Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
К <_> - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок,
Членов Комиссии:
К<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Т<_> - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - ФГКУ комбинат "Труд" - Г<_> ,
от ООО "СТАНДАРТОИЛ" - К<_> ,
рассмотрев обращение заказчика - ФГКУ комбинат "Труд" о включении сведений об ООО "СТАНДАРТОИЛ", его учредителях, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта от 29.03.2019 г., заключенного по итогам закупки N 0117100002319000018 "Поставка мазута топочного", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
12 августа 2019 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - ФГКУ комбинат "Труд" о включении сведений об ООО "СТАНДАРТОИЛ", его учредителях, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта от 29.03.2019 г., заключенного по итогам закупки N 0117100002319000018 "Поставка мазута топочного".
29 марта 2019 года по итогам закупки N 0117100002319000018 между ФГКУ комбинат "Труд" и ООО "СТАНДАРТОИЛ" был заключен контракт, по условиям которого поставщик обязуется поставить мазут топочный, на условиях, определенных настоящим Контрактом и техническим заданием (Приложение N1 к контракту) и согласованной Спецификацией (Приложении N 2 к контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта.
В Техническом задании (Приложение N1 к контракту) установлены требования к характеристиками поставляемого мазута.
Поскольку поставщик поставил товар, характеристики которого по результатам проведенных заказчиком экспертиз не соответствовали условиям контракта, 27 июня 2019 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.03.2019 г. Указанное решение 28 июня 2019 года было направлено исполнителю заказным письмом по адресу, указанному в контракте, по электронной почте, кроме того, размещено в единой информационной системе.
Представитель заказчика на включении сведений об ООО "СТАНДАРТОИЛ" в реестр недобросовестных поставщиков настаивает.
Представитель ООО "СТАНДАРТОИЛ" возражает против включения сведений об ООО "СТАНДАРТОИЛ" в реестр недобросовестных поставщиков. Полагает, что заказчиком нарушен порядок направления копии решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - заказчик направил указанное решение по адресу электронной почты, не принадлежащей поставщику. Кроме того, представитель не согласен с результатами экспертизы, проведенной заказчиком. Пояснил, что обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с заказчика задолженности за поставленный мазут, признании решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительным и расторжении контракта.
Заслушав представителей заказчика и поставщика, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
29 марта 2019 года по итогам закупки N 0117100002319000018 между ФГКУ комбинат "Труд" и ООО "СТАНДАРТОИЛ" был заключен контракт, по условиям которого поставщик обязуется поставить мазут топочный, на условиях, определенных настоящим Контрактом и техническим заданием (Приложение N1 к контракту) и согласованной Спецификацией (Приложении N 2 к контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта.
В Техническом задании (Приложение N1 к контракту) установлены требования к характеристиками поставляемого мазута.
Поставщик поставил заказчику мазут:
- по товарно-транспортной накладной от 11.04.2019 в объеме 27,737 тонн;
- по товарно-транспортной накладной от 19.04.2019 в объеме 28,427 тонн;
- по товарно-транспортной накладной от 30.04.2019 в объеме 27,737 тонн;
- по товарно-транспортной накладной от 04.05.2019 в объеме 28,427 тонн.
- по товарно-транспортной накладной от 08.05.2019 в объеме 27,737 тонн;
- по товарно-транспортной накладной от 13.05.2019 в объеме 27,737 тонн;
- по товарно-транспортной накладной от 17.05.2019 в объеме 28,427 тонн.
23 апреля 2019 года из партии, поставленной по товарно-транспортной накладной от 19.04.2019 г., была взята проба, которая по результатам испытаний была признана не соответствующей требованиям контракта от 29.03.2019 г.
15 мая 2019 года из ёмкости, в которую заказчик поместил весь поставленный ООО "СТАНДАРТОИЛ" по контракту от 29.03.2019 г. мазут, была взята проба (акт отбора N 89), которая по результатам испытаний была признана не соответствующей требованиям контракта от 29.03.2019 г.
По результатам проведенных экспертиз, актом от 31.05.2019 г. заказчик отказался принимать поставленный мазут, указал на необходимость замены товара на товар соответствующего качества.
Письмами от 10.06.2019 г., от 20.06.2019 г. поставщик уведомил заказчика о несогласии с результатами экспертизы, просил оплатить поставленный товар
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктами 8.2 и 8.3 контракта от 29.03.2019 г. контракт может быть расторгнут по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексам РФ и в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Поскольку по результатам проведенных экспертиз заказчиком выявлено несоответствие качественных характеристик поставленного товара требованиям контракта от 29.03.2019 г. и поставщик отказался заменить поставленный товар ввиду несогласия с результатами поведенных экспертиз, 27 июня 2019 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.03.2019 г.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.03.2019 г. было направлено поставщику 28 июня 2019 года заказным письмом по адресу, указанному в контракте - Пермский край, г. Чайковский, ул., Вокзальная, 33-26, и по электронной почте - standartoil59@mail.ru.
Однако, в контракте от 29.03.2019 г. указан иной адрес электронной почты поставщика - standartoil59@yandex.ru.
Таким образом, заказчиком не соблюден порядок уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами 11 и 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Представитель ООО "СТАНДАРТОИЛ" пояснил, что поставщик не имел намерения уклоняться от исполнения обязанностей по контракту, был готов заменить ту партию мазута, которая не соответствует условиям контракта, однако не имеет возможности сделать этого, поскольку весь поставленный мазут помещен в одну ёмкость. Кроме того, указывает на нарушение заказчиком правил отбора проб мазута для экспертизы, не согласен с результатами экспертизы, обжалует односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в суде.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Поскольку поставщик не уклонялся от исполнения обязательств по контракту и объективно был лишен возможности заменить партию мазута в случае ее не соответствия условиям контракта, Комиссия, изучив представленные материалы и переписку, не установило оснований для включения сведений об ООО "СТАНДАРТОИЛ", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
не включать сведения об ООО "СТАНДАРТОИЛ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 19 августа 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.08.2019