Заместитель руководителя Курского УФАС России <_>, рассмотрев постановление прокурора Октябрьского района Курской области, старшего советника юстиции <_> от 13.05.2019 г. о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынесенное в отношении должностного лица - Главы Октябрьского района Курской области <_>, материалы настоящего дела, в присутствии представителя <_> по доверенности <_>, в присутствии представителя прокуратуры - помощника прокурора Октябрьского района Курской области, юриста 2 класса <_>, в присутствии начальника отдела контроля закупок Курского УФАС России <_>,
У С Т А Н О В И Л А:
(место, время совершения и существо административного правонарушения:)
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ), осуществление закупок может осуществляться как конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так и путем осуществления закупок у единственного поставщика.
Согласно ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ, решение о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается Заказчиком в соответствии с положениями настоящего Закона.
Пунктом 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Проверкой установлено, что по результатам заседания комиссии Октябрьского района Курской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 24.09.2018 ситуация, сложившаяся с теплоснабжением МКОУ "Старковская средняя общеобразовательная школа" признана чрезвычайной. Администрации Октябрьского района Курской области в соответствии с п.9 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ разрешено заключить муниципальный контракт на строительство транспортабельной котельной установки для здания МКОУ "Старковская средняя общеобразовательная школа" Октябрьского района Курской области у единственного поставщика.
02.10.2018 между Администрацией Октябрьского района Курской области и ООО "ЭКАС-Строймонтаж" заключен муниципальный контракт N 77. Предметом указанного контракта является выполнение работ по строительству объекта "Транспортабельная котельная установка (ТКУ) для теплоснабжения школы в с.Старково Октябрьского района Курской области на сумму 4 001 310, 00 рублей со сроком исполнения работ по контракту 25.12.2018 года. Контракт подписан с единственным поставщиком согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закон N 44-ФЗ.
Положение пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе связывают возможность осуществления закупки у единственного подрядчика с наличием юридически значимых обстоятельств: наличие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, когда применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Таким образом, положения пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ связывают возможность осуществления закупки у единственного подрядчика с наличием юридически значимых обстоятельств: наличие аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы, когда применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Более того, заказчик вправе заключить контракт на поставку товара, на выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.
Вместе с тем, факт отсутствия транспортабельной котельной установки для теплоснабжения МКОУ "Старковская средняя общеобразовательная школа" в с. Старково Октябрьского района Курской области сам по себе не свидетельствует о наличии чрезвычайной ситуации, обстоятельств непреодолимой силы.
Указанная ситуация не сложилась ввиду опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия на территории района.
Учитывая локальный характер чрезвычайной ситуации, которая не выходит за пределы территории МКОУ "Старковская средняя общеобразовательная школа" Октябрьского района Курской области, ликвидацию чрезвычайной ситуации возможно осуществить силами и средствами организации.
Денежные средства на выполнение работ по строительству объекта "Транспортабельная котельная установка для теплоснабжения "Старковская средняя общеобразовательная школа" в с.Старкове Октябрьского района Курской области предоставлены в рамках соглашения N 69 от 17.08.2018 г. о предоставлении в 2018 году субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования "Октябрьский район" Курской области на софинансирование расходных обязательств муниципального образования на реализацию основного мероприятия социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований. Объем субсидии, предоставленной из областного бюджета местному бюджету муниципального образования "Октябрьский район" составил 3 201 048 рублей. Размер финансового обеспечения расходных обязательств "Октябрьский район" Курской области за счет средств местного бюджета составил 800 262 рубля.
Расходное обязательство муниципального образования "Октябрьский район" Курской области, в целях софинансирования которого предоставлялась субсидия, установлен в соответствии с Распоряжением Администрации Октябрьского района Курской области от 22.05.2017 N 211 -р "Об установлении расходного обязательства", выпиской из Решения Представительного Собрания Октябрьского района Курской области от 08.12.2017 N 194 " О бюджете Октябрьского района Курской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" ( в редакции решения от 23.01.2018 N199).
Кроме того, мероприятия по переходу на газовое отопление - строительство газовой котельной МКОУ "Старковская средняя общеобразовательная школа" Октябрьского района Курской области в 2018 году предусмотрены муниципальной программой "Развитие образования в Октябрьском районе Курской области на 2017-2019 годы", утвержденной постановлением администрации Октябрьского района Курской области от 08.12.2016 N 753. Постановлением администрации Октябрьского района Курской области от 09.02.2018 N 135 в вышеуказанную муниципальную программу внесены изменения в части финансирования мероприятий по переходу на газовое оборудование: строительство газовой котельной МКОУ "Старковская средняя общеобразовательная школа" Октябрьского района Курской области. Общий объем запланированных денежных средств составил 4 001 300, 00 рублей.
Вышеуказанные обстоятельства не отвечают признакам чрезвычайности, так как мероприятия по строительству вышеуказанного объекта готовились заранее. По информации, предоставленной МКУ "ЕДДС Октябрьского района", чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия за период 2018 года на территории Октябрьского района не фиксировались.
Кроме того, указанный муниципальный контракт заключен без проведения торгов в интересах отдельного хозяйствующего субъекта, что является нарушением ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. N273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Таким образом, Главой Октябрьского района Курской области <_> было принято решение о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при отсутствии на то предусмотренных законом оснований, и размещение такой закупки в соответствии законодательством РФ о контрактной системе должно осуществляться путем проведения электронного аукциона, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ.
В силу ст.107 ФЗ "О контрактной системе_" лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 2 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность для должностных лиц за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст.2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с решением избирательной комиссии Октябрьского района Курской области от 14.09.2018 N 81/662-4 "О регистрации главы Октябрьского района Курской области" и Постановлением главы Октябрьского района Курской области от 14.09.2018 N 9 "О вступлении в должность Главы Октябрьского района Курской области", <_> назначен на должность главы муниципального района "Октябрьский район" Курской области.
В соответствии со ст.ст. 19, 20 Устава муниципального района "Октябрьский район" Курской области, принятого решением Представительного Собрания Октябрьского района Курской области от 06.12.2005 N 5, глава Октябрьского района Курской области является высшим должностным лицом Октябрьского района и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Курской области, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции Администрации октябрьского района Курской области, несет ответственность за деятельность структурных подразделений и органов Администрации Октябрьского района Курской области.
Таким образом, в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, <_> является должностным лицом.
При таких обстоятельствах, приняв решение о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, когда определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения аукциона, Глава Октябрьского района Курской области <_> нарушил требования законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, что образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.7.29 КоАП РФ.
Местом совершения административного правонарушения является местонахождение заказчика, а именно: Курская обл., Октябрьский район, п. Прямицино, ул. Октябрьская, д. 134.
Временем (датой) совершения административного правонарушения является: 02 октября 2018 года.
Доказательствами административного правонарушения являются:
материалы дела N046/04/7.29-303/2019 об административном правонарушении.
<_>как должностное лицо заказчика имел возможность для соблюдения норм законодательства РФ о контрактной системе, за нарушение которых частью ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, подтверждается наличие вины в действиях данного должностного лица.
Вину в совершении вменяемого административного правонарушения <_>, представитель <_>по доверенности, признала. Пояснила, что ранее, <_>к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, не привлекался.
Данные обстоятельства признаются обстоятельствами, смягчающими административную ответственность в силу ст.4.2 КоАП РФ.
Нарушив требования ФЗ "О контрактной системе_" Глава Октябрьского района Курской области <_>совершил административное правонарушение, направленное против соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Состав совершенного административного правонарушения является формальным и не требует для квалификации деяния в качестве противоправного, наступления каких-либо негативных последствий для охраняемых общественных интересов. Законченный состав административного правонарушения образует само деяние или бездействие виновного лица.
При таких обстоятельствах, административная ответственность наступает независимо от наличия или отсутствия последствий совершенного противоправного деяния.
Более того, указанное административное правонарушение характеризуется высокой степенью общественной опасности, о чем свидетельствует годичный срок давности привлечения к административной ответственности, а также отсутствие возможности применения такого вида наказания, как предупреждение.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность или исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, не установлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 22.04.2014 г. N13-П, одной из задач законодательства об административных правонарушениях является, как следует из ст.1.2 КоАП РФ, предупреждение административных правонарушений, а целью административного наказания как установленной государством меры ответственности за совершение административного правонарушения - предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч.1 ст.3.1 КоАП РФ).
Реализация указанной цели в аспекте общей и частной превенции обеспечивается посредством неотвратимости наказания и за счет введения таких мер юридической ответственности, которые, будучи соразмерными и справедливыми, позволяют в конкретных обстоятельствах стимулировать участников правовых отношений к правомерному поведению.
Согласно пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судами необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч.2 и ч.3 ст.4.1 КоАП РФ.
Частью 2 ст.7.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При этом, в силу ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Представитель прокуратуры правовую позицию, изложенную в постановлении прокурора Октябрьского района Курской области от 13.05.2019 г. поддержала, настаивала на привлечении <_>к административной ответственности в виде штрафа, не возражала против применения положений ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ.
В этой связи, оценив представленные в настоящее дело материалы, конкретные обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности, принимая во внимание раскаяние <_>, в лице представителя по доверенности - <_>, совершившего административное правонарушение, учитывая соразмерность наказания совершенному деянию, руководствуясь ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ заместитель руководителя Курского УФАС России <_>полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа установленного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.1.5, ст.2.1, ст.2.4, ст.3.5, ч.3.2 ст.4.1, ст.4.2, ч.1 ст.4.5, ч.2 ст.7.29, ст.23.66, ч.1 ст.29.9, ст.29.10, ст.29.11 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л А:
1. Признать должностное лицо заказчика - Главу Октябрьского района Курской области <_>, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечь Главу Октябрьского района Курской области <_>, к административной ответственности, с учетом ч.2.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 25 000 (двадцати пяти тысяч) рублей.
В соответствии с ч.1 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанный административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления данного постановления в законную силу либо со дня исчисления срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сумму административного штрафа надлежит уплатить в доход муниципального бюджета по КБК 161 1 16 33050 05 6000 140 (ИНН 4629015760, КПП 463201001, УФК по Курской области (Курское УФАС России) р/с 40101810445250010003 в ОТДЕЛЕНИЕ КУРСК г. Курск, БИК 043807001, ОКТМО 38628000). УИН: 16100500000000163092.
Документы, подтверждающие уплату штрафа можно направить одним из удобных способов (по почте, по электронной почте to46@fas.gov.ru или по факсу: 8 (4712) 708-702). В назначении платежа необходимо указать номер оплачиваемого постановления о наложении штрафа.
При отсутствии информации, свидетельствующей об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со срока, указанного в ч.1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа в соответствии с ч.1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.30.1 и ст.30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ст.31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Заместитель руководителя
Курского УФАС России <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 1 июля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.07.2019