В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение представителя ООО "Лидер" <_> по вопросу нарушения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
По результатам анализа имеющихся документов, Татарстанским УФАС России установлено следующее:
В связи с переходом права собственности от ОАО "Казанское ОКБ Союз" к ООО "Миррико-менеджмент", последнему гарантийным письмом N 01-02/10 от 12 февраля 2013 года была безвозмездно передана электрическая мощность в объеме 510 кВТ при условии безвозмездного выделения объема в 130 кВТ для корпуса цеха 27 по адресу г. Казань, ул. Дементьева 1 в связи с тем, что по техническим условиям ОАО КМПО и договору с Казанским отделением предприятия "Татэнергосбыт" разрешенная мощность в размере 510 кВТ предназначалась для двух объектов: корпус 55 и цех 27.
В соответствии с письмом ООО "Миррико менеджмент" (исх.N01-20/10 от 12.02.2013 г.), направленным в адрес АО "Казанское ОКБ "СОЮЗ", сообщалось, что указанная организация гарантирует выделение на безвозмездной основе электрической мощности в 130 кВт для цеха 27 (собственником которого на настоящий момент является ООО "Лидер") из переданных ООО "Миррико менеджмент" 510 кВТ электрической мощности.
В свою очередь, в связи с переходом права собственности на корпус цеха 27 от АО "Казанское ОКБ Союз" к ООО "Лидер", была осуществлена безвозмездная передача новому собственнику здания (ООО "Лидер") электрической мощности в объеме 130 кВТ, о чем ООО "Миррико менеджмент" было уведомлено письмом 20/688-64 от 16 мая 2019 года.
Татарстанским УФАС России установлено, что электроснабжение корпуса 55 и цеха 27 осуществляется от ТП-33, принадлежащей ООО "Миррико менеджмент", что подтверждается письмом ООО "Миррико менеджмент" (исх.N01-02/104 от 10.09.2013 г), направленного в адрес АО "Казанское ОКБ "СОЮЗ".
В соответствии с пояснениями ООО "Миррико менеджмент" точкой подключения цеха N27, принадлежащего на праве собственности ООО "Лидер", является ячейка N6, расположенная в ТП-33. При этом в соответствии с однолинейной схемой электроснабжения ОАО "Казанское ОКБ "Союз" ячейка N6 расположена на ТП-33. Также в соответствии со справкой без ТУ об отсутствии реконструкции электроустановки N35-о/345 от 27.12.2012 г., выданной ОАО "Казанское ОКБ "СОЮЗ", источником питания цеха N27 является ячейка N6 ТП-33.
В результате перехода права собственности на цех 27 к ООО "Лидер" указанная организация была подключена к ТП-33, принадлежащей ООО "Миррико менеджмент".
Тем не менее, со стороны ООО "Миррико менеджмент" режим подачи электрической энергии от ТП-33 в отношении ООО "Лидер" был ограничен, что подтверждается письмом ООО "Лидер" в адрес ООО "Миррико менеджмент (исх.N 65 от 03.06.2019).
В указанном письме ООО "Лидер" обратилось к ООО "Миррико менеджмент" с просьбой о восстановлении режима энергопотребления и обеспечении беспрепятственного перетока электрической энергии в ООО "Лидер" по существующей точке присоединения.
В соответствии с актом подключения от 06.06.2019 г., подписанным представителями ООО "Миррико менеджмент" и ООО "Лидер", переток электрической энергии в цех 27, принадлежащий ООО "Лидер", был восстановлен.
Помимо этого, согласно сведениям АО "Татэнергосбыт" (вх.N11151 от 11.07.2019 г.) 28.06.2019 года ООО "Лидер" обратилось в адрес АО "Татэнергосбыт" с письмом (исх.N97), в котором сообщило, что 27.06.2019 г. путем телефонного звонка от гл. энергетика ООО "Миррико менеджмент" <_>, в адрес ООО "Лидер" поступило сообщение об отключении принадлежащего ему объекта от электроснабжения.
Таким образом, подтверждается неоднократное препятствование со стороны ООО "Миррико менеджмент" перетока электрической энергии на объект, принадлежащий ООО "Лидер".
Необходимо также отметить, что ООО "Лидер" изъявило желание заключить договор энергоснабжения производственного корпуса цеха N 27, электрокарной и склада погрузки стружки ЦМС, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Дементьева 1 с гарантирующим поставщиком - АО "Татэнергосбыт", которое, в свою очередь, затребовало предоставление документов, подтверждающих технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
На требование ООО "Лидер" (исх.N59 от 29.05.2019 г., N64 от 05.06.2019 г.) предоставить соответствующую техническую документацию, ООО "Миррико менеджмент" ответило отказом, сославшись на то, что запрашиваемая документация предназначена для внутреннего пользования.
Препятствование перетоку электрической энергии со стороны ООО "Миррико менеджмент", а также факт отказа от представления документов, необходимых для заключения договора энергоснабжения было расценено ООО "Лидер" как нарушение п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861.
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяют Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861. (далее - Правила недискриминационного доступа).
В пункте 6 указанных Правил установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.
Вместе с тем, переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа. При этом осуществление перетока на безвозмездной основе как соблюдение названного запрета не является услугой передачи электроэнергии в смысле статьи 3 Закона об электроэнергетике и статьи 4 Закона о естественных монополиях.
В соответствие с абзацем 3 п. 4 ст. 26 ФЗ "Об Электроэнергетике" от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства (коим является ООО "Миррико менеджмент"), к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
Согласно п. 36 Правил заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие существенные условия таких договоров, а также условия договоров, заключаемых потребителями (покупателями) с энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.
В связи с изложенным, Управление полагает, что в действиях ООО "Миррико менеджмент" содержатся признаки нарушения п.8 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с созданием дискриминационных условий в отношении ООО "Лидер" в части свободного пользования электроэнергией по адресу: г. Казань, ул. Дементьева 1, корп. 27, путем уклонения от предоставления документов, подтверждающих технологическое присоединение устройств ООО "Лидер" к трансформаторной подстанции, принадлежащей ООО "Миррико менеджмент".
В соответствии с п.8 ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий.
В соответствии с п.5 ст.5 Федерального закона "О защите конкуренции", Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение носит однократный характер.
Цех N27, принадлежащий ООО "Лидер" на праве собственности технологически, подключён к ТП-33, собственником которой является ООО "Миррико менеджмент", то в силу однократности такого присоединения ООО "Лидер" не может быть подключен к электрическим сетям, отличным от указанных. Следовательно, ООО "Миррико менеджмент" является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории, к сетям которой имеет технологическое присоединение цех 27, принадлежащий ООО "Лидер" на праве собственности.
ООО "Миррико менеджмент", злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории, к сетям которой имеет технологическое присоединение цех 27, принадлежащий ООО "Лидер" на праве собственности, создает дискриминационные условия в отношении ООО "Лидер", путем уклонения от предоставления документов, подтверждающих технологическое присоединение устройств ООО "Лидер" к трансформаторной подстанции, принадлежащей ООО "Миррико менеджмент".
В действиях ООО "Миррико менеджмент" содержатся признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
В связи с наличием в действиях ООО "Миррико менеджмент" признаков нарушения п. 8 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося создании дискриминационных условий в отношении ООО "Лидер", путем уклонения от предоставления документов, подтверждающих технологическое присоединение устройств ООО "Лидер" к трансформаторной подстанции, принадлежащей ООО "Миррико менеджмент", Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает о необходимости прекращения нарушения, а именно в течение в срок до 31 октября 2019 года прекратить действия по нарушению антимонопольного законодательства путем выдачи в отношении ООО "Лидер" документов, подтверждающих технологическое присоединение устройств ООО "Лидер" к трансформаторной подстанции, принадлежащей ООО "Миррико менеджмент". О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 9 октября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.10.2019