Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
заместитель председателя:
|
- заместитель руководителя управления, |
члены: | |
|
- заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления, |
|
- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления, |
рассмотрев дело N078/05/18-415/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения 19 февраля 2019 года в 12:53 от отправителя с обозначением "PSB" на абонентский номер Малышевой <_> +7 <_>смс с текстом "<_>, специальное предложение для ваших сбережений - вклад "Мой бонус онлайн" по выгодной ставке до 8% годовых. Откройте в интернет-банке https://psb.li/2DKN7DO Подробнее https://psb.li/2N708KC ПАО Промсвязьбанк", данное смс содержит признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе",
на заседание явились:
от ПАО "Промсвязьбанк" - Козаренко <_> (по доверенности от 6 июня 2019 года N76, выдана в порядке передоверия),
Малышева <_> не явилась, уведомлена,
УСТАНОВИЛА:
в Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление Малышевой <_> (вх.N6106/19 от 04.03.2019) относительно возможного нарушения ПАО "Промсвязьбанк" части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". В своём заявлении Малышева <_> пояснила, что она неоднократно письменно и устно указывала о несогласии на получение любых смс от ПАО "Промсвязьбанк". Однако 19 февраля 2019 года она получила от ПАО "Промсвязьбанк" смс на свой абонентский номер.
19 февраля 2019 года в 12:53 Малышева <_> на свой абонентский номер
+7 <_> получила смс с текстом "<_>, специальное предложение для ваших сбережений - вклад "Мой бонус онлайн" по выгодной ставке до 8% годовых. Откройте в интернет-банке https://psb.li/2DKN7DO Подробнее https://psb.li/2N708KC ПАО Промсвязьбанк". Данное смс заявитель получил от отправителя с обозначением "PSB".
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространённой без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Рассмотрев заявление Малышевой <_> (вх.N6106/19 от 04.03.2019) Санкт-Петербургское УФАС России возбудило дело N078/05/18-415/2019 в отношении ПАО "Промсвязьбанк".
16 сентября 2016 года Малышева <_> подала ПАО "Промсвязьбанк" заявление N<_> на выпуск международной банковской карты общества и присоединение к условиям обслуживания физических лиц в рамках пакетов услуг в банке. На второй странице упомянутого заявления есть отметка, согласно которой заявитель, в том числе:
а. подтверждает, что заинтересован в получении от ПАО "Промсвязьбанк" персональных предложений банковских услуг на специальных условиях. При этом Малышева <_>, может отозвать данное согласие в любой момент;
б. согласен в течение десяти лет на обработку обществом его персональных данных в целях продвижения услуг ПАО "Промсвязьбанк". Данное согласие включает в себя направление банком смс.
При этом Малышева <_> данный факт не отрицает. В её экземпляре заявления информации об обратном нет.
18 сентября 2017 года Малышева <_> подала заявление об изменении номера телефона для SMS-сервисов ПАО "Промсвязьбанк". В качестве нового номере телефона она указала номер +7 <_>. При этом номер +7 <_> может использоваться для контактной связи с Малышевой <_>
Как следует из объяснений ПАО "Промсвязьбанк" (вх.N20688 от 09.07.2019), 20 февраля 2019 года Малышева <_> обратилась к нему и попросила не направлять ей предложения банка. Письмом от 28 февраля 2019 года N09-11/10135 общество сообщило Малышевой <_>, что им были осуществлены необходимые мероприятия с целью исключения поступления смс рекламного характера на её номер телефона.
С учётом изложенного, на момент отправки 19 февраля 2019 года спорного смс у ПАО "Промсвязьбанк" было согласие Малышевой <_> на рассылку на её номер смс различного характера. Заявитель обратного не доказал.
Как следует из объяснений ПАО "Промсвязьбанк" (вх.N24008 от 09.08.2019), после 20 февраля 2019 года банк не направлял Малышевой <_> смс рекламного характера. При этом банк подчеркнул, что спорное смс является персональным предложением для Малышевой <_> Как пояснило ПАО "Промсвязьбанк", в марте и феврале 2019 года направило двадцать шесть смс с аналогичным предложением. При этом лица, которые получили смс со специальным предложением, должны были отвечать ряду критериев, в том числе иметь ранее открытый вклад.
В тех же объяснениях общество пояснило, что только клиенты банка могли воспользоваться специальным предложением, указанным в поступившем смс. Для того, чтобы открыть вклад, клиенту банка необходимо было воспользоваться личным логином и паролем для интернет-банка ПАО "Промсвязьбанк". При этом клиенты банка, которые не получили смс с предложением открыть вклад на аналогичных с Малышевой <_> условиях, не могли бы отрыть вклад на тех же условиях.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Как следует из письма ФАС России от 27 июня 2016 года NАД/43482/16, в данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку. Так, например, в случае направления посредством смс информации, содержащей сведения о товарах, услугах, мероприятиях конкретного лица или о самом лице (сведения об объекте рекламирования), такая информация может признаваться рекламой, если она носит обобщенный характер, способна формировать интерес к данному объекту рекламирования не только непосредственно у лица, которому поступила такая информация, но и у иного лица. Такие сведения не носят персонализированного характера, несмотря на личное обращение в сообщении (упоминание имени и отчества абонента), представляет интерес для неопределенного круга лиц и являются рекламой.
С учётом изложенного, информация в смс с текстом "<_>, специальное предложение для ваших сбережений - вклад "Мой бонус онлайн" по выгодной ставке до 8% годовых. Откройте в интернет-банке https://psb.li/2DKN7DO Подробнее https://psb.li/2N708KC ПАО Промсвязьбанк" не является рекламой, так как информация в данном смс представляет интерес только для Малышевой <_> Лица, которые не получили смс аналогичного характера, не смогут заключить с ПАО Промсвязьбанк" договор вклада "Мой бонус онлайн" на заявленных в смс условиях.
Руководствуясь абзацем "а" пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия
ОПРЕДЕЛИЛА:
производство по делу N078/05/18-415/2019 прекратить.
Заместитель председателя |
|
Члены |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 августа 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.08.2019