Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
в присутствии представителей заказчика: <_>. (по доверенности), <_> (по доверенности), в отсутсвие представителей заявителя о времени и месте рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "ЭКОЭНЕРГО" (вх. N13033/ж от 12.08.2019 г.) на действия заказчика АО "Альметьевские тепловые сети" при проведении закупки N31908182240 на предмет: "поставка химического реагента Амината КО-4 (1316356)",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении закупки N31908182240 размещено в Единой информационной системе 08.08.2019 года.
Способ проведения закупки: Открытый запрос предложений (в электронной форме).
Заказчик - АО "АЛЬМЕТЬЕВСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 914 000,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства, а именно, а именно, неправомерны требования Заказчика об установлении запрета на поставку аналагов (эквивалениа) химического реагента Амината КО-4.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. "О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг" по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО "Альметьевские тепловые сети" (далее - Положение), утвержденным Протоколом заседания Совета директоров АО "АПТС" N9 от 01.05.2019 г., а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий, а именно:
- описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с положениями части 6.1 статьи Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка химического реагента Амината КО-4 (1316356).
В соответствии с требьованиями раздела 2.7 "Установление требований к продукции" Положения пунктом 2.7.3. предусмотрено, что Заказчик вправе не указывать слова "или аналог" ("или эквивалент") в следубщих случаях:
2.7.3.1. при закупке запасных частей или расходных материалов для оборудования,находящегося на гарантии, и если использование именно таких запасных частей или расходных материалов предусмотрено условиями гарантии, конструкторской и проектной документацией, технической эксплуатационной документацией завода изготовителя;
2.7.3.2. при закупке товаров, являющегося составной частью товара, закупленного ранее и используемого заказчиком;
2.7.3.3. если закупаемые товары являются серийно выпускаемыми несколькими производителями однотипных товаров;
2.7.3.4. если при закупке товаров конкретной марки, конкретного товарного знака, конкретной страны происхождения товара существует функционирующий рынок;
2.7.3.5. если закупаемые товары будут использоваться только во взаимодействии с товарами, уже используемыми заказчиком, и при этом уже используемые товары несовместимы с товарами других товарных знаков, при этом обоснование такого решения указывается в документации процедуры закупки;
2.7.3.6. в случаях стандартизации (унификации) закупаемых заказчиком товаров, работ, услуг, определенных распорядительными документами Общества, при этом ссылки на такие документы указываются в документации процедуры закупки.
Собственником тепловых энергоустановок, для которых производится закупка химического реагента Аминат КО-4 является ПАО "Татнефть". Согласно заключенного договора на эксплуатацию тепловых энергоустановок на объектах ПАО "Татнефть" в период комплексного опробования N008/13/16/0002/316/40 от 01.08.2018 г. (далее - Договор) п. 1.1. Договора АО "АПТС" оказывает услуги по эксплуатации ТЭУ "Восточно-Шешминкинская".
В соответствии с дополнительным соглашением N2 к Договору от 30.06.2019 г. АО "АПТС" дополнительно оказывает услуги по эксплуатации ТЭУ "Дымная", ТЭУ "Морозная", ТЭУ "Подлесная".
В соответствии с п. 2.4. при оказании услуг по Договору Исполнитель (АО "АПТС") обеспечивает соблюдение правил промышленной и пожарной безопасности, правил технической эксплуатации ТЭУ и профильных регламентирующих документов. В соответствии с п. 5.1.11 Договора исполнитель несет материальную ответственность за порчу ТЭУ. Согласно п.5.1.22 Договора Исполнитель несет все расходы по ремонту и восстановлению поврежденных во время оказания услуг существующих объектов, близлежащих трубопроводов и прочее.
Согласно приложения "Режимная карта" по эксплуатации блока дозации едкого натра БМКУ 50 зав.N3, котельная Восточно-Шешминкинская" к "Техническому отчету по наладке водоподготовительного оборудования БМКУ 50 зав.N3, котельная Восточно-Шешминкинская", срок действия которого 3 года, п. 4.1 тип реагент применяемый на данной установке должен быть Аминат КО-4 ТУ 2149-099-17965829-2013.
В паспорте, руководстве по эксплуатации 55.31.00.00.00-ПС блочно-модульной котельной БМКУ-25 раздел 2 (стр.7) указано, что для дополнительной подготовки химически очищенной воды подаваемой от УППДВ (деминерализованной), либо речной, надлежащего качества, используются дозируемые химические реагенты - станция дозирования фосфатов (Аминат КО-4). В паспорте, руководстве по эксплуатации 55.30.00.00.00-ПС блочно-модульной котельной БМКУ-50 раздел 2 (стр.7) также указано, что для дополнительной подготовки химически очищенной воды подаваемой от УППДВ (деминерализованной), либо речной, надлежащего качества, используются дозируемые химические реагенты - станция дозирования фосфатов (Аминат КО-4). БМКУ-25 и БМКУ-50 находятся в составе котельная "Дымная", что подтверждается проектной документацией котельной "Дымная" N2082-3200-ЕН-2-ПЗ.
Таким образом, в соответствии с условиями договора N008/13/16/0002/316/40 от 01.08.2018 г., в целях исполнения АО "АПТС" обязательств по заключенному договору с ПАО "Татнефть" проводит закупку в электронной форме на поставку химического реагента Амината КО-4.
В соответствии с аб.9 п. 10 обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением федерального закона от 8.07.2011 N223-ФЗ, утвержденного Президиумом верховного суда РФ 16.05.2018 г. указание в закупочной документации товарного знака может быть признано допустимым в случаях, когда закупка эквивалентного товара приведет к дополнительным и подтвержденным затратам, превышающим возможную выгоду заказчика. Такие затраты, например, могут быть связаны с необходимостью переобучения персонала, увеличения затрат на разноплановое техническое обслуживание в связи с низким уровнем технологической совместимости различных производителей и др.
Согласно акта оценки состояния оборудования N16 от 04.06.2019, представленного в ходе заседания комиссии, при эксплуатации котельного и тепло-сетевого оборудования квартальной котельной N41, принадлежащей АО "АПТС" на праве собственности, с целью защиты оборудования от коррозионного воздействия и отложений солей, с 2009 года применяется коррекционная обработка воды реагентом "Эктоскейл 450-1" в контур центрального отопления и в контур горячего водоснабжения. С целью анализа воздействия, данного химреагента на внутренние поверхности оборудования были вырезаны участки трубопроводов, что подстверждается представленными фотографиями участка трубопровода.
Согласно пояснениям Закачика, в результате было установлено, что заявленные (паспортные) свойства реагента "Эктоскейл 450-1", а именно образование защитной пленки, изменение структуры ранее сформировавшихся отложений с последующим удалением из системы не обеспечены и применение реагента "Эктоскейл 450-1" в дальнейшей эксплуатации - нецелесообразно. Ввиду возможного нанесения вреда дорогостоящему теплотехническому оборудованию аналоги Амината КО-4 не рассматриваются.
Кроме того, согласно паспорта, руководства по эксплуатации 55.31.00.00.00-ПС блочно-модульной котельной БМКУ-25 и паспорта, руководства по эксплуатации 55.30.00.00.00-ПС блочно-модульной котельной БМКУ-50 раздел 12 изготовитель гарантирует нормальную работу котельной установки в течение 18 месяцев со дня ввода в эксплуатацию, но не более 24 месяцев со дня отгрузки котельной установки с предприятия-изготовителя, при соблюдении потребителем условий хранения, транспортирования, монтажа и эксплуатации, предусмотренных настоящим руководством. Датой ввода в эксплуатацию является дата заключения договора 01.08.2018.
Таким образом, нарушая условия эксплуатации ТЭУ при закупке и использовании эквивалентного товара АО "АПТС" будут сняты гарантийные обязательства изготовителя на дорогостоящее оборудование, что приведет к снижению возможной выгоды заказчика при закупки аналога.
В части причин первоначального проведения закупки на поставку реагента с возможностью поставки аналога Заказчиками было пояснено следующее.
Заказчиком 16.07.2019 была объявлена закупочная процедура N31908101801 на поставку 12 химических реагентов.
17.07.2019 от ООО "Экоэнерго" направлено письмо N22-140 в АО "АПТС" о продлении сроков окончания подачи заявок по процедуре N31908101801 до 31.07.2019. В чем было отказано в связи с отсутствием оснований.
Далее данная закупочная процедура была отменена АО "АПТС" по причине отсутствия необходимости поставки данных химических реагентов в связи с изменением их количества.
Количество закупаемых реагентов изменилось следующим образом:
Наименование |
Количество в закупке N31908101801 |
Количество в закупках N31908182240 и 31908182544 |
Аква-Аурат-18 |
6800 |
7000 |
Аминат КО-4 |
22400 |
23500 |
Гидрохлорид натрия |
52880 |
58800 |
Кислота серная техническая |
1000 |
1500 |
Сульфит натрия |
316400 |
320000 |
Тринатрий фосфат |
200 |
300 |
По результатам анализа закупочной документации Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика обоснованы и осуществлены в соответствии с требованиями закупочной документации и не противоречат положениям Закона о закупках.
Таким образом, довод заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЭКОЭНЕРГО" (вх. N13033/ж от 12.08.2019 г.) на действия заказчика АО "Альметьевские тепловые сети" при проведении закупки N31908182240 на предмет: "поставка химического реагента Амината КО-4 (1316356)", необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 26 августа 2019 г. N 016/07/18.1-1296/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.08.2019