Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобы ООО "Промышленная компания "Стеклокомпозит" на действия АО "Мосводоканал" при проведении конкурсов в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по объектам: "вынос сетей канализации", а также "вынос канализации для строительства улично-дорожной сети с искусственными сооружениями и переустройством инженерных коммуникаций" (реестровые NN 31908237212, 31908237210, 31908237204, далее - Закупки), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке продукции для нужд АО "Мосводоканал", утвержденного Советом директоров АО "Мосводоканал" 27.12.2019 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 Закона о закупках.
26.08.2019 в ЕИС размещены извещения и документации о проведении Закупок (далее - Извещения, Документации).
Согласно Извещениям, информации размещенной в ЕИС:
дата окончания подачи заявок и рассмотрения заявок - 11.09.2019;
дата подведения итогов Закупок - 16.09.2019;
начальные (максимальные) цены договоров - 444 421 887,42; 535 629 842 ,34; 553 948 477 ,93 рублей.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.
Из жалоб следует, что при проведении Закупок Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, поскольку Заказчиком в Закупочных документациях ненадлежащим образом установлено описание товаров по предмету Закупок.
Представители Заказчика с доводами жалоб не согласились и указали, что при проведении Закупок Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.
Комиссией установлено, что жалобы Заявителя содержат основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 1.3 Положения о закупке.
Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
При этом в соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующим правилом: в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Аналогичные положения установлены пунктом 8.11 Положения о закупке.
Согласно пунктам 15 Информационных карт Закупочных документаций требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы установлены Заказчиком в соответствии с техническими заданиями Закупочных документаций (далее - Технические задания).
Пунктом 10 Технических заданий установлено, что все работы выполняются в соответствии с проектно-сметной документацией и действующими нормативными документами.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6.2 проектов договоров Закупочных документаций установлено: "Генеральный подрядчик несет ответственность за соответствие используемых материалов и оборудования проектным решениям, спецификациям, государственным стандартам, техническим условиям".
В соответствии с разделами 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта" проектной документации, размещенной в составе Документации в ЕИС, установлено: "Пр. Канализация Д3000мм НТТ".
При этом Комиссией установлено, что Закупочные документации не содержат положений о праве Заказчика применять при выполнении работ по предмету Закупок трубы иного производителя.
На заседании Комиссии представитель Заявителя представил материалы и сообщил, что в соответствии со свидетельством от 29.12.2015 N 561025, указанная в Документации, аббревиатура "НТТ" является зарегистрированным товарным знаком ООО "Новые Трубные технологии", что указывается на необходимость использования при выполнении работ по предмету Закупок исключительно продукции указанного производителя. Также представитель Заявителя сообщил, что в соответствии с письмом АО "Мосводоканал" от 02.06.2015 N (01)09исх-3901/15 по результатам проведенной экспертизы продукции, Заказчиком вынесено положительное заключение, при этом продукция Заявителя внесена в "Технические требования по применению труб и материалов на объектах АО "Мосводоканал".
Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о невозможности использования продукции иных производителей, не указанных в проектной документации, а также не представлено доказательств проведения Закупок в целях исполнения государственного или муниципального контракта.
Учитывая изложенное, в отсутствие доказательств, свидетельствующих о невозможности применения при выполнении работ по предмету Закупок продукции иных производителей, отличных от указанных в Закупочных документациях, а также подтверждений, что при описании предметам закупки используются исключения, указанные в пункте 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о правомерности, установленного в Закупочных документациях, описания предмета Закупок.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего описание товаров по предмету Закупок, ограничивает количество участников закупки, противоречат пунктам 1.3, 8.11 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункт 1 части 10 статьи 4, часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "ПК "Стеклокомпозит" (ИНН: 6229040420, ОГРН: 1106229003770) на действия (бездействие) заказчика АО "Мосводоканал" (ИНН: 7701984274, ОГРН: 1127747298250) при поведении Закупок обоснованными.
Признать в действиях АО "Мосводоканал" нарушения части 6.1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Выдать АО "Мосводоканал" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 октября 2019 г. N 077/07/00-10164/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.10.2019