Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в составе:
Председатель Комиссии |
- <...> - начальник отдела контроля государственных закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области; |
Члены Комиссии: |
- <...> - главный государственный инспектор отдела контроля государственных закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области; - <...> - главный государственный инспектор отдела контроля государственных закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области. |
рассмотрев дело N065/10/18.1-170/2019 по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Мир Климата" на действия организатора торгов - Общества с ограниченной ответственностью ЖХ "Бумажник" при проведении открытого конкурса по предмету: "Право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома N 26 по
ул. Фрунзе в г. Поронайске",
в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Мир Климата" - <...> , доверенность от 17.09.2018,
УСТАНОВИЛА:
10.09.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - УФАС по Сахалинской области, Управление) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Мир климата" (далее - общество, заявитель) на положения документации, утвержденной организатором торгов - обществом с ограниченной ответственностью ЖХ "Бумажник" (далее - организатор торгов) при проведении открытого конкурса по предмету: "Право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома N 26 по ул. Фрунзе в г. Поронайске". При этом заявитель приводит следующие доводы:
1. Организатором торгов проектная документация размещена не в полном объеме, что влечет невозможность формирования предложения на участие в торгах и нарушает положения действующего законодательства.
2. Пунктом 8.1 конкурсной документации установлено, что договор заключается с победителем торгов не позднее пяти дней с даты опубликования протокола оценки и сопоставления заявки. Указанное положение документации вылечен невозможность обжалования действий организатора торгов в установленный Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" срок.
Комиссия Управления, проанализировав имеющуюся информацию, изучив материалы дела N 065/10/18.1-170/2019, установила следующее.
1. Рассмотрев первый довод жалобы заявителя, Комиссия пришла к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Открытый конкурс по выбору подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома N 27 по ул. Сахалинской в г. Поронайске осуществляется в соответствии с Постановлением Администрации Поронайского городского округа от 19 марта 2019 года N 248 "Об утверждении Порядка привлечения подрядной организации для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома" (далее - Постановление N 248).
Постановлением N 248 утвержден порядок привлечения подрядной организации для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома (далее - Порядок).
Разделом 6 Порядка установлены требования к содержанию конкурсной документации, порядок ее предоставления.
В соответствии с пунктом 6.3 Порядка конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении конкурса, должна содержать:
- форму заявки на участие в конкурсе, требования к ее содержанию, оформлению и составу, исчерпывающий перечень документов, представляемых в составе заявки, и инструкцию по ее заполнению. Форма заявки должна содержать декларацию о соответствии участника конкурса требованиям, установленным пунктами 5.2.2.-5.2.8. настоящего Порядка;
- наименование и описание объекта конкурса с указанием функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта конкурса (при необходимости), описание объекта конкурса может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, архитектурно-строительную часть проектной документации, экспертизу;
- требования к участникам конкурса, установленные настоящим Порядком;
- порядок и срок отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок возврата заявок на участие в конкурсе (в том числе поступивших после окончания срока подачи этих заявок), порядок и срок внесения изменений в заявки;
- порядок предоставления участникам конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
- критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев;
- порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе;
- срок со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в течение которого победитель конкурса должен подписать проект договора;
- способ и размер обеспечения исполнения договора, порядок предоставления такого обеспечения, реквизиты расчетного счета, на который предоставляется обеспечение, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения договора предусмотрено);
- проект договора по оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Учитывая вышеприведенный пункт Порядка, утвержденного Постановлением N 248 размещение в составе конкурсной документации проектно-сметной документации не является обязательным, следовательно, неразмещение такой документации в рамках оспариваемых торгов не может рассматриваться как нарушение действующего законодательства.
Таким образом, Комиссия Сахалинского УФАС России делает вывод, что организатором торгов сформирована конкурсная документация в соответствии с пунктом 6.2 Порядка, утвержденного Постановлением N 248, а рассматриваемый довод заявителя признается необоснованным.
Вместе с тем, частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ установлено, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
В части 13 статьи 48 ГрК РФ установлено, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Постановление N 87).
На основании пункта 28 Постановления N 87 Раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" должен содержать текстовую часть в составе пояснительной записки к сметной документации и сметную документацию.
В силу пункта 29 Постановления N 87 пояснительная записка к сметной документации, предусмотренная пунктом 28 настоящего Положения, должна содержать следующую информацию:
а) сведения о месте расположения объекта капитального строительства;
б) перечень утвержденных сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, принятых для составления сметной документации на строительство, а также обоснование предполагаемой (предельной) стоимости строительства на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах (при наличии таких проектов) при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство;
в) наименование подрядной организации (при наличии);
г) обоснование особенностей определения сметной стоимости строительных работ для объекта капитального строительства;
д) другие сведения о порядке определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства, характерные для него.
Согласно пункту 30 Постановления N 87 сметная документация, предусмотренная в пункте 28 настоящего Положения, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
Из приведенных выше положений градостроительного законодательства следует, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства, с учетом положений Постановления N 87.
При этом как указано ранее пункт 6.2 Порядка, утвержденного Постановлением N 248 не требует размещения в составе конкурсной документации сметной документации на капитальный ремонт объектов капитального строительства. Данное обстоятельство несет в себе признаки нарушение статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Рассмотрев второй довод жалобы заявителя, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 7.13 конкурсной документации любой участник конкурса, в том числе подавший единственную заявку на участие в конкурсе, вправе обжаловать результаты конкурса в порядке, установленном действующим законодательством.
Пунктом 8.1 конкурсной документации установлено, что договор заключается Заказчиком с победителем конкурса не позднее чем через пять дней с даты размещения информации о результатах проведения конкурса на официальном сайте Поронайского городского округа.
Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Сама по себе возможность оперативного оспаривания закупки, ее результатов требует от добросовестных заказчиков и победителя торгов ожидания истечения срока на обжалование действий определенных частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Заключение заказчиком в такой ситуации договора с победителем закупки свидетельствует о заведомо, недобросовестном поведении, в силу чего, на основании статьи 10 и части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, заключённый ими договора является ничтожными.
Таким образом, установление срока заключения договора, не превышающем пять дней с даты размещения информации о результатах проведения конкурса противоречит положениям части 4 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах, второй довод жалобы общества признается обоснованным, так как ограничивает возможность участников открытого конкурса обжаловать действия (бездействия) организатора торгов.
Вместе с тем, согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Из буквального толкования вышеприведенной нормы права не следует обязанность контрольного органа по выдаче предписаний об устранении нарушения в каждом случае выявления такого нарушения. Данная норма права предоставляет антимонопольному органу возможность самостоятельно определить такую необходимость в зависимости от конкретных фактических обстоятельств дела.
Учитывая, что на дату принятия решения по делу N 065/10/18.1-170/2019, по результатам проведения открытого конкурса заключен договор, Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание не выдавать.
С учетом изложенного, Комиссия, рассмотрев материалы дела
N 065/10/18.1-170/2019, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир климата" на положения документации, утвержденной организатором торгов - обществом с ограниченной ответственностью ЖХ "Бумажник" при проведении открытого конкурса по предмету: "Право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома N 26 по
ул. Фрунзе в г. Поронайске" - обоснованной.
2. Признать организатора торгов - общество с ограниченной ответственностью ЖХ "Бумажник" нарушившим часть 4 статьи 18. 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
5. Передать жалобу в отдел контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.
Председатель Комиссии |
<...> |
Члены Комиссии |
<...> |
|
<...> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 18 сентября 2019 г. N 065/10/18.1-170/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.09.2019