Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителя от ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО "Балтэлектро" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 10.09.2019 вх. N 27243-ЭП/19) ООО "Балтэлектро" на действия закупочной комиссии Организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Закупочная комиссия) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку запасных частей к низковольтному оборудованию (извещение N 31908127486), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
23 июля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31908127486 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку запасных частей к низковольтному оборудованию (далее - Закупка), включая документацию об аукционе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Положение о закупках) в редакции от 21.06.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
Лот N 1 - 350 000,00 руб.; Лот N 2 - 3 000 000,00 руб.; Лот N 3 - 2 000 000,00 руб.; Лот N 4 - 400 000,00 руб.; Лот N 5 - 3 000 000,00 руб.; Лот N 6 - 800 000,00 руб.; Лот N 7 - 2 716 903,56 руб.; Лот N 8 - 1 500 000,00 руб.; Лот N 9 - 12 000 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
23.07.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
16.08.2019 в 08:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
26.08.2019, 29.08.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д.88 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31908127486 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО "Балтэлектро" от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП "Петербургский метрополитен" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Балтэлектро" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/30191/19 от 13.09.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/30191/19 от 13.09.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке N 31908127486-01 от 26.08.2019 заявка ООО "Балтэлектро" (порядковый номер заявки: N 196656) была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: "Заявка N 196656 (14.08.2019 21:49) не соответствует требованиям, предусмотренным извещением об аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Участник закупки указал значения показателей, не соответствующие запрашиваемым заказчиком, что противоречит п. 5.2.2 тома 2 Документации. Таким образом, заявка не соответствует требованиям аукционной документации и отклоняется на основании п. 4.2.1.2 тома 2 Документации. Данные, указанные участником по показателю N 7 нечитаемы, следовательно, не представляется возможным произвести сопоставление предложенного изображения с изображением, указанным в Документации".
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно ч. 19 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.
В соответствии с п. 2.4.4 тома 1 Документации заявка должна быть оформлена в соответствии с требованиями аукционной документации, в том числе должны быть представлены все предусмотренные аукционной документацией сведения (информация) и документы, составленные, оформленные и заверенные, в соответствии с требованиями аукционной документации, а также должны быть представлены все формы, составленные и оформленные в соответствии с требованиями документации. Все документы должны быть представлены в полном объеме и читаемом виде. Файл электронного документа должен быть доступен для прочтения. В заявке должны отсутствовать противоречивые и недостоверные сведения.
Пунктом 2.4.6 тома 1 Документации установлено, что заявка на участие в аукционе состоит из двух частей и ценового предложения. Первая часть заявки должна содержать описание поставляемого товара, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.
На основании п. 5.1 тома 2 Документации заявка, подготовленная участником, должна обязательно содержать документы и формы, предусмотренные пунктом 5 тома 2. Форма должна быть оформлена в строгом соответствии с требованиями тома 1 и тома 2.
Согласно п. 5.2.2 тома 2 Документации в составе первой части заявки на участие в Закупке по лоту N 2 участник должен представить по позициям NN 3-17, 19:
Согласие участника исполнить условия договора, указанные в извещении и документации, предоставляется по Форме N 4 или предоставляется с применением программно-аппаратных средств электронной площадки;
Наименование и показатели товара, заполненные в соответствии с Формой "Сведения о наименовании и показателях товара" (далее - Форма N 2) и инструкцией по ее заполнению.
Как следует из п. 7 инструкции по заполнению Формы N 2, в столбце N 8 "Значения показателя товара, предлагаемого участником" участник закупки указывает значения показателей товара.
В описании товара заказчик устанавливает следующие виды показателей и порядок описания характеристик товара:
1. Показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения.
По первому виду показателей участник закупки указывает конкретные значения показателей предлагаемого товара, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения (если установлено максимальное и/или минимальное значение, участник должен указать одно конкретное значение, удовлетворяющее указанным условиям);
2. Показатели, для которых указаны варианты значений.
По второму виду показателей участник закупки выбирает одно конкретное значение для показателей предлагаемого товара, в отношении которых предоставлены варианты значений;
3. Показатели, которые определяются диапазоном значений.
По третьему виду показателей участник закупки указывает диапазон значений предлагаемого товара, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границы диапазона. При этом значение верхней/нижней границы диапазона указывается конкретной цифрой.
4. Показатели, значения которых не могут изменяться.
По четвёртому виду показателей участник закупки указывает значение предлагаемого товара, установленное заказчиком.
Предоставляемые участником сведения о показателях товара не должны сопровождаться словами "должен", "эквивалент", "аналог", "более", "менее", "не более", "не менее", символами >, <, \x{2265}, _, \x{2264} и т.п. (за исключением случаев, когда данная формулировка содержится в значениях показателей, которые не могут изменяться) и допускать разночтение или двоякое толкование.
В соответствии с п. 2.5.1 тома 3 Документации по лоту N 2 (Технические требования) товар должен соответствовать требованиям, указанным в Приложении N 1, 2 к настоящим Техническим требованиям.
Как следует из п. 2.5.2 тома 3 Документации по лоту N 2 (Технические требования) внешний вид товара должен соответствовать примерному изображению товара и схемам подключения (Приложение N 3 к Техническим требованиям).
Приложением N 2 к Техническим требованиям по лоту N 2 установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям, согласно которым для позиции N 15 "Катушка к электромагниту КМТ-7А 380В" в графе "Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться" установлено требование к показателю N 7 "Габаритные размеры": "Согласно эскизу (Приложение N 3)".
Приложение N 3 к Техническим требованиям по лоту N 2 содержит эскиз для позиции N 15 213120130 "Катушка к электромагниту КМТ-7А 380В".
Пунктом 4.2.1.2 тома 1 Документации установлено, что первая часть заявки отклоняется от участия в процедуре Закупки в случае, если заявка участника не соответствует техническим требованиям (техническому заданию, заданию на проектирование) в части предлагаемых участником товаров.
Представитель Организатора торгов пояснила, что ввиду установления заказчиком в приложении N 2 к Техническим требованиям по лоту N 2 для позиции N 15 "Катушка к электромагниту КМТ-7А 380В" требования к значению показателя N 7 "Габаритные размеры" в графе "Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться", а именно: "Согласно эскизу (Приложение N 3)", участнику в Форме N 2, предоставляемой в составе первой части заявки на участие в Закупке, в соответствии с п. 7 инструкции по заполнению Формы N 2 необходимо было указать значение, идентичное значению, установленному заказчиком. Вместе с тем в Форме N 2, представленной в составе заявки ООО "Балтэлектро", вместо аналогичного установленному заказчиком значения вложено изображение. При этом при увеличении вложенного изображения определить установленные в нем значения не представляется возможным ввиду низкого качества данного изображения. Таким образом, в нарушение п. 7 инструкции по заполнению Формы N 2 в составе заявки ООО "Балтэлектро" указано значение, не соответствующее требованиям заказчика, вследствие чего заявка ООО "Балтэлектро" была отклонена от участия в процедуре Закупки.
Представитель Организатора торгов также отметила, что Заявитель ООО "Балтэлектро", подавая заявку на участие в Закупке, фактически подтвердил, что он ознакомлен и согласен со всеми требованиями Документации, в том числе с порядком предоставления участниками Закупки сведений о конкретных показателях товара в составе заявки, указанным в инструкции по заполнению Формы N 2, а также условиями допуска и отклонения заявок, содержащимися в Документации. При этом жалобы на действия ГУП "Петербургский метрополитен", связанные с установленными в Документации требованиями, до момента подачи заявки на участие в Закупке со стороны Заявителя ООО "Балтэлектро" не подавались.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО "Балтэлектро", представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО "Балтэлектро" в составе первой части заявки на участие в Закупке представил Форму N 2, в которой в нарушение требований п. 5.2.2 тома 2 Документации, а также п. 7 инструкции по заполнению Формы N 2 для позиции N 15 "Катушка к электромагниту КМТ-7А 380В" по показателю N 7 "Габаритные размеры" указал значение, не соответствующее установленному заказчиком, а именно вложил эскиз (изображение), который содержал нечитаемые параметры в отношении требуемого показателя, что являлось основанием для отклонения заявки ООО "Балтэлектро" от участия в процедуре Закупки согласно п. 4.2.1.2 тома 1 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО "Балтэлектро" от участия в процедуре Закупки по лоту N 2 принято в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной Комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявки ООО "Балтэлектро" от участия в процедуре Закупки по лоту N 2.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 10.09.2019 вх. N 27243-ЭП/19) ООО "Балтэлектро" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку запасных частей к низковольтному оборудованию (извещение N 31908127486) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 сентября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.09.2019