по результатам рассмотрения жалобы ООО "Паритет" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
16.09.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
рассмотрев жалобу ООО "Паритет" б/н б/д на действия (бездействие) заказчика ПАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по комплексному эксплуатационному обслуживанию нежилых помещений, находящихся в здании, расположенном по адресу: РФ, г. Москва, ул. Арбат, дом 1 (извещение N 31908230611), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Паритет" (далее - Заявитель) б/н б/д на действия (бездействие) заказчика ПАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по комплексному эксплуатационному обслуживанию нежилых помещений, находящихся в здании, расположенном по адресу: РФ, г. Москва, ул. Арбат, дом 1 (извещение N 31908230611) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" от 22.01.2019 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 23.08.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - 374 765 533, 92 рубля;
Дата окончания подачи заявок - 17.09.2019;
Дата рассмотрения заявок - 15.10.2019;
Дата подведения итогов Конкурса - 16.10.2019.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
Заказчиком после внесения изменений в Документацию не продлен срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе;
Заказчиком в Документации не указана полная информация о составе работ на которые распространяется лицензия на право осуществления работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем автоматики, требуемая Заказчиком.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком после внесения изменений в Документацию не продлен срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 11 статьи 4 Закона о закупках установлено, что изменения, вносимые в Извещение, Документацию, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в Извещение, Документацию срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного Положением о закупке для данного способа закупки.
При этом согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках Извещение является неотъемлемой частью Документации. Сведения, содержащиеся в Извещении, должны соответствовать сведениям, содержащимся в Документации.
Согласно пункту 8.2.1 Положения о закупках Заказчик не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе размещает в ЕИС извещение о закупке.
При этом в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 3.4 Закона о закупках Заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в ЕИС извещение о проведении конкурса в электронной форме не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе в случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает тридцать миллионов рублей.
Из Жалобы следует, что Заказчиком 09.09.2019 в ЕИС опубликовано уведомление о внесении изменений в Извещение, при этом срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе Заказчиком не продлен.
Представитель Заказчика представил материалы, Документацию и пояснил, что Заказчиком внесены изменения в Документацию в соответствии с требованиями Закона о закупках, поскольку согласно сведениям, размещенным в ЕИС, с даты публикации в ЕИС изменений, внесенных в Извещение 09.09.2019, до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, а именно 17.09.2019 осталось не менее половины срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации не указана полная информация о составе работ на которые распространяется лицензия на право осуществления работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем автоматики, требуемая Заказчиком.
Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в Документации должны быть указаны, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
При этом пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Согласно пункту 4.2.3 Документации для выполнения работ по техническому обслуживанию и эксплуатация систем пожарной автоматики (пожарной сигнализации, водяного пожаротушения, газового пожаротушения, противодымной защиты, оповещения о пожаре), а также по содержанию систем автоматики обязательно наличие лицензии органов управления Государственной противопожарной службы на право выполнения работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем автоматики.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил материалы и пояснил, что 04.09.2019 Заявителем в адрес Заказчика от Заказчика направлен запрос о разъяснении Документации с вопросом о необходимости участнику Конкурса включать в состав заявки лицензию, выданную МЧС, а также с вопросом о том, какой перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений она должна в себя включать. При этом согласно ответу Заказчика от 09.09.2019 на вышеуказанный запрос Заказчиком указано, что в составе Документации не предусмотрено обязательного требования к составу заявки по предоставлению лицензии МЧС, вместе с тем, в соответствии с пунктом 4.2.3 технического задания Документации исполнитель по договору для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также по содержанию систем автоматики должен иметь лицензию органов управления Государственной противопожарной службы на право выполнения работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем автоматики. Кроме того, Заказчик в ответе на второй вопрос вышеуказанного запроса Заявителя разъяснил перечень работ, требующих наличие соответствующей лицензии у исполнителя по договору.
Таким образом, Заявитель, получив ответ на запрос о разъяснении Документации от 04.09.2019, обладал информацией о перечне работ, требующих наличие соответствующей лицензии у исполнителя по договору.
Вместе с тем, по мнению Заявителя, вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования подпункта 1 пункта 1 части 1 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, представившего не полную информацию в Документации о перечне работ, требующих наличие соответствующей лицензии.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, Документацию и пояснил, что Заказчиком в Документации не установлено требование к составу заявки о наличии у участника закупки лицензии на право осуществления деятельности, предусмотренной техническим заданием Документации, требующей наличие лицензии, поскольку установление данного требования приведет к ограничению количества потенциальных участников Конкурса, ввиду того, что техническое задание Документации содержит, в том числе, виды работ, не требующие наличия разрешительных документов в виде лицензии. При этом Заказчиком в пункте 4.2.3 Документации перечислены те виды работ, для выполнения которых исполнителю по договору необходимо иметь соответствующую лицензию органов управления Государственной противопожарной службы на право выполнения работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем автоматики.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Паритет" (ИНН: 7728325102, ОГРН: 5157746168102) б/н б/д на действия (бездействие) заказчика ПАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" (ИНН: 7712040126, ОГРН: 7712040126) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по комплексному эксплуатационному обслуживанию нежилых помещений, находящихся в здании, расположенном по адресу: РФ, г. Москва, ул. Арбат, дом 1 (извещение N 31908230611) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 сентября 2019 г. N 223-ФЗ-905/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.09.2019