение его в перечень организаций для управления многоквартирным домом, предусмотренным пунктом 53 порядка организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, неправомерным отклонением его заявки от участия в конкурсе с извещением N 290319/4868400/01, нарушением срока принятия решения о создании конкурсной комиссии, нарушением срока отказа от проведения торгов, указанном в извещении N 290319/4868400/01, нарушением процедуры вскрытия конвертов с заявками претендентов, нарушением порядка составления протокола вскрытия конвертов, неверным указанием почтового адреса Заявителя в протоколе рассмотрения заявок на участие в конкурсе с извещением N 290319/4868400/01.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Постановление Правительства N 75).
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Постановлением Правительства N 75 установлен порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила).
Как указывает общество в своих жалобах, в Конкурсных документациях отсутствует требование о наличии согласия претендента на включение его в перечень организаций для управления домом, предусмотренное пунктом 53 Правил.
В соответствии с пунктом 53 Правил заявка на участие в конкурсе включает в себя ,в том числе, согласие претендента на включение его в перечень организаций для управления многоквартирным домом, предусмотренное пунктом 52 Правил.
Согласно пункту 52 Правил при подаче заявки на участие в конкурсе заинтересованное лицо дает согласие на включение его в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в соответствии с Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Как установила Комиссия, в соответствии с подпунктом 4 пункта 3.3 Конкурсных документаций заявка на участие в Конкурсах включает .согласие претендента на включение его в перечень организаций для управления многоквартирным домом в соответствии с пунктом 3.5.7 конкурсной документации. Аналогичное требование предусмотрено пунктом 3.3 раздела I.2 "Информационная карта" Конкурсных документаций.
Пунктом 3.5.7 Конкурсных документаций предусмотрено, что при подаче заявки на участие в конкурсе заинтересованное лицо дает согласие на включение его в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в соответствии с Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.122018 N 1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Кроме того, раздел I.4.4 Конкурсных документаций предусматривает форму согласия на включение в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что конкурсные документации предусматривают требование о представлении в составе заявки согласия на включение в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в связи с чем довод жалоб Заявителя не нашел своего подтверждения.
Также Заявитель указывает на неправомерное отклонение от участия в Конкурсе по извещению N 290319/4868400/01.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом
от 14.05.2019 N 2 заявка ООО "Арсенал" не допущена к участию в связи с непредставление документов, определенных пунктом 53 Правил, а именно отсутствие согласия на включение претендента в перечень организаций для управления многоквартирным домом, предусмотренное пунктом 52 Правил, а также в связи с несоответствием участника требованиям, предусмотренным подпунктами 7, 8
пункта 15 Правил.
Изучив заявку Общества, Комиссия установила, что в ней отсутствовало согласие на включение претендента в перечень организаций для управления многоквартирным домом, предусмотренное пунктом 52 Правил, а также подпунктом 4 пункта 3.3, пунктом 3.3 раздела I.2 "Информационная карта" Конкурсной документации, в связи с чем пришла к выводу о несоответствии такой заявки в рассматриваемой части.
В соответствии с подпунктами 7, 8 пункта 15 Правил при проведении конкурса к претендентам устанавливаются требования об отсутствии у претендента задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчетных периода, подтвержденное актами сверки либо решением суда, вступившим в законную силу, задолженности по уплате административных штрафов за совершение правонарушений в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из представленных представителем Организатора торгов в материалы дела писем от ресурсоснабжающих организаций, полученных на основании запроса в период рассмотрения заявок, у Общества имеется задолженность перед ПАО "МОЭК" и ПАО "Мосводоканал", а также задолженность по уплате административных штрафов в сфере предпринимательской деятельности в размере 250 000 руб.
В связи с чем Комиссия приходит к выводу, что Общество не соответствовало требованиям подпунктов 7, 8 пункта 15 Правил.
Резюмируя вышеизложенное Комиссия считает, что заявка Общества не в полной мере соответствовала требованиям, установленным Правилами и Конкурсной документацией и признает рассматриваемый довод необоснованным.
Вместе с тем заявитель также указывает на нарушение срока принятия решения о создании конкурсной комиссии, нарушением срока отказа от проведения конкурса, указанного в извещении о проведении конкурса по извещению N 290319/4868400/01.
В соответствии с пунктом 21 Правил Организатор торгов не позднее чем за 5 рабочих дней до размещения о проведении конкурса принимает решение о создании конкурсной комиссии и определяет состав и порядок работы, назначает председателя комиссии.
Согласно извещению о проведении Конкурса N 290319/4868400/01 Конкурсная комиссия была утверждена Приказом от 29.03.2019 N 6-39/9. При этом Извещение о проведении данного конкурса было размещено в тот же день, 29.03.2019, то есть с нарушением срока, предусмотренного пунктом 21 Правил, с чем согласился представитель Организатора торгов.
В соответствии с пунктом 39 Правил в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом и реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
При этом извещение о проведении Конкурса N 290319/4868400/01 содержит указание на срок отказа от проведения торгов 30.04.2019 при дате проведения торгов 14.05.2019, что противоречит требованиям указанным в пункте 39 Правил.
Исходя из изложенного, у комиссии отсутствуют основания для признания рассматриваемых доводов необоснованными.
В свою очередь, каким образом указанные нарушения повлияли на права и законные интересы Общества представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснить смог.
Также Заявитель указывает на нарушение со стороны Организатора торгов процедуры вскрытия конвертов с заявками участников, установленной пунктом 63 Правил, а именно: не объявление наличие в заявках участников сведений о месте нахождения, почтовом адресе, телефоне, реквизитах банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявка на участие в конкурсе, не объявлены реквизиты документов, входящие в состав заявок.
Согласно пункту 63 Правил наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для индивидуального предпринимателя) каждого претендента, конверт с заявкой на участие в конкурсе которого вскрывается, сведения и информация о наличии документов, предусмотренных конкурсной документацией, объявляются при вскрытии конвертов и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
При этом требование об объявлении наличия в заявках участников сведений о месте нахождения, почтовом адресе, телефоне, реквизитах банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявка на участие в конкурсе, не объявлены реквизиты документов, входящие в состав заявок не содержится в пункте 63 Правил.
В этой связи Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемый довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, Заявитель считает, что Организатором торгов нарушен порядок составления Протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе по извещению N 290319/4868400/01, а именно не указано количество страниц в составе поступивших заявок, предусмотренное формой Приложения 6 Правил.
Представитель Организатора торгов согласился с указанным нарушением, сообщив, что при составлении протокола была допущена техническая ошибка и не было указано количество страниц заявок участников.
При таких обстоятельствах Комиссия признает довод жалобы обоснованным.
Заявитель также считает, что Организатором торгов неверно указан адрес Общества в протоколе рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 14.05.2091 N 2.
В соответствии с пунктом 70 Правил на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия принимает решение о признании претендента участником конкурса или об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным пунктом 18 Правил. Конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе по форме согласно приложению N 7 к Правилам, который подписывается присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
При этом форма приложения N 7 Правил предусматривает указание наименования участников, количества страниц в заявке, и не предусматривает указание на почтовый адрес участника.
В этой связи довод Заявителя Комиссия считает несостоятельным.
Резюмируя изложенное и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобы Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Конкурса обоснованными в части нарушения срока принятия решения о создании комиссии, срока отказа от проведения торгов, указанного в извещении о проведении конкурса N 290319/4868400/01, нарушения порядка составления протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе по извещению N 290319/4868400/01, в остальной части необоснованными.
Установить в действиях Организатора торгов нарушения пункта 21, 39, Приложения N 6 Правил.
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку допущенные нарушения не повлияли на права и законные интересы Заявителя.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 мая 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.09.2019