Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Бубнов А.М., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Разумов И.В., с участием:
от заказчика - ОАО "Российские железные дороги" (Ярославская дирекция материально - технического обеспечения - структурное подразделение Росжелдорснаб (филиал ОАО "Российские железные дороги")) Коротков А.Н. - (по доверенности);
заявитель - ООО НПП "ТрансМашКомплект", надлежащим образом уведомленный о дате и месте рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы не явился, представителя не направил,
рассмотрев жалобу ООО НПП "ТрансМашКомплект" на действия (бездействие) заказчика - ОАО "Российские железные дороги" (Ярославская дирекция материально - технического обеспечения - структурное подразделение Росжелдорснаб (филиал ОАО "Российские железные дороги")) и его конкурсной комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства N 2778/ЗКТЭ-РЖДС/19 на право заключения договора поставки светотехнической продукции (номер извещения: 31908172622) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО НПП "ТрансМашКомплект" (вх. N 8781 от 06.09.2019) на действия (бездействие) заказчика - ОАО "Российские железные дороги" (Ярославская дирекция материально - технического обеспечения - структурное подразделение Росжелдорснаб (филиал ОАО "Российские железные дороги")) и его конкурсной комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства N 2778/ЗКТЭ-РЖДС/19 на право заключения договора поставки светотехнической продукции (номер извещения: 31908172622) (далее - запрос котировок).
Обжалуемые действия (бездействие) - осуществление заказчиком закупки с нарушениями требований Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках отдельными видами юридических лиц", а именно: неправомерное отклонение заявки ООО НПП "ТрансМашКомплект" на участие в запросе котировок, а также использование в описании предмета закупки в документации о закупке указания на товарный знак без сопровождения словами: "или эквивалент".
На заседании Комиссии представитель Заказчик пояснил, что каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении закупки допущено не было, представил письменные пояснения с правовым обоснованием своих доводов, а также запрошенные уведомлением о поступлении жалобы от 09.09.2019 N 6631/06-07 документы и материалы. С доводом жалобы не согласился.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
В части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках обжалование осуществляется в том числе, в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Заявитель полагает, что конкурсной комиссией Организатора торгов неправомерно отклонена его заявка. Просит отменить протокол заседания конкурсной комиссии N 126 от 23.08.2019 и обязать конкурсную комиссию Организатора торгов допустить ООО НПП "ТрансМашКомплект" к участию в аукционе, а также просит признать использование в описании предмета закупки в документации о закупке указания на товарный знак без сопровождения словами: "или эквивалент" нарушением части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Закон о закупках установливает общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Требования к документации о закупке установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках.
Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Российские железные дороги" (далее - Положение о закупке) утверждено распоряжением ОАО "РЖД" от 12.07.2018 N 1481/р и опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг - www.zakupki.gov.ru. Данное Положение разработано в соответствии с Законом о закупках и регламентирует закупочную деятельность ОАО "РЖД", устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
06 августа 2019 года в единой информационной системе (далее - ЕИС) ОАО "Российские железные дороги" (Ярославская дирекция материально - технического обеспечения - структурное подразделение Росжелдорснаб (филиал ОАО "Российские железные дороги")) размещено извещение о проведении запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 2778/ЗКТЭ-РЖДС/19 на право заключения договора поставки светотехнической продукции (номер извещения: 31908172622) (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена договора составила 1 920 856 руб. 30 коп. без учета НДС; 2 305 027 руб. 56 коп. с учетом НДС.
Согласно извещению датой рассмотрения заявок на участие в запросе котировок является 23 августа 2019 года.
Довод жалобы о неправомерном отклонении заявки признан необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 6.1. Закона о закупках документация о конкурентной закупке должна содержать предмет закупки в описании которого указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Согласно пунктам 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация о конкурентной закупке также должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке и требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Согласно пункту 7 извещения о проведении запроса котировок (номер извещения: 31908172622) предметом процедуры рассматриваемой закупки является светотехническая продукция. Описание предмета закупки содержится в пункте 1 приложения N 1.1 "Техническое задание" к Извещению.
В разделе 2 "Техническое задание" приложения N 1.1 к Извещению установлены требования к товару, предлагаемому к поставке, и представление которых предусмотрено Извещением в составе первой части заявки на участие в закупке, оформленные в виде таблицы.
Из содержания данной таблицы следует, что заказчиком определены наименования требуемых товаров, их технические и иные характеристики, включающие в себя наименование показателя и соответствующее ему требуемое значение (далее - технические характеристики), а также единицы измерения, в соответствии с которыми установлены такие показатели.
Кроме того, согласно пункту 3.14.1 раздела 3.14 "Предоставление технического предложения" части 3 "Порядок проведения запроса котировок" приложения N 1 к Извещению в составе котировочной заявки участник должен представить техническое предложение, подготовленное по Форме технического предложения участника, представленной в приложении N 1.3 к Извещению, а также документы, предоставляемые в подтверждение соответствия предлагаемых участником товаров, работ, услуг в случае, если предоставление таких документов предусмотрено приложением N 1.1 к Извещению. В техническом предложении участника должны быть изложены характеристики товаров, работ, услуг, соответствующие требованиям технического задания. Техническое предложение предоставляется в электронной форме.
В соответствии с подпунктом 3.6.3.4 пункта 3.6.3 раздела 3.6 "Рассмотрение и оценка котировочных заявок" части 3 "Порядок проведения запроса котировок" Приложения N 1 к Извещению участник запроса котировок не допускается к участию в запросе котировок в случаях, установленных приложением N 1 к Извещению, в случае несоответствия котировочной заявки требованиям извещения (приложений к нему), в том числе, если котировочная заявка не соответствует форме, установленной Извещением, не содержит документов, иной информации согласно требованиям Извещения.
Согласно протоколу N 126 от 23.08.2019 на участие в запросе котировок было подано 7 заявок из них отклонено 3 заявки.
Участник закупки ООО НПП "ТрансМашКомплект" (регистрационный номер заявки 4) отклонен по основанию, предусмотренному подпунктом 3.6.3.4 пункта 3.6.3 раздела 3.6 части 3 приложения N 1 к Извещению в связи с несоответствием заявки требованию технического задания, установленному в разделе 3.14 приложения N 1 к Извещению (подпункт 3.1 пункта 3 Приложения N 1 к протоколу заседания конкурсной комиссии N 126 от 23.08.2019).
При сопоставлении обоснования отклонения первой части заявки ООО НПП "ТрансМашКомплект" на участие в запросе котировок с положениями извещения о проведении запроса котировок Комиссией установлено следующее.
По позиции N 8 "Светильник люминесцентный аварийного освещения ЛБА 3923 или эквивалент" раздела 2 "Требования к товарам" Приложения 1.1. "Техническое задание" к Извещению, заказчиком в числе прочих определен следующий требуемый показатель технических характеристик и их значения: "мощность 8 ВТ".
Вместе с тем, как было установлено Комиссией и следует из Технического предложения первой части заявки ООО НПП "ТрансМашКомплект", последним в составе первой части своей заявки были представлены сведения о поставляемых товарах, в том числе следующие:
"8. Светильник люминесцентный аварийного освещения ДБА-3926 (EIK LDBA0-3926-30-R01) c мощностью 3 ВТ".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Техническое предложение первой части заявки участника закупки ООО НПП "ТрансМашКомплект" по позиции N 8 "Светильник люминесцентный аварийного освещения ЛБА 3923 или эквивалент" по показателю "мощность" не соответствует требованиям, установленным в пункте 8 раздела 2 "Требования к товарам" Приложения 1.1. "Техническое задание" к Извещению.
По позиции N 11 "Светильник аварийного освещения с источником автономного питания БС-893-8 или эквивалент" раздела 2 "Требования к товарам" Приложения 1.1. "Техническое задание" к Извещению, заказчиком в числе прочих определены следующие требуемые показатели технических характеристик и их значения: "мощность 8 ВТ".
Вместе с тем, как было установлено Комиссией и следует из Технического предложения первой части заявки ООО НПП "ТрансМашКомплект", последним в составе первой части своей заявки были представлены сведения о поставляемых товарах, в том числе следующие:
"11. Светильник аварийного освещения с источником автономного питания ДПА-5042 (IEK LDPA0-5042-3-65-K01) c мощностью 5 ВТ".
Следовательно, Комиссия приходит к выводу о том, что Техническое предложение первой части заявки участника ООО НПП "ТрансМашКомплект" по позиции N 11 "Светильник аварийного освещения с источником автономного питания БС-893-8 или эквивалент" по показателю "мощность" не соответствует требованиям, установленным в пункте 11 раздела 2 "Требования к товарам" Приложения 1.1. "Техническое задание" к Извещению.
По позиции N 15 "Лампа люминесцентная энергосберегающая CAMELION LH-11-11W/GX53 или эквивалент" раздела 2 "Требования к товарам" Приложения 1.1. "Техническое задание" к Извещению, заказчиком в числе прочих определен следующий показатель технических характеристик и их значения: "мощность не менее 11 ВТ".
Вместе с тем, как было установлено Комиссией и следует из Технического предложения первой части заявки ООО НПП "ТрансМашКомплект", последним в составе первой части своей заявки были представлены сведения о поставляемых товарах, в том числе следующие:
"15. Лампа люминесцентная энергосберегающая JazzWay 2852007 c мощностью 6 ВТ".
Следовательно, Комиссия приходит к выводу о том, что Техническое предложение первой части заявки участника ООО НПП "ТрансМашКомплект" по позиции N 11 "Светильник аварийного освещения с источником автономного питания БС-893-8 или эквивалент" по показателю "мощность" не соответствует требованиям, установленным в пункте 15 раздела 2 "Требования к товарам" Приложения 1.1. "Техническое задание" к Извещению.
По позиции 12 "Светильник светодиодный стационарный для внутренней и наружной установки ЭСС-80.100RW УХЛ-1", по позиции 13 "Светильник светодиодный стационарный для внутренней и наружной установки ЭСС-40.60RW УХЛ-1", по позиции 14 "Светильник светодиодный стационарный для внутренней и наружной установки ЭСС-40.40RW УХЛ-1", заказчиком установлено требование: "Поставка эквивалентов не предусмотрена".
Вместе с тем, как было установлено Комиссией, и следует из Технического предложения первой части заявки ООО НПП "ТрансМашКомплект", по позициям 12, 13, 14 были представлены сведения о поставляемых товарах, в том числе следующие:
"12. Светильник светодиодный стационарный для внутренней и наружной установки СН7П100АПК5.
13. Светильник светодиодный стационарный для внутренней и наружной установки СН7П50АПК5.
14. Светильник светодиодный стационарный для внутренней и наружной установки СН50АПК5".
Следовательно, Комиссия приходит к выводу о том, что Техническое предложение первой части заявки участника ООО НПП "ТрансМашКомплект" по позициям 12, 13, 14 не соответствует требованиям пунктов 12, 13, 14 раздела 2 "Требования к товарам" Приложения 1.1. "Техническое задание" к Извещению.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что конкурсная комиссия заказчика, правомерно отклонила заявку ООО НПП "ТрансМашКомплект" (регистрационный номер заявки 4) на участие в запросе котировок, указавшему в Техническом предложении первой части заявки значения функциональных и качественных характеристик ряда товаров, подлежащих к поставке, не соответствующие требованиям извещения о проведении запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 2778/ЗКТЭ-РЖДС/19 на право заключения договора поставки светотехнической продукции (номер извещения: 31908172622).
Довод жалобы об использовании в описании предмета закупки в документации о конкурентной закупке указания на товарный знак без сопровождения словами: "или эквивалент" признан обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пунктам 2 и 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. Однако в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Комиссией установлено, что в следующих позициях: N 12 "Светильник светодиодный стационарный для внутренней и наружной установки ЭСС-80.100RW УХЛ-1", N 13 "Светильник светодиодный стационарный для внутренней и наружной установки ЭСС-40.60RW УХЛ-1", N 14 "Светильник светодиодный стационарный для внутренней и наружной установки ЭСС-40.40RW УХЛ-1" Технического задания в описании предмета закупки содержится отсылка к товарному знаку "ЭСС", зарегистрированному в реестре товарных знаков и знаков обслуживания РОСПАТЕНТА за номером 429985, правообладателем которого является ООО "Энергоспецстрой", путем сопровождения наименования товара, а именно: "Светильник светодиодный стационарный для внутренней и наружной установки ЭСС-".
В ходе рассмотрения жалобы ответчиком не были представлены документы, подтверждающие наличие у заказчика обстоятельств, указанных в пункте 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках. Данная информация также не была опубликована на сайте ЕИС и на электронной торговой площадке ООО "РТС-Тендер" в качестве разъяснений положений документации о закупке.
Следовательно, ввиду использования в описании предмета закупки указания на конкретный товарный знак "ЭСС" заказчику необходимо было предусмотреть возможность закупки товара с аналогичными техническими характеристиками (использовать слова "или эквивалент"), поскольку товар, предлагаемый к поставке по извещению о проведении запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 2778/ЗКТЭ-РЖДС/19 на право заключения договора поставки светотехнической продукции (номер извещения: 31908172622), не подпадает под исключительные случаи, оговоренные в пункте 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, о том, что заказчик, осуществил запрос котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 2778/ЗКТЭ-РЖДС/19 на право заключения договора поставки светотехнической продукции (номер извещения: 31908172622) с нарушением требований пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
На основании изложенного и в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО НПП "ТрансМашКомплект" (вх. N 8781 от 06.09.2019) на действия заказчика - ОАО "Российские железные дороги" (Ярославская дирекция материально - технического обеспечения - структурное подразделение Росжелдорснаб (филиал ОАО "Российские железные дороги")) и его конкурсной комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства N 2778/ЗКТЭ-РЖДС/19 на право заключения договора поставки светотехнической продукции (номер извещения: 31908172622) обоснованной в части довода заявителя об использовании заказчиком в описании предмета закупки в извещении о проведении запроса котировок (номер извещения: 31908172622) указания на товарный знак без сопровождения слова: "или эквивалент", в остальной части - необоснованной.
Признать ОАО "Российские железные дороги" (Ярославская дирекция материально - технического обеспечения - структурное подразделение Росжелдорснаб (филиал ОАО "Российские железные дороги")) нарушившим пункт 3 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках отдельными видами юридических лиц".
Выдать ОАО "Российские железные дороги" (Ярославская дирекция материально - технического обеспечения - структурное подразделение Росжелдорснаб (филиал ОАО "Российские железные дороги")) предписание об отмене протокола заседания конкурсной комиссии N 126 от 23.08.2019, о внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства N 2778/ЗКТЭ-РЖДС/19 на право заключения договора поставки светотехнической продукции (номер извещения: 31908172622) в части использования слов "(или эквивалент)" при описании предмета закупки с указанием на товарный знак, о продлении срока подачи заявок на участие в закупке (номер извещения - 31908172622) не менее чем на 7 дней.
Материалы рассмотрения жалобы на нарушения при организации и проведении торгов N 076/07/3-505/2019 передать должностному лицу Ярославского УФАС для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности по статье 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии А.Б. Бубнов
И.В. Разумов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 17 сентября 2019 г. N 076/07/3-505/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.09.2019