Резолютивная часть решения оглашена 04 октября 2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме 09 октября 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 21.03.2016
N 38 в составе:
Председателя Комиссии:
<_>;
Членов Комиссии:
<_>;
в присутствии от:
заказчика - акционерного общества "Водоканал" - <_>, представителя по доверенности от 04.10.2019 N 4598/30, <_>, представителя по доверенности от 04.10.2019 N 4599/30, <_>, представителя по доверенности от 09.01.2019 N 05/30,
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ЧТЗ" - <_>, представителя по доверенности от 25.12.2018 N ТД-30/18,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ЧТЗ" (далее - ООО "ТД "ЧТЗ") на действия Заказчика - акционерного общества "Водоканал" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку трубы ПЭ 100 / ПЭ 100RC SDR 17 355x21,1 и задвижки HAWLE в соответствии с Техническим заданием (изв. N 31908297429), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 25.09.2019 обратилось ООО "ТД "ЧТЗ" с жалобой на действия Заказчика - акционерного общества "Водоканал" (далее - АО "Водоканал", Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку трубы ПЭ 100 / ПЭ 100RC SDR 17 355x21,1 и задвижки HAWLE в соответствии с Техническим заданием (изв. N 31908297429) (далее - запрос котировок в электронной форме).
Из жалобы следует, что комиссия Заказчика необоснованно отклонила заявку ООО "ТД "ЧТЗ", поскольку, по мнению заявителя, товар, предложенный в заявке, полностью соответствует требованиям Технического задания.
Наряду с изложенным заявитель указывает, что Заказчик необоснованно включил в предмет закупки задвижки конкретного производителя HAWLE, что является признаком ограничения конкуренции.
На основании изложенного, ООО "ТД "ЧТЗ" просит признать в действиях Заказчика нарушение требований Закона о закупках, выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
На заседании Комиссии представитель заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право участников закупки на обжалование в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Организация закупочной деятельности заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО "Водоканал", утвержденным решением Совета Директоров АО "Водоканал" от 22.04.2019 (далее - Положение о закупках).
Способы закупок и специальные закупочные процедуры, условия выбора способа закупок регламентированы разделом 7 Положения о закупках.
Порядок проведения запроса котировок в электронной форме регламентирован в совокупности разделами 8, 12, 14 Положения о закупках.
12.09.2019 в 19 часов 26 минут Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение N 31908297429 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку трубы ПЭ 100 / ПЭ 100RC SDR 17 355x21,1 и задвижки HAWLE в соответствии с Техническим заданием и документация о закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлены правила описания предмета закупки в документации о конкурентной закупке, а именно:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с пунктом 26 Извещения о проведении закупки заявка должна быть заполнена по форме, приведенной на электронной торговой площадке.
Техническим заданием Извещения о проведении закупки установлено, что к поставке необходимы, в том числе, задвижки:
- HAWLE 4000Е2 Dn500 Pn16 со штурвалом - 1 шт;
- HAWLE 4000Е2 Dn600 Pn16 со штурвалом - 1 шт.
Заказчиком не предусмотрена возможность поставки задвижек с иным товарным знаком.
Комиссией установлено, что ООО "ТД "ЧТЗ" в заявке предложило к поставке задвижки фланцевые с обрезиненным клином:
- F4 DN0500 PN16 TALIS - 1 шт;
- F4 DN0600 PN16 TALIS - 1 шт.
Указанные задвижки не соответствуют требованиям Технического задания Извещения о проведении закупки в связи с несоответствием товарного знака, вследствие чего комиссия Заказчика признала заявку ООО "ТД "ЧТЗ" несоответствующей.
Представители Заказчика пояснили, что требование о поставке задвижек с конкретным товарным знаком установлено в соответствии с положениями подпункта "в" пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Так, размещение рассматриваемой закупки произошло в целях исполнения контракта от 01.07.2019 N 07 на выполнение работ по строительству водопровода от повысительной насосной станции Северо-Западного района
г. Чебоксары до д. Чандрово Чувашской Республики, заключенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2019 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" между АО "Водоканал" и МБУ "УКСиР" г. Чебоксары Чувашской Республики (изв. N 0115200001119001371).
Вместе с тем на заседание Комиссии представлены документы, из которых следует, что АО "Водоканал" во исполнение вышеназванного контракта провело закупку (изв. N 31908072342), победителем которой признано ООО "СМУ "Спецстрой".
Из документации о закупке (изв. N 31908072342) следует, что обязанность по поставке задвижек: HAWLE 4000Е2 Dn500 Pn16 со штурвалом - 1 шт. и HAWLE 4000Е2 Dn600 Pn16 со штурвалом - 1 шт. возложена на субподрядчика.
Комиссия считает необходимым отметить, что проектной документацией на выполнение работ по строительству водопровода от повысительной насосной станции Северо-Западного района г. Чебоксары до д. Чандрово Чувашской Республики предусмотрено использование задвижек HAWLE Dn500 и Dn600 в количестве 1 шт. каждой.
01.08.2019 между АО "Водоканал" и ООО СМУ "Спецстрой" заключен договор субподряда N 47/13-19 на выполнение работ по строительству водопровода от повысительной насосной станции Северо-Западного района г. Чебоксары до д. Чандрово Чувашской Республики.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик на рассмотрение жалобы не представил доказательств, которые бы подтверждали возможность применения подпункта "в" пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку потребность в поставке задвижек в количестве, необходимом для выполнения контракта, заключенного между АО "Водоканал" и МБУ "УКСиР" г. Чебоксары Чувашской Республики, закуплены Заказчиком в рамках закупки изв. N 31908072342.
При этом на заседание Комиссии не представлено надлежащих доказательств, указывающих на изменение договора субподряда от 01.08.2019 N 47/13-19 в части прекращения обязательств по поставке задвижек HAWLE со стороны ООО "СМУ "Спецстрой".
На основании изложенного, в действиях Заказчика имеется нарушение пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В силу вышеизложенного, Комиссия признает жалобу ООО "ТД "ЧТЗ" обоснованной в части неправомерного включения в описание предмета закупки товарного знака, а в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Комиссия считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Наряду с изложенным в ходе рассмотрения жалобы установлено, что подпунктом 7 пункта 25 Извещения о проведении закупки установлены требования к участникам закупки о том, что поставщик должен являться производителем либо иметь дилерский сертификат на поставляемую продукцию.
Также установлено, что стоимость задвижек HAWLE, без возможности поставки эквивалента, составляет 5% от начальной (максимальной) цены договора, при этом требование о поставки данных задвижек явилось основанием для признания заявки ООО "ТД "ЧТЗ" не соответствующей требованиям документации о закупке, в то время, как заявка Общества в отношении трубы полностью соответствовала требования Технического задания документации о закупке.
Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о наличии признаков нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Из смысла названной статьи следует, что запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ""Торговый дом "ЧТЗ"" на действия Заказчика - акционерного общества "Водоканал" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку трубы ПЭ 100 / ПЭ 100RC SDR 17 355x21,1 и задвижки HAWLE в соответствии с Техническим заданием (изв. N 31908297429) обоснованной в части неправомерного включения в описание предмета закупки товарного знака.
Признать в действиях Заказчика - акционерного общества "Водоканал" нарушение пункта 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Передать материалы по рассматриваемой жалобе в отдел контроля органов власти Чувашского УФАС России в целях проведения проверки на предмет установления требований, нарушающих положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Примечание: решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 4 октября 2019 г. N 021/07/3-656/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.10.2019