Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
Председателя Комиссии:
"_",
Членов Комиссии:
"_";
"_",
рассмотрев материалы дела, представленные МБУ "M" (ИНН "_") (далее - Заказчик) для включения сведений об N (ИНН "_") (далее - Исполнитель) в Реестр недобросовестных исполнителей (подрядчиков, поставщиков) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта N 03/2019 от 08.04.2019 на "Ремонт крыльца запасного выхода на объекте ДБ" (реестровый номер контракта "_") (далее - Контракт),
в отсутствии представителя Заказчика, надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения обращения;
в присутствие представителя Исполнителя по доверенности N 1 от 08 августа 2019 года, надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения обращения,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), были представлены материалы электронного аукциона и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (вход. N 6208 от 19.09.2019).
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, предоставленные Исполнителем, в результате проверки содержащихся в указанных документах и информации фактах одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения об Исполнителе не подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу п. 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
08 апреля 2019 г. по результатам проведения электронного аукциона N "_", между Заказчиком и Исполнителем был заключен государственный контракт.
Согласно п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту крыльца запасного выхода на объекте ДБ, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Губкинский, микрорайон 3, дом 6 (далее - Объект) в соответствии с условиями настоящего контракта и Техническим заданием, которое является неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение N1).
Согласно п. 1.2 Контакта Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные Подрядчиком работы в порядке и сроки, установленные настоящим контрактом.
Согласно п. 1.4 Контракта Подрядчик обязуется полностью завершить работы и сдать их результат Заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Государственным контрактом.
Согласно п. 3.1.2. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил, государственных (национальных) стандартов и иных действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Согласно п. 3.1.3. Контракта Подрядчик обязуется обеспечить соответствие качества выполнения всех работ, предусмотренных настоящим контрактом, в соответствии с действующими стандартами, нормами и правилами, установленным действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1.5 Контракта сроки выполнения работ: с 01.06.2019 года в течение 30 календарных дней.
28 марта 2019 г. по результатам проведенной процедуры аукциона, согласно Протокола подведения итогов электронного аукциона, победителем был признан N.
08.04.2019 г. между МБУ "M" и N был заключен контракт N 03/2019 на ремонт крыльца запасного выхода на объекте ДБ.
06.08.2019 г. заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств по контракту, что подтверждается актом осмотра объекта от 03.07.2019 г., актом осмотра объекта от 12.07.2019 г., экспертным заключение от 05.08.2019 г., актом осмотра объекта от 16.09.2019 г. (осмотр осуществлялся в присутствии Подрядчика), заключением экспертизы, проведенной силами Заказчика от 17.09.2019 г., актом приемочной комиссии от 17.09.2019 г.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч.9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказ от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Главой 9 Контракта, предусмотрен порядок расторжения контракта.
06.08.2019 г. решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Решение об одностороннем отказе направлено Исполнителю 06.08.2019 по почте простым письмом с уведомлением о вручении, по адресу указанному в Контракте. Данное решение об одностороннем отказе не было вручено Исполнителю.
Кроме того, решение об одностороннем отказе в адрес Исполнителя также было направлено по адресу электронной почты, указанному в контракте.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение трех рабочих дней, следующего за датой принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.09.2019 г. решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым.
Таким образом, Заказчиком порядок расторжения контракта не нарушен.
Подрядчиком были предоставлены письменные пояснения (вход. 6292 от 25.09.2019) и сообщила следующее:
N считает Решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по Контракту от 06 августа 2019 года незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Подрядчик, в целях надлежащего исполнения обязательств по Государственному Контракту, произвел работы в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом и Техническим заданием, в соответствии с требованиями, установленными действующими нормами.
Однако, 03.07.2019 и 12.07.2019 Заказчиком были составлены Акты осмотра объекта, в результате которого Заказчиком было принято отказать Подрядчику в приемке работ и выдано предписание на устранение недостатков.
В связи с этим, Исполнителем была согласованна новая плитка (исх. N 34 от18.08.2019), и N приступил к устранению выявленных недостатков, и устранил их.
Согласно п. 2.1.7. и п. 8.2. Контракта, Подрядчиком было направлено письмо исх.N 28 от 08.07.2019, в котором Заказчик был проинформирован о том, что выполнение работ в рамках государственного Контракта не представляется возможным ввиду обстоятельств непреодолимой силы, а конкретно погодных условий. Также, Заказчик был осведомлен, что ввиду данных обстоятельств устранение недостатков будет в срок, не позднее 15 июля 2019 года.
Заказчик также препятствовал при проведении работ по исправлению выявленных недостатков считая, что Контракт расторгнут, а также просил не производить работы, так как в городе проходили общественные мероприятия посвященные празднованию Дня города. В связи с этими обстоятельствами, Подрядчиком были просрочены работы по исправлению выявленных недостатков.
Подрядчик, исполняя обязательства по Контракту, производил работы используя при этом материалы только высокого качества, согласно Технического задания к Государственному Контракту, приобретенные в официальном магазине "Торговый дом Мегастрой". О данном факте Заказчик также был проинформирован Письмом N29 от 16 июля 2019 года.
Таким образом, Подрядчик, добросовестно исполнял обязательства по Контракту, а также исправил все выявленные недостатки.
N считает, что он является добросовестным исполнителем, который предпринял все возможные действия для исполнения данного Контракта, и Контракт был исполнен не в срок по независящим от Исполнителя причинам, а именно в виду существенных нарушений условий Контракта Заказчиком.
Также, на заседании комиссии представитель Исполнителя пояснил, что намерений неисполнения контракта не было.
Изучив представленную переписку и документы, Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Вопросы включения сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков урегулированы ст. 104 Закона о контрактной системе. ч. 1 данной статьи предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (ч. 2 ст. 104 Закон о контрактной системе).
В силу ч. 6 ст. 104 Закона о контрактной системе в случае, если расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п. 11 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в п. 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
По результатам рассмотрения представленной информации, документов и проведения проверки фактов, указанных в п. 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
В соответствии с ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 25.11.2013 N 1062 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В силу п. 11 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку предоставленных информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исходя из ст. 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
С учетом характера правовых последствий включения хозяйствующего субъекта в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий исполнителя, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).
Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В Ямало-Ненецкое УФАС ранее сведений в отношении Исполнителя о включении в реестр недобросовестных поставщиков не поступало.
С учетом конкретных обстоятельств дела Комиссия приходит к выводу об отсутствии в поведении Исполнителя таких признаков недобросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем оснований для включения Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N 1062, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Сведения об N (ИНН "_"), представленные МБУ "M" (ИНН "_" ), в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта N 03/2019 от 08.04.2019 на "Ремонт крыльца запасного выхода на объекте ДБ" (реестровый номер контракта "_"), с N (ИНН "_"), (Закупка N "_"), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Председатель комиссии "_"
Члены комиссии "_"
"_"
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 25 сентября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.09.2019