по результатам рассмотрения жалобы ООО Комбинат Питания "Солнечный" на действия организатора торгов - Администрации городского округа город Воронеж в лице Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания школьников на 2019-2020 учебный год (извещение N 0131300000619002361)
(дело N 036/06/8-541/2019)
14.08.2019 год г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления - начальник отдела;
- Колмаков Р.В. - член Комиссии, заместитель начальника отдела;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
организатора торгов - Администрации городского округа город Воронеж в лице Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж <_>,
Управления образования и молодежной политики Администрации городского округа город Воронеж <_>,
заявителя - ООО Комбинат Питания "Солнечный" <_>,
рассмотрев жалобу ООО Комбинат Питания "Солнечный" на действия организатора торгов - Администрации городского округа город Воронеж в лице Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания школьников на 2019-2020 учебный год (извещение N 0131300000619002361) (далее - конкурс),
у с т а н о в и л а :
в Воронежское УФАС России поступила жалоба ООО Комбинат Питания "Солнечный" (далее - заявитель) на действия организатора торгов - Администрации городского округа город Воронеж в лице Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж (далее - организатор) при проведении конкурса для нужд муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений городского округа город Воронеж.
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями организатора торгов, выразившимися в необоснованном ограничении количества участников закупки вследствие формирования лота с начальной (максимальной) ценой - 33 108 369, 00 руб.
Представители организатора торгов считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия организатора торгов соответствующими законодательству о закупках.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч. 3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
19.07.2019 года в единой информационной системе организатором размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена контракта - 33 108 369, 00 рублей. Торги проводятся на электронной торговой площадке - РТС-тендер.
В соответствии с пунктом 3 соглашения о проведении совместного аукциона от 27.06.2019 года заказчики передают организатору полномочия по организации и проведению совместного конкурса, в том числе: разработку и размещение в ЕИС извещения и документации об осуществлении закупки.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
В силу ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта (ч. 2 ст. 54.4 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 54.4 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и предоставление указанных копий документов предусмотрено конкурсной документацией. При этом не допускается требовать предоставления копий указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям") (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99) установлены дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В соответствии с Техническим заданием предметом контракта является услуга по организации горячего питания для школьников в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях которая включает в себя закупку, хранение и обработку продуктов, приготовление и раздачу готовых блюд, кондитерских, кулинарных и других видов готовой продукции.
Согласно пункту 14.1 Информационной карты (часть II документации об аукционе) к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 статьи 31 Закона N44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе с ограниченным участием. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Согласно пункту 15.1 Информационной карты (часть II документации об аукционе) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона 44-ФЗ: копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги".
В соответствии с п.п. 4.3.7 п. 3 части 1 конкурсной документации в составе второй части заявки на участие в конкурсе должны содержаться документы, подтверждающие соответствие участника закупки предъявляемым к нему дополнительным требованиям в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, предусмотренные пунктом 15.1 части II конкурсной документации.
На рассмотрении жалобы представитель заявителя пояснил, что указанными требованиями конкурсной документации ограничен доступ к участию в конкурсе участникам закупки, не обладающими опытом поставки пищевых продуктов на сумму не менее 6 621 673 рублей (20 процентов начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится конкурс), Так, для ООО Комбинат Питания "Солнечный" такой опыт не превышает - 5 319 850 руб. При этом контракты, которые предполагается заключить по итогам конкурса, не могут впоследствии служить подтверждением соответствующего опыта, таким образом, укрупнение лота приводит к ограничению конкуренции, необоснованному ограничению числа участников закупки.
На рассмотрении жалобы представитель организатора торгов пояснил, что действовал в пределах своих полномочий. Формирование лота обусловлено потребностями заказчиков - средних общеобразовательных учреждений Советского и Левобережного районов города Воронежа, направлено на обеспечение муниципальных нужд, эффективное использование источников финансирования.
Комиссия Воронежского УФАС России, ознакомившись с материалами дела, пояснениями сторон, пришла к выводу о несостоятельности доводов жалобы по следующему основанию.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
В силу ч. 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик самостоятельно устанавливает требования к товару с учетом собственных потребностей.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона N 44-ФЗ при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 44-ФЗ любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 г. N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания нарушений в действиях организатора торгов, выразившихся в формировании начальной (максимальной) цены контракта.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России
р е ш и л а:
признать жалобу ООО Комбинат Питания "Солнечный" на действия организатора торгов - Администрации городского округа город Воронеж в лице Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания школьников на 2019-2020 учебный год (извещение N 0131300000619002361) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена: 14.08.2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 19.08.2019 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Члены комиссии Р.В. Колмаков
Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 19 августа 2019 г. N 036/06/8-541/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.08.2019