Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
в присутствии представителя заказчика: <_> (по доверенности N52 от 22.01.2019 г.), в отсутствии представителя заявителя, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "ОМЧС "Резерв" (вх. N15304/ж от 20.09.2019 г.) на действия заказчика при проведении закупки N31908249187 на предмет: "0832-2019-00968. Поставка регенеративного патрона для ГО для нужд АО "ПОЗиС"",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении закупки N31908249187 размещено в Единой информационной системе 29.08.2019 года.
Способ проведения закупки: Запрос котировок в электронной форме.
Заказчик - АО "ПОЗиС".
Начальная (максимальная) цена договора - 2 624 925,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства, а именно, неправомерно был признан победителем закупки участник ООО "Навигатор -Т" ввиду несоответствия предлагаемого к поставке товара требованиям, установленным в документации заказчика.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. "О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг" по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке N1120009037 (присоединение к положению N1120000100 Единое Положение о закупке Государственной корпорации "Ростех") (далее - Положение), утвержденным Советом директоров Протоколом N8 от 23.05.2019 г., а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий, а именно:
- описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с положениями части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 15.8.2 Положения при проведении запроса котировок закупочная комиссия принимает решение о признании заявок соответствующими либо не соответствующими требованиям заказчика на основании установленных в извещении измеряемых критериев отбора.
В соответствии с пунктом 15.8.3 Положения участники процедуры закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения, допускаются к оценке и сопоставлению заявок и признаются участниками закупки. Участники процедуры закупки, заявки которых признаны не соответствующими требованиям извещения в дальнейшей процедуре закупки не участвуют.
Согласно подпункту 3 пункта 15.8.4 Положения в ходе проведения процедуры рассмотрения заявок (отборочной стадии) закупочная комиссия в отношении каждой поступившей заявки осуществляет проверку соответствия предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в извещении.
Согласно подпункту 6 пункта 15.8.4 Положения закупочная комиссия в отношении каждой поступившей заявки осуществляет принятие решения о допуске или об отказе в допуске к участию в закупке и признании участников процедуры закупки участниками закупки в соответствии с критериями отбора и в порядке, которые установлены в документации о закупке.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 15.8.5 Положения закупочная комиссия закупочная комиссия отклоняет заявку участника процедуры закупки в случае несоответствия предлагаемой продукции и/или условий исполнения договора требованиям, установленным в извещении.
Техническим заданием на поставку патрона регенеративного для нужд АО "ПОЗиС" (Приложение N2 к Извещению о закупке) заказчиком установлено следующее требование к продукции:
N |
Наименование товаров, работ, услуг |
Технические, функциональные характеристики, ГОСТ, ТУ (мин. и (или) макс. значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться) |
ед. изм. |
кол-во |
1 |
Патрон регенеративный |
Марка РП-100. согласно прилагаемого ТЗ, производство ОАО "Тамбовмаш", наличие паспорта обязательно. Поставляется без монтажного оборудования. |
шт. |
15,00 |
Эквивалент не рассматривается в соответствии с п.10.3.5 (2) Единого положения о закупке в случае "закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование".
Согласно протоколу N499 от 18.09.2019 г. об итогах запроса котировок, на участие в запросе котировок было подано 2 заявки (N73467 и N72931), все из которых были признаны соответствующими требованиям документации и допущены к участию в закупке. Победителем запроса котировок признана заявка участника с N73467 с ценовым предложением 2 160 000,00 руб. Участником, занявшим второе место, была признана заявка заявителя ООО "ОМЧС "Резерв" (N72931) с ценовым предложением 2 617 500,00 рублей.
В ходе анализа закупочной документации и заявок участников установлено, что в техническом предложении в составе заявки участника, признанного победителем закупки, к поставке предлагается товар, не соответствующий требованиям, установленным в техническом задании извещения, а именно:
N |
Наименование товаров, работ, услуг |
Технические, функциональные характеристики, ГОСТ, ТУ (мин. и (или) макс. значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться) |
ед. изм. |
кол-во |
1 |
Патрон регенеративный |
Марка РП-100МТ. согласно прилагаемого Технического предложения, производство АО "Корпорация "Росхимзащита". Продукция сопровождается паспортом. Поставляется без монтажного оборудования. |
шт. |
15,00 |
Согласно пояснениям заказчика, данная закупка была проведена по заданию функционального заказчика - штаб ГО и ЧС АО "ПОЗиС". В требованиях к продукции функциональным заказчиком было установлено требование о необходимости поставки конкретного производителя ОАО "Тамбовмаш" на основании п.10.3.5 (2) Положения. Основываясь на указанных требованиях функционального заказчика, заказчиком была размещена указанная закупка в ЕИС.
По окончании срока подачи заявок заявки участников были направлены на рассмотрение функциональному заказчику. На заседании комиссии заказчиком было пояснено, что по результатам рассмотрения и сопоставления параметров предложенной продукции в направленных заявках участников, функциональный заказчик пришел к выводу, что продукция обоих изготовителей подходит к имеющемуся оборудованию. В этой связи было принято решение о заключении договора с участником N73467, ценовое предложение которого было ниже предложения заявителя, при этом не соответствовало требованиям и техническим показателям, установленным в документации.
Заказчиком было пояснено, что при принятии решения о заключении договора с указанным участником, во внимание было принято то обстоятельство, что участником в электронной карте было указано следующее условие: "обязуется в случае заключения договора, поставить (выполнить, оказать) указанный выше предмет договора в соответствии с требованиями документации".
Заказчик по итогу намеревался заключить договор с участником на условиях, установленных документацией, а именно поставить патрон производства ОАО "Тамбовмаш". Учитывая, что при заключении договора участником был направлен протокол разногласий, в котором участник указал на возможность поставки патрона марки, предлагаемой в заявке (АО "Корпорация "Росхимзащита"), Заказчиком было принято решение об отказе заключения договора в связи с возникшими противоречиями.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком было принято неправомерное решение о допуске к участию участника N73467, предложившего в своей заявке товар изготовителя, не соответствующего требованиям, установленным документацией, что также противоречит требованиям пунктов 15.8.3, 15.8.4 (3,6), 15.8.5 (3) Положения, части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Кроме того, учитывая факт, установленный в ходе заседания комиссии на основании пояснений заказчика, что к поставке продукции подходит продукция иных изготовителей и оборудование, для которого необходима была поставка производства ОАО "Тамбовмаш", не является оборудованием ОАО "Тамбовмаш", заказчиком в нарушение требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках и п.10.3.5 (2) Положения неправомерны установлены требования к продукции при формировании документации при проведении закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.
Заказчиком нарушены требования пунктов 15.8.3, 15.8.4 (3,6), 15.8.5 (3) Положения о закупках, части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ОМЧС "Резерв" (вх. N15304/ж от 20.09.2019 г.) на действия заказчика при проведении закупки N31908249187 на предмет: "0832-2019-00968. Поставка регенеративного патрона для ГО для нужд АО "ПОЗиС"" обоснованной.
Признать заказчика - АО "ПОЗиС" нарушившим требования части 1, части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пунктов 15.8.3, 15.8.4 (3,6), 15.8.5 (3) Единого Положения о закупке Государственной корпорации "Ростех".
Выдать заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 3 октября 2019 г. N 016/07/3-1617/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.10.2019