Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области В__., рассмотрев заявление ООО "Элегия" (далее - Заявитель), поступившее в Новгородское УФАС России (далее - Управление) от Уполномоченного по защите прав предпринимательства Новгородской области 02.04.2019 вх. N 2358, (далее - заявление) о возможных признаках нарушения законодательства Производственным отделением "Боровичские электрические сети филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Новгородэнерго" (далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", сетевая организация, Общество), учитывая решение Арбитражного суда Новгородской области от 14.08.2019 по делу N А44-4835/2019,
У С Т А Н О В И Л:
Из заявления следует, что мебельная фабрика Заявителя существует на рынке более 20 лет и имеет надежное электроснабжение по двум высоковольтным линиям 10 вК по III категории надежности.
Заявителю известно, что многие промышленные предприятия города Боровичи (ООО "Металлопластмасс", АО "Завод "Полимермаш" и пр.), подключенные к той же ПС "Сельская", что и мебельная фабрика, применяют уровень напряжения "ВН" (высокое напряжение) третьей ценовой категории, который на 1 рубль за кВт дешевле применяемого к Заявителю уровня напряжения "СН2" (среднее напряжение) третьей ценовой категории.
Вопрос о переходе ООО "Элегия" на тариф "ВН" был внесен на рассмотрение на заседании Совета при Губернаторе Новгородской области по улучшению инвестиционного климата в Новгородской области (далее - Совет).
04.03.2018 в ходе заседания Совета между Заявителем и Обществом было достигнуто соглашение о том, что если Заявитель подготовит рабочую документацию, которую согласует с Обществом, то может самостоятельно выполнить работы по внешнему электроснабжению по третьей категории надежности мебельного производства в соответствии с указанным проектом. По мнению Заявителя, директор Общества гарантировал переход мебельной фабрики на третий уровень напряжения "ВН" при выполнении Заявителем проектирования новой линии, согласовании проекта с Обществом, и строительстве линии за счет Заявителя.
После этого ООО "Элегия" разработало проектную документацию на строительство новой линии электропередач для подключения системы электроснабжения организации Заявителя к высокой стороне непосредственно на территории подстанции ПС "Сельская". В рабочей (проектной) документации указано, что технологическое присоединение будет произведено к высокой стороне к уровню напряжения ВН (высокое напряжение) непосредственно к подстанции ПС "Сельская". Расходы ООО "Элегия" по разработке рабочей (проектной) документации составили 155 000 рублей.
Указанная рабочая (проектная) документация была согласована с Обществом, после чего ООО "Элегия" построило за свой счет линию электропередачи, понеся расходы на оплату строительных работ, выполненных подрядчиками, в размере 2 300 000 рублей.
В 2019 году ООО "Элегия" обратилось в ПАО "МРСК Северо-Запада" с заявкой от 25.01.2019 на технологическое присоединение. В ответ Общество направило в адрес заявителя проект договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства Общества N 65-00137-Б/19. При этом Общество предлагало Заявителю подключение не к высокой стороне непосредственно к ячейке на подстанции "Сельская", как это было в согласованной ранее проектной документации, а к среднему напряжению (по тарифной группе третья ценовая категория СН2), на котором ООО "Элегия" находится и в настоящее время, используя прежние линии электроснабжения.
Заявитель, указывает, что в ответ на его заявку о подключении новой линии к подстанции ПС "Сельская" и переходе на тариф "ВН" ему было предложено установить границу балансовой принадлежности новой линии не на подстанции ПС "Сельская", а на границе земельного участка подстанции ПС "Сельская". Данное условие означало, что Общество выдвинуло новые условия, отличные от ранее согласованного проекта, и в связи с этими изменениями Заявителю фактически отказано в переходе на тариф "ВН". Фактически Заявитель остается на старом тарифе третья ценовая категория "СН2", при этом им затрачено на проектирование и строительство новой линии 2.5 млн. рублей. При этом строительство данной линии в соответствии с проектом, согласованным ранее с Обществом, было непременным условием, которое выдвигало Заявителю само Общество.
Несмотря на неоднократные обращения Заявителя в сетевую организацию с требованием пересмотреть свою позицию и направить новый проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия, которые предусматривали бы подключение организации Заявителя к высокому напряжению в соответствии с проектом, ранее согласованном с Обществом, Общество их проигнорировало.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике.
Субъект естественной монополии согласно статье 3 Закона о естественных монополиях, это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Основным видом деятельности ПАО "МРСК Северо-Запада" является оказание услуг по передаче электрической энергии, то есть, ПАО "МРСК Северо-Запада" является субъектом естественной монополии.
При указанных обстоятельствах действия юридического лица ПАО "МРСК Северо-Запада" образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствие с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ).
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила ТП).
Отсутствие в рассматриваемых действиях Общества нарушений Правил ТП признано решением Арбитражного суда Новгородской области от 14.08.2019 по делу N А44-4835/2019.
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг, установлены Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила НД).
Согласно пункту 3 Правил НД недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
При этом пунктом 4 Правил НД определено, что потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 1 января 2013 г. - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком). Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Как следует из пункта 10 Правил НД без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Из анализа приведенных положений Правил НД следует, что в силу незаключения на текущий момент договора об осуществлении технологического присоединения отношения между Заявителем и Обществом, касающиеся присоединения вновь построенных объектов электросетевого хозяйства Заявителя к электрической сети Общества, Правилами НД не регулируются.
Учитывая вышеизложенное, в действиях ПАО "МРСК Северо-Запада" отсутствуют нарушения Правил технологического присоединения и Правил недискриминационного доступа.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
В возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в отношении ПАО "МРСК Северо-Запада" отказать.
Руководитель Управления В__
Иванова
8 (8162) 73-88-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 3 сентября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.09.2019