Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя управления, Н.И.Б., рассмотрев заявление физического лица,
УСТАНОВИЛ:
В Волгоградское УФАС России поступило обращение физического лица (вх. N 7573 от 08.08.2019), с жалобой на нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившееся в распространении наружной рекламы алкогольной продукции (пива) посредством размещения рекламной листовки на фасаде продуктового магазина "Кенгуру", обращенных текстом на улицу, по адресу: Волгоград, ул. Тракторостроителей, д. 11 (фото приложено к заявлению).
На указанном листе формата А4 размещена следующая информация:
"Акция
Пиво
Воронежское
Фирменное
60 рублей
1 литр".
В целях установления лица, осуществляющего деятельность по указанному в обращении адресу, антимонопольным органом направлен запрос в Администрацию Тракторозаводского района города Волгоград (исх. N 02-4/5928 от 12.08.2019).
В ответ на запрос (вх. N 8262 от 27.08.2019) поступила информация, согласно которой деятельность в магазине "Кенгуру", расположенном по адресу: Волгоград, ул. Тракторостроителей, д. 11 в нежилом помещении многоквартирного дома, осуществляет ООО "Аркада Север" (ИНН: 7813298001, ОГРН: 1187347012528 , адрес: Санкт-Петербург, ул. Б. Посадская, д. 9/5А, пом. 1Н, оф. 14)
Оценив данную наружную рекламу, размещенную в виде листа формата А4 на фасаде продуктового магазина "Кенгуру", обращенную текстом на улицу, по адресу Волгоград, ул. Тракторостроителей, д. 11, на предмет соответствия рекламному законодательству, Комиссия установила следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Пункт 3 данной статьи содержит определение товара, согласно которому товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам:
- информация распространена посредством размещения текста на листе формата А4, обращенного текстом на улицу;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
Объектом рекламирования выступает - конкретный сорт пива (Воронежское фирменное), реализуемое в магазине "Кенгуру".
В соответствии с Федеральным Законом от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "Об обороте алкогольной продукции", алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Рассматриваемая реклама распространяется на фасаде продуктового магазина, где расположен лист А4, обращенный текстом на улицу, который содержит следующую информацию:
"Акция
Пиво
Воронежское
Фирменное
60 рублей
1 литр".
В указанной рекламе размещена информация о конкретных сортах пива с указанием цен, что свидетельствует о конкретном, точном объекте рекламирования, способном привлечь внимание потребителя.
Согласно ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причём такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В данной рекламе также отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкоголя.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.
В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе".
Пунктом 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе" установлено, что рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Волгоградским УФАС России установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО "Аркада Север" (ИНН: 7813298001, ОГРН: 1187347012528 , адрес: 197046, Санкт-Петербург, ул. Б. Посадская, д. 9/5А, пом. 1Н, оф. 14)
В соответствии с п.п. 3-4 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу N 034/05/21-862/2019 по признакам нарушения п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона о рекламе: ООО "Аркада Север" (ИНН: 7813298001, ОГРН: 1187347012528 , адрес: 197046, Санкт-Петербург, ул. Б. Посадская, д. 9/5А, пом. 1Н, оф. 14);
- в качестве заявителя - физическое лицо, подавшее жалобу (вх. N 7573 от 08.08.2019).
3. Назначить дело N 034/05/21-862/2019 к рассмотрению на ___ ________ 2019 года в ___ часов ___ минут (по местному времени, МСК +1) по адресу: г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб. 12, 5-й этаж, левое крыло).
4. ООО "Аркада Север" представить на заседание Комиссии в письменной форме следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:
- письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела;
- иную информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
6. Заявителю на заседание комиссии представить информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 2 сентября 2019 г. N 034/05/21-862/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.09.2019