Инспекция Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - руководителя Ярославского УФАС России Паутова И.Г., членов Инспекции - начальника отдела контроля закупок Ярославского УФАС России Катричевой Е.И., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Ярославского УФАС России Печникова А.Г.
с участием:
от заказчика - муниципального учреждения "Управление городского хозяйства" городского поселения Гаврилов-Ям Ярославской области (далее также - МУ "Управление городского хозяйства", учреждение, заказчик) - начальника учреждения Седова А.В.,
от общества с ограниченной ответственностью Торгово-производственная компания "Яромир" (далее также - ООО ТПК "Яромир", общество, поставщик) - директора Пурца В.М.,
в ходе рассмотрения сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленных муниципальным учреждением "Управление городского хозяйства" в отношении общества с ограниченной ответственностью Торгово-производственная компания "Яромир", и осуществления в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд) проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 18/19 от 22.07.2019 на установку спортивных уличных тренажеров (далее также - контракт), в связи с существенным нарушением условий контракта, заключенного с ООО ТПК "Яромир", в соответствии с приказами Ярославского УФАС России от 25.09.2019 N 336, от 01.10.2019 N 348
установила:
в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ от МУ "Управление городского хозяйства" 24.09.2019 поступили сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков ООО ТПК "Яромир" существенно нарушившего, по мнению заказчика, условия контракта N 18/19 от 22.07.2019 на установку спортивных уличных тренажеров, заключенного с заказчиком, МУ "Управление городского хозяйства".
Изучив представленные материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, администрацией городского поселения Гаврилов-Ям Ярославской области, 27.06.2019 в единой информационной системе (далее также - ЕИС) (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0171300007119000024 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на установку спортивных уличных тренажеров; начальная (максимальная) цена контракта 251 881,00 рублей.
На заседании Инспекции установлено, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 22-1/19 ЭА от 09.07.2019, рассмотрев на основании Закона N 44-ФЗ вторые части заявок на участие в электронном аукционе, а также документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона N 44-ФЗ на соответствие их требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, единой комиссией заказчика участник электронного аукциона с порядковым номером заявки на участие в электронном аукционе N 1 (идентификационный номер N 17) - общество с ограниченной ответственностью торгово-производственная компания "Яромир", предложивший наиболее низкую цену контракта, и заявка которого соответствует требованиям документации об электронном аукционе, признано победителем рассматриваемого аукциона.
Исходя из содержания аукционной документации рассматриваемого аукциона муниципальный контракт включает элементы договора поставки.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных и муниципальных нужд (статья 525 ГК).
Правоотношения сторон по осуществлению закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По результатам рассматриваемого аукциона между МУ "Управление городского хозяйства" и ООО ТПК "Яромир" заключен муниципальный контракт N 18/19 по установке спортивных уличных тренажеров ИКЗ: 193761600767076160100100340023230244 от 22.07.2019 (далее также -муниципальный контракт, контракт).
Отдельными положениями пункта 1 муниципального контракта установлено, что поставщик обязуется поставить и установить спортивные уличные тренажеры (далее - товар), а заказчик обязуется принять товар и оплатить товар по цене и на условиях, предусмотренных контрактом (подпункт 1.1 пункта 1), характеристики и количество товара указаны в описании объекта закупки (Приложение N 1 к муниципальному контракту от 22.07.2019 N 18/19), являющейся неотъемлемой частью контракта.
Подпункт 2.1 пункта 2 муниципального контракта применимо к содержанию выполнения работ по установке спортивных уличных тренажеров также отсылает к Приложению N 1 контракта.
Указанное приложение, являющееся, как отмечено выше, неотъемлемой частью контракта, содержит описание объекта закупки, и включает общие требования к детскому игровому и спортивному оборудованию, требования к оборудованию, требования к технической документации на оборудование, требования к безопасности, положения о монтаже оборудования, эскиз примерной расстановки оборудования (далее также - Описание объекта закупки).
С учетом изложенного, а также содержания пункта 3 муниципального контракта объектом закупки является поставка товара соответствующего Описанию объекта закупки и его установка.
Пунктом 5 муниципального контракта предусмотрен порядок приемки поставленного товара; при этом приемка поставленного товара осуществляется в ходе передачи товара заказчику в месте доставки и включает в себя, в числе прочего проверку поставленного товара на соответствие Описанию объекта закупки; проверку наличия необходимых документов (копий документов) на товар; проверку комплектности и целостности поставленного товара (подпункт 5.1 пункта 5 муниципального контракта); предусмотрена обязанность заказчика в случае не подписания акта приема - передачи направить поставщику мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения (подпункт 5.3 пункта 5 муниципального контракта).
Срок действия муниципального контракта установлен пунктом 10 контракта, согласно которому контракт вступает в силу с момента его заключения сторонами и действует по 31.08.2019; окончание срока действия контракта не влечет прекращение неисполненных обязательств (в том числе срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) установлены пунктом 5.9 раздела 1 Информационная карта аукциона аукционной документации: с момента подписания контракта до 31.08.2019).
Расторжение муниципального контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (подпункт 10.2 пункта 10, подпункты 12.3, 12.4 пункта 12 муниципального контракта).
Согласно представленным заказчиком документам (заявление в Ярославское УФАС России о включении в реестр недобросовестных поставщиков, уведомление (вх. N 9286 от 24.09.2019 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 04.09.2019, письма в адрес общества от 26.08.2019 N 200, от 27.08.2019 N 203, от 30.08.2019 N 205, акт от 04.09.2019) последним 04.09.2019 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением, по мнению заказчика, обществом условий контракта, выразившихся в поставке товара, не соответствующего заявленным требованиям, установленным Описанием объекта закупки в аукционной документации (несоответствие диаметра металлических труб, толщины влагостойкой фанеры, диаметра металлической трубы и перекладины несущей стойки, цвета такой перекладины; толщины влагостойкой фанеры настила скамьи для пресса и ряд других замечаний), а также отсутствие сертификатов соответствия поставленного товара требованиям безопасности и качества в соответствии с установленными государственными стандартами, в частности, национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования", утвержденным приказом Росстандарта от 23.11.2012 N 1148-ст "Об утверждении национального стандарта" (далее также - ГОСТ Р 52169-2012).
По мнению заказчика, МУ "Управление городского хозяйства", установленный ряд несоответствий является значительным, в связи с чем последним принято решение о демонтаже поставщиком поставленного товара и, соответственно, об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.
Указанное решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта принято заказчиком 04.09.2019 и вручено представителю общества (факт вручения которого директор общества на заседании Инспекции и в представленных письменных пояснениях (вх. N 9441 от 27.09.2019) не отрицает).
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как отмечено выше, право заказчика на односторонний отказ от исполнения муниципального контракта предусмотрено в пунктах 10 и 12 муниципального контракта.
Рассмотрев документы, представленные заказчиком, Инспекцией установлено следующее.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и подтверждение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику; выполнение заказчиком требований части 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта; датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте.
Как следует из содержания представленных заказчиком документов (заявление о включении в реестр недобросовестных поставщиков от 24.09.2019, уведомление об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 04.09.2019 исх. N 225) 26.08.2019 на основании муниципального контракта обществом осуществлена поставка и установка уличных спортивных тренажеров (согласно же письму заказчика в адрес Ярославского УФАС России исх. N 242 от 26.09.2019 указанные действия совершены поставщиком 22.08.2019).
26.08.2019 заказчиком в адрес общества направлено уведомление (от 26.08.2019 N 200), содержащее информацию о выявленном в ходе осмотра поставленного товара несоответствии установленным аукционной документацией требованиям к характеристикам товара, в связи с чем поставщик проинформирован об отсутствии оснований для приемки товара заказчиком (подписания соответствующего акта приема-передачи) до полного устранения установленных несоответствий (а также следовала конкретизация обнаруженных недостатков).
27.08.2019 в дополнение к ранее направленному уведомлению от 27.08.2019 N 203 заказчик проинформировал общество о выявленном в результате проверки отсутствии применимо к поставленному товару сертификатов соответствия требованиям безопасности, установленным ГОСТ Р 52169-2012, в том числе о недействительности представленных сертификатов, в связи с чем поставленный товар является, по мнению заказчика, небезопасным и не отвечает требованиям указанного ГОСТа.
30.08.2019 в адрес поставщика направлено уведомление, содержащее просьбу демонтировать поставленный товар, предоставить соответствующий требованиям, установленным аукционной документацией (при этом срок установлен до 13.09.2019), а также предоставить документы, подтверждающие безопасность и качество поставленного взамен демонтированного товара, в противном случае заказчик воспользуется правом на односторонний отказ от исполнения муниципального контракта.
02.09.2019 в адрес общества направлено извещение с информацией прибыть в установленный срок с целью осмотра поставленного товара и подписания соответствующего акта (при этом в извещении отмечается о наличии неурегулированных взаимных претензиях сторон муниципального контракта).
04.09.2019 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от муниципального контракта, о чем вручено соответствующее уведомление директору общества, что последним подтверждается (05.09.2019 размещено в ЕИС)
Согласно части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Иными словами поставщику в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении предоставлена возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по исполнению контракта.
При этом статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в рассматриваемом аукционе будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта - 05.09.2019, и, следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым - 14.09.2019, а решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - вступившим в силу.
Вместе с тем если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьей 193 ГК днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В рассматриваемом аукционе поставщику, начиная с 05.09.2019 предоставлена возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по исполнению контракта не позднее 16.09.2019 включительно.
Однако данные действия ограничены заказчиком путем сокращения срока, предусмотренного для устранения нарушений, установив дату расторжения контракта 16.09.2019, т.е. до вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу, что, в свою очередь, является нарушением порядка расторжения контракта в одностороннем порядке, и является обстоятельством, исключающим возможность принятия решения о включении сведений о недобросовестном поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. (Обратившись к ЕИС, Инспекцией установлено, что датой расторжения контракта значится 16.09.2019.)
Соответственно, внесение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков даже при наличии в его действиях нарушений своих обязательств по контракту возможно только при полном соблюдении процедуры одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, установленного законом.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Согласно частям 1-2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В соответствии с пунктами 11-12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2013 N 1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления.
Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр; в случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 Правил; в рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение; в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр; в ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр; копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
В соответствии с частью 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
С учетом вышеизложенного, признав 16.09.2019 муниципальный контракт расторгнутым, заказчиком соответствующая информация представлена в Ярославское УФАС России 24.09.2019 - на 6 рабочий день, т.е. за пределами установленного частью 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ срока.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение части 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ.
Учитывая допущенное заказчиком нарушение части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в рассматриваемом случае отсутствуют основания для включения сведений об ООО ТПК "Яромир" в реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Закона N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.201N 1062, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
1) сведения, представленные заказчиком, муниципальным учреждением "Управление городского хозяйства" городского поселения Гаврилов-Ям Ярославской области (ИНН 7616007670, ОГРН 1067609020280) в отношении общества с ограниченной ответственностью торгово-производственной компании "Яромир" (ИНН 7604326431, ОГРН 1177627017831), адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Собинова, д. 40 корп. 2, офис 13, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2) признать заказчика, муниципальное учреждение "Управление городского хозяйства" городского поседения Гаврилов-Ям Ярославской области (ИНН 7616007670, ОГРН 1067609020280) нарушившим часть 13 статьи 95, часть 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ
Руководитель Инспекции И.Г. Паутов
Члены Инспекции Е.И. Катричева
А.Г. Печников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 1 октября 2019 г. N 118П-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.10.2019