Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - <_>, врио заместителя руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии: <_>,
рассмотрев дело N 055/05/28-682/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью "ЮрДин" (далее - ООО "ЮрДин", Общество, ИНН 5503253783, ОГРН 1145543045504, юридический адрес: <_>) рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие заявителя - <_>, уведомленной надлежащим образом,
в присутствии представителя ООО "ЮрДин" - <_> (доверенность от 01.12.2017 N 16-0907),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Омского УФАС России поступило обращение <_> по факту распространения 17.06.2019 на сайте omskrielt.com двух рекламных баннеров, содержащих следующую информацию: "ИПОТЕКА от 5 % Фабрика квартир тел. 33-13-15 ВСЕ НОВОСТРОЙКИ ОМСКА".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
Вышеуказанная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространена в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к организации "Фабрика квартир", в том числе к финансовой услуге - ипотеке.
В пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" дано понятие финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В рассматриваемой рекламе информация о лице, оказывающего финансовую услугу, его организационно-правовой форме, отсутствует.
Кроме того, в силу части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
В рассматриваемой рекламе указано - "ИПОТЕКА от 5 %", следовательно, содержится информация только об одном существенном условии - процентной ставке при отсутствии остальных условий договора.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
На запрос Омского УФАС России ООО "Омскриэлт.Ком-Недвижимость" в ответе от 04.07.2019 б/н сообщило, что "рекламодателем и заказчиком указанной рекламы является ООО "ЮрДин"_" на основании договора на изготовление и (или) размещение рекламы N 84-Н от 04.06.2019.
ООО "ЮрДин" в ответе от 25.07.2019 исх. N 25-07/1 пояснило следующее: "_Фабрика Квартир торговая марка общества с ограниченной ответственностью "ЮрДин", далее - Общество. Общество занимается реализацией объектов недвижимости (квартир, домов, земельных участков и т.д.), в том числе с предоставлением услуги по представлению интересов клиентов (потребителей) в кредитных организациях с целью получения последними кредита на приобретение жилья на условиях ипотеки (залога недвижимости).
Общество организовывает размещение рекламной информации, содержащей
вышеуказанный текст.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О рекламе", рекламой является
информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
При этом, согласно положениям Федерального закона "О рекламе", рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из буквального толкования вышеуказанных норм, в данном случае
рекламодателем является Общество, поскольку именно это юридическое лицо определило объект рекламирования и содержание рекламы.
Кроме того, следует отметить, что в данном случае совершенно безосновательно указывается на нарушение положений Федерального закона "О рекламе" в виду отсутствия в размещенной на сайте информации как полного наименования организации (с организационно-правовой формой), оказывающей финансовую услугу, так и остальных условий финансовой услуги.
Частью 1 статьи 28 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (часть 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе"),
В данном случае указание в рекламе наименование кредитной организации, оказывающей финансовую услугу по предоставлению кредита (ипотеки) не представлялось возможным, так как Общество не предоставляет финансовую услугу самостоятельно, а представляет интересы клиентов (потребителей) в кредитных организациях.
Что касается условия финансовой услуги, указанных в баннерах ("ипотека от 5 %"), то это являлось лишь общей информацией об условиях ипотечного кредитования кредитными организациями, действительные условия оказания финансовой услуги (кредита) устанавливают кредитные организации (банки и др.) и они зависят от многих факторов (стоимости приобретаемого объект недвижимости, размера первоначального взноса, срока кредитования, страхования жизни и объекта недвижимости).
Соответственно, Общество никоим образом не могло отразить в тексте рекламы наименование кредитной организации и все условия финансовой услуги, поскольку изначально не располагает информацией о выборе клиентом конкретной кредитной организации, в которую он пожелает обратиться за предоставлением ипотечного кредита, а также на каких индивидуальных условиях кредитная организация одобрит поданную заявку.
Таким образом, отсутствие в спорной рекламе указания на организационно-правовую форму кредитного учреждения и его наименования не искажает смысл информации и не влечет введение потребителей в заблуждение, поскольку информация о предоставлении ипотечного кредита может быть предоставлена только по результатам рассмотрения заявки на предоставление кредита_".
Определением от 13.08.2019 Омским УФАС России в отношении ООО "ЮрДин" было возбуждено дело N 055/05/28-682/2019 по признакам нарушения части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В отзыве на определение Омского УФАС России от 13.08.2019 о возбуждении дела ООО "ЮрДин" также указало: "В данном случае указание в рекламе наименование кредитной организации, оказывающей финансовую услугу по предоставлению кредита (ипотеки) не представлялось возможным, так как ООО "ЮрДин" не предоставляет финансовую услугу самостоятельно, а представляет интересы клиентов (потребителей) в кредитных организациях.
Что касается условия финансовой услуги, указанного в баннерах ("ипотека от 5 %"), то это являлось лишь общей информацией об условиях ипотечного кредитования кредитными организациями, действительные условия оказания финансовой услуги (кредита) устанавливают кредитные организации (банки и др.) и они зависят от многих факторов (стоимости приобретаемого объект недвижимости, размера первоначального взноса, срока кредитования, страхования жизни и объекта недвижимости).
Соответственно, Общество никоим образом не могло отразить в тексте рекламы наименование кредитной организации и все условия финансовой услуги, поскольку изначально не располагает информацией о выборе клиентом конкретной кредитной организации, в которую он пожелает обратиться за предоставлением ипотечного кредита, а также на каких индивидуальных условиях кредитная организация одобрит поданную заявку_".
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из данного определения, ООО "ЮрДин" является рекламодателем, т.е. лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частями 1 и 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
На основании изложенного, рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО "ЮрДин" требований части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" при распространении 17.06.2019 рекламы на сайте omskrielt.com.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В материалах дела отсутствуют документальные доказательства, отражающие факт устранения ООО "ЮрДин" нарушения законодательства о рекламе.
Учитывая изложенное, Комиссия Омского УФАС России, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО "ЮрДин".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу ООО "ЮрДин" (ИНН 5503253783, ОГРН 1145543045504) "ИПОТЕКА от 5 % Фабрика квартир тел. 33-13-15 ВСЕ НОВОСТРОЙКИ ОМСКА", распространенную 17.06.2019 на сайте omskrielt.com, ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "ЮрДин" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 11.09.2019.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу N 055/05/28-682/2019
10 сентября 2019 года город Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - <_>, врио заместителя руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии: <_>,
на основании своего решения от 10.09.2019 по делу N 055/05/28-682/2019 о признании рекламы общества с ограниченной ответственностью "ЮрДин" (далее - ООО "ЮрДин"), ИНН 5503253783, ОГРН 1145543045504, юридический адрес: <_>, ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "ЮрДин" (ИНН 5503253783, ОГРН 1145543045504) в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", а именно:
- рекламу финансовых услуг сопровождать информацией о лице, оказывающем эти услуги или осуществляющем данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество);
- при обозначении в рекламе финансовой деятельности хотя бы одного из условий, влияющих на его стоимость, указывать все остальные условия.
2. ООО "ЮрДин" представить в Омское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания в пятидневный срок с момента исполнения настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии<_>
Члены Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 10 сентября 2019 г. N 055/05/28-682/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.09.2019