Временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной антимонопольной службы XXXXXXXXXXXX, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, пунктом 2 перечня поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 19.06.2019 N ДК-П9-5137, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики тарифов на водоотведение в отношении Муниципального предприятия "Управляющая компания Прохладненский Водоканал" (для потребителей городского округа Прохладный).
УСТАНОВИЛ:
Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования N 406).
Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила N 406).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания N 1746).
Тарифы на водоотведение для Муниципального предприятия "Управляющая компания Прохладненский Водоканал" (для потребителей городского округа Прохладный) (далее - предприятие, регулируемая организация) установлены Министерством энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство, орган регулирования) с применением метода индексации на 2019-2023 годы (приказ Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики от 19.12.2018 N 78/3).
Отмечаем, что 2019 год является первым годом второго долгосрочного периода регулирования для регулируемой организации.
Согласно пункту 26 Правил N 406 экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;
г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;
д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
По результатам анализа представленных экспертных заключений по установлению тарифов на услуги водоотведения в отношении Муниципального предприятия "Управляющая компания Прохладненский Водоканал" (для потребителей городского округа Прохладный) на 2019-2023 годы ФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования N 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации:
а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;
темпы роста цен на электрическую энергию;
темпы роста заработной платы;
г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;
д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;
е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования N 406 тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями N 1746-э исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний N 1746-э расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям N 1746-э на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).
В соответствии с пунктом 8 Методических указаний N 1746-э расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется аналогично расчету объема отпуска воды в соответствии с формулами (1) и (1.1.), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации Министерством плановый объем принятых сточных вод на 2019 год учтен на уровне предложения организации без соответствующего обоснования в экспертном заключении.
С учетом вышеизложенного, Министерству необходимо рассчитать объем принятых сточных вод на 2019 год в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования N 406, пунктами 4 и 8 Методических указаний N 1746-э, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил N 406. В случае необходимости органу регулирования необходимо пересмотреть взаимозависимые от объемов реализации услуг статьи затрат (в том числе расходы на электрическую энергию), отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил N 406.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, подпунктами "а" и "д" пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Министерство энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики нарушившим пункты 29 Основ ценообразования N 406, пункт 26 Правил регулирования N 406, пункты 4 и 8 Методических указаний N 1746-э, при установлении тарифов на водоотведение в отношении Муниципального предприятия "Управляющая компания Прохладненский Водоканал" (для потребителей городского округа Прохладный).
2. При корректировке тарифов на 2020 год на услуги водоотведения в отношении Муниципального предприятия "Управляющая компания Прохладненский Водоканал" (для потребителей городского округа Прохладный) органу исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования тарифов в сфере водоотведения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в сфере водоотведения, отразив соответствующий анализ и расчеты в экспертном заключении, а именно:
2.1. Провести расчет и определить экономически обоснованную величину объема принятых сточных вод на 2019 год в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования N 406, пунктами 4 и 8 Методических указаний N 1746-э и пунктом 1 мотивировочной части настоящего предписания;
2.2. В случае необходимости провести расчет и определить экономически обоснованный размер взаимозависимых от объемов реализации услуг статей затрат (в том числе расходов на электрическую энергию) с учетом подпункта 2.1. настоящего пункта.
3. Органу исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования тарифов в сфере водоотведения произвести расчеты необходимой валовой выручки и тарифов на услуги водоотведения в отношении Муниципального предприятия "Управляющая компания Прохладненский Водоканал" (для потребителей городского округа Прохладный) с учетом пункта 2 резолютивной части настоящего предписания, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил N406, и принять решение о включении (исключении) соответствующей величины недоучтенных (избыточно полученных) средств в состав (из состава) необходимой валовой выручки Муниципального предприятия "Управляющая компания Прохладненский Водоканал" на 2020 год.
4. По результатам исполнения настоящего предписания органу исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования тарифов в сфере водоотведения при корректировке тарифов на 2020 год пересмотреть долгосрочные тарифы на услуги водоотведения в отношении Муниципального предприятия "Управляющая компания Прохладненский Водоканал" (для потребителей городского округа Прохладный), установленные на 2019-2023 гг. приказом Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики от 19.12.2018 N 78/3, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил N 406.
5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования тарифов в сфере водоотведения в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного в пункте 4 резолютивной части настоящего предписания, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, предоставив надлежащим образом заверенные копии:
- протокола заседания коллегиального органа, на котором принимались решения во исполнение настоящего предписания;
- экспертных заключений по результатам пересмотра тарифов на услуги водоотведения в отношении Муниципального предприятия "Управляющая компания Прохладненский Водоканал" (для потребителей городского округа Прохладный), установленных приказом Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики от 19.12.2018 N 78/3, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания;
- постановлений об установлении тарифов на услуги водоотведения в отношении Муниципального предприятия "Управляющая компания Прохладненский Водоканал" (для потребителей городского округа Прохладный) и долгосрочных параметров регулирования на период 2019-2023 гг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предписание Федеральной антимонопольной службы от 15 августа 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.08.2019