Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при
проведении закупки "Аварийно-диспетчерское обеспечение, техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования и сетей газоснабжения в МКД" (извещение N31908240171) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию запроса предложений в электронной форме с нарушением требований Закона о закупках.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и заявил, что Заказчик действовал в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а также в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Джанкой "Городская управляющая компания" (далее - Положение).
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках \x{feff} в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
По мнению Заявителя, "Заказчик необоснованно объединил в один лот закупку услуг по аварийно-диспетчерскому обеспечению, которые может оказываться только газораспределительной организацией и услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования и сетей газоснабжения в МКД, которые могут оказываться любыми специализированными организациями".
Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 (ред. от 06.10.2017) "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" утверждены \x{feff}Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила).
\x{feff}Согласно пункту 4 Правил безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):
а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
б) аварийно-диспетчерское обеспечение;
в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
г) замена оборудования.
Пунктом 6 Правил установлено, что \x{feff}работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
\x{feff}В соответствии с пунктом 7 Правил аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.
Специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - соглашение).
Газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации, не являющейся газораспределительной организацией, заключившей договор (договоры) о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с заказчиком (заказчиками), в заключении соглашения.
Пунктом 14 Приложения N 1 Техническое задание установлено, что работы по аварийно-диспетчерскому обеспечению, техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования и сетей газоснабжения в МКД должна выполнять специализированная организация, работы должны отвечать требованиям Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N410. Организация, выполняющая работы по техническому обслуживанию и ремонту должна иметь в своем составе аварийно-диспетчерскую службу (АДС), что должно подтверждаться наличием следующих документов: положение об АДС; разработанный и утвержденный план локализации и ликвидации аварий на объектах сетей газораспределения.
Специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, должна заключить с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Согласно письменным пояснениям Заказчика: "В соответствии с п. 4 разд. 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила) аварийно-диспетчерское обеспечение, техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования и сетей газоснабжения в МКД представляет собой комплекс работ (услуг), обеспечивающий безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в МКД и является технологически- и функционально взаимосвязанными работами (услугами), что также не опровергает, а наоборот доказывает в своих доводах Заявитель.
Поскольку порядок формирования лотов законодательно не определен, решение о способе размещения заказа принимается Заказчиком. Последний наделен правом самостоятельно выделять лоты по группам, классам, видам и иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом, а также определять его содержание.
П. 7 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 14.05.2013 N 410, п. 14 Приложения N 2 Разд. 5 аукционной документации указывает на то, что "Специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, должна заключить с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей и своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Также, Заказчик предоставляет право Исполнителя привлекать к оказанию Услуг субисполнителей, о чем прописано в п. 2.4.6 разд. 5 аукционной документации. Заказчик не обозначил в аукционной документации обязательное наличие в штате Участника аукциона аварийно-диспетчерской службы, что противоречит указанным в жалобе доводам Заявителя.
МУП "Городская управляющая компания" отрицает факт наличия сговора с ГУП РК "Крымгазсети", поскольку проведение открытого аукциона в электронной форме является конкурентной закупкой и находится в открытом доступе для неограниченного круга лиц. ГУП РК "Крымгазсети" не единственная организация на территории Российской Федерации, осуществляющая данный вид деятельности".
Согласно Письму Минрегиона России от 18.10.2013 N 19706-ВГ/11 "О разъяснениях по отдельным вопросам регулирования отношений, возникающих между исполнителями и заказчиками работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования": "Специфика процесса газоснабжения, характеризующаяся непосредственной связью между внутридомовым газоиспользующим оборудованием и газораспределительными сетями, передача газа по которым является предметом заключаемого поставщиком газа договора транспортировки, определяет необходимость объединения у специализированной организации, являющейся стороной такого договора, функций по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, а также техническому обслуживанию и ремонту внутренних газовых сетей многоквартирных домов и домовладений. Объединение всех функций позволяет оперативно предотвратить развитие аварийной ситуации как на централизованных, так и на внутридомовых газовых сетях, а также предупредить ее возникновение, в том числе путем превентивного ограничения или прекращения подачи газа, принимая во внимание техническое состояние и возможности газораспределительной сети (ее отдельных участков), учитывая степень риска возникновения аварии на внутридомовом (внутриквартирном) газоиспользующем оборудовании. Подобные согласованные действия возможны при условии их выполнения одним лицом, в то время как увеличение числа исполнителей будет способствовать одновременному снижению оперативности реагирования на аварийные (предаварийные) ситуации и, как следствие, возникновению угрозы жизни, здоровью и имуществу потребителей коммунальной услуги по газоснабжению.
\x{feff}Вместе с тем исключение множественности исполнителей договора на техническое обслуживание и ремонт потребляющего природный газ внутридомового и внутриквартирного газового оборудования не может рассматриваться в качестве незаконного ограничения конкуренции в соответствующей сфере услуг и нарушения прав потребителей ввиду того, что подобный подход к регулированию правоотношений, возникающих между заказчиками и исполнителями позволяет достичь безопасности при потреблении коммунальной услуги пользования газом при одновременном соблюдении прав и законных интересов потребителей".
Таким образом, документацией о закупке установлена обязанность специализированной организации, не являющейся газораспределительной организацией, заключить с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 7 Правил.
Объединение услуг по аварийно-диспетчерскому обеспечению и услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования и сетей газоснабжения в МКД осуществляется с целью дополнительного обеспечения безопасности путем объединением внутри одной организации всех функций, необходимых для надлежащего обслуживания и незамедлительного реагирование на информацию об аварии или угрозе ее возникновения для соблюдения требований Правил в части безопасной эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил иной информации, подтверждающей, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот данные услуги. Довод Заявителя признается необоснованным.
Согласно статье 13 Положения обеспечение исполнение договора предоставляется путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Выбор способа обеспечения исполнения договора из числа предусмотренных заказчиком в извещении, документации о закупке осуществляется участником закупки, с которым в соответствии с настоящим положением о закупке заключается договор.
Согласно доводу жалобы "в соответствии с пунктом 23 Раздела II Информационной карты, Заказчик установил "Вид обеспечения исполнения договора (или) гарантийных обязательств" только "Обеспечение исполнения договора может быть представлено путем внесения денежных средств на счет Заказчика".
Пунктом 9.2 проекта договора установлены требования к обеспечение исполнения договора: "Исполнение договора может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Способ обеспечения исполнения договора определяется Исполнителем самостоятельно". Таким образом, довод Заявителя признается необоснованным.
В соответствии с пунктом 2.3 проекта договора после окончания оказания услуги по объекту, согласно графику выполнения работ, предоставить Заказчику Акты выполненных работ, подписанный собственниками помещений (председателем собственников помещений), с указанием перечня и количества оказанных услуг по акту сдачи-приемки услуг.
Согласно пункту 4.1 проекта договора после окончания оказания услуги по объекту, согласно графику выполнения работ, Исполнитель обязан предоставить Заказчику Акты выполненных работ, подписанные собственниками помещений и Акт выполненных работ по МКД, подписанный председателем дома, с указанием перечня и количества оказанных услуг по акту сдачи-приемки услуг.
Заявитель считает, что данное условие проекта договора ограничивает конкуренцию среди участников аукциона.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что "обязанность составлять акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ и предоставлять их на подписание Председателю совета многоквартирного дома закреплена в пункте 4 части 8 статьи 161.1 Жилищного кодекса РФ:
"8. Председатель совета многоквартирного дома:
4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме ..."
В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 15.05. 2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами":
"4. Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
...обеспечение участия представителей собственников помещений в многоквартирном доме в осуществлении контроля за качеством услуг и работ, в том числе при их приемке."
Следовательно, управляющая организация должна обеспечивать участие представителей собственников в приемке результатов выполненных работ и оказанных услуг.
Также, управляющая организация не вправе производить оплату и учитывать ее в подомовом учете, за работы и/или услуги, которые не были приняты".
Заявитель на заседание не явился, доводы, подтверждающие обоснованность довода и свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов не были предоставлены.
Комиссия Крымского УФАС России из представленных сведений и документов, а также пояснений Заказчика, приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 25 сентября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.09.2019