Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель комиссии:
<...> - заместитель руководителя -начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
Члены Комиссии:
<...> - главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
<...> - ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
рассмотрев материалы по признакам нарушения закона о рекламе, а именно рекламу: "ИП <...>ОГРН 314595833500122. Реклама. Трактора в наличии и под заказ. Продажа. Гарантия. Кредит. 8-9958-237-76-88. 8(34261)3-30-25", рекламораспространитель - Татышлинский информационный центр-филиал ГУП РБ Издательский дом "Республика Башкортостан"(Общественно-политическая газета "Татышлинский вестник" ( 452830, РБ, с.Верхние Татышлы, ул.Ленина, 91),
в отсутствии:
-представителя Татышлинского информационного центра-филиала ГУП РБ Издательский дом "Республика Башкортостан"(Общественно-политическая газета "Татышлинский вестник");
-ИП <...>;
-ИП <...>.
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О рекламе" целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и
услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона "О рекламе" предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 6.1.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение N1 к приказу ФАС России от 23.07.2015 N649/15) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан был проведен анализ размещения рекламы в периодических печатных изданиях Республики Башкортостан. В результате проведенного анализа на предмет соответствия законодательства РФ о рекламе, в общественно-политической газете "Татышлинский вестник" N34 (9533) от 26.04.2019 г., на стр. 7 была выявлена реклама следующего содержания: "ИП <...>ОГРН 314595833500122. Реклама. Трактора в наличии и под заказ. Продажа. Гарантия. Кредит. 8-9958-237-76-88. 8(34261)3-30-25", рекламораспространитель - Татышлинский информационный центр-филиал ГУП РБ Издательский дом "Республика Башкортостан"(Общественно-политическая газета "Татышлинский вестник" ( 452830, РБ, с.Верхние Татышлы, ул.Ленина, 91).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Распространенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространена в газете, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к оказываемым услугам.
Данная реклама имеет признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В указанной рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего услуги кредитования.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 указанного закона несет рекламодатель, рекламораспространитель.
24.06.2019 г. на заседании Комиссии присутствовали временно исполняющий обязанности директора- главный редактор Татышлинского информационного центра-<...>и менеджер по рекламе -<...>.
Представлены письменные пояснения: "_в газете "Татышлинский вестник" от 26.04.2019 г. N34 опубликована реклама, поданная ИП <...>., оплаченная ИП <...> Изначально счет был выписан на ИП <...>., позже попросили переделать счет на оплату на ИП <...> и опубликовать от его имени, что подтверждается перепиской с представителем индивидуального предпринимателя. В итоге деньги поступили от ИП <...> но, т.к. наша централизованная бухгалтерия находится в Янаульском информационном центре, поступление денег на расчетный счет увидели не сразу. Макет был изменен и подготовлен к печати при острой нехватке времени- приближалось время подписания номера в печать. В этих условиях в тексте рекламы я проглядела слово "кредит", приведшее к нарушению федерального закона о рекламе, а именно: не указана кредитная организация, предоставляющая данную услугу.(вх.N 9537 от 24.06.2019 г.). Прилагаются документы: копия договора N54ТИЦ(Г) на размещение рекламы, копия приказа N202-к от 17.06.2019, копия доверенности N53 от 18.06.2019, копия приказа N118-к от 16.04.2019 г., копия паспорта <...>, копия устава редакции газеты "Татышлинский вестник", копия свидетельства о регистрации СМИ, копия положения от 16.04.2015 г., копия устава ГУП РБ ИД "Республика Башкортостан", копия платежного поручения N3 от 24.04.2019 г.,копия карты сведения о предприятий, макет рекламы, копия электронной переписки, газета "Татышлинский вестник" N34(9533) от 26.04.2019 г.(вх.N9537 от 24.06.2019 г.).
Комиссией принято решение: привлечь к участию в деле ИП <...> и ИП <...> в качестве заинтересованных лиц; продлить срок рассмотрения дела; отложить рассмотрение дела на другую дату.
10.07.2019 г. на заседании Комиссии присутствовал временно исполняющий обязанности директора- главный редактор Татышлинского информационного центра-<...> ИП <...> и ИП <...> на рассмотрение дела не явились. Почтовое уведомление о надлежащем извещении ИП <...> поступило с пометкой "Вручено". Почтовое уведомление о надлежащем извещении ИП <...> в Управление не вернулось.
Комиссией принято решение об отложении рассмотрения дела на другую дату.
23.07.2019 г. от и.о.директора (главного редактора)Татышлинского информационного центра-филиала ГУП РБ ИД "Республика Башкортостан"-<...> поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия(вх.N11496 от 23.07.2019 г.). Ходатайство удовлетворено.
24.07.2019 г. от ИП <...> поступили письменные пояснения. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела без его участия(вх.N11524 от 24.07.2019 г.) Ходатайство удовлетворено.
24.07.2019 г. от ИП <...> поступили письменные пояснения: Заявлено ходатайство о рассмотрении дела без его участия.(вх.N11523 от 24.07.2019 г.). Ходатайство удовлетворено.
Комиссией принято решение рассмотрение дела отложить на другую дату.
15.08.2019 г. от ИП<...> поступили письменные пояснения: "_В апреле 2019 года в целях расширения рынка продаж и информирования населения Республики Башкортостан о возможности приобретения минитракторов, было принято решение об опубликовании рекламы в общественно-политической газете "Татышлинский вестник". В адрес редакции указанного периодического печатного издания 16 апреля 2019 года был отправлен макет объявления(рекламы). 18 апреля 2019 года на эл.адрес Татышлинского информационного центра была отправлена карта партнера ИП <...>., с предложением о заключении договора и выставлением счета. О размещении на странице 7 рекламы в газете "Татышлинский вестник" N34(9533) от 26.04.2019 мне стало известно в июне 2019 года после получения предложения заключить договор N54 ТИЦ(Г) на размещение рекламы. Макет рекламного модуля редакцией общественно-политической газете "Татышлинский вестник" со мной не согласовывался, экземпляр газеты с размещенной рекламной информацией в мой адрес не направлялся. Выставленный счет на оплату рекламного места в общественно-политической газете "Татышлинский вестник" мной не оплачивался". Заявлено ходатайство о рассмотрений дела без его участия. Ходатайство удовлетворено. Прилагаются документы: копия паспорта, копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копия выписки из ЕГРИП, копия соглашения NАП59UALGB2 о сотрудничестве с торговой организацией между АО "Альфа-Банк" и ИП <...>, копия соглашения от 06.01.2016г.между ООО "Русфинанс Банк" и ИП <...>, копия уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе(вх.N12879 от 15.08.2019 г.).
15.08.2019 г. от ИП <...> поступили письменные пояснения: "_Договоров с кредитными организациями(банками) по кредитованию физических и юридических лиц не заключал, услуги по кредитованию не предоставляю. Повторно поясняю, что в ареле 2019 года мой представитель-<...> вела переговоры с редакцией общественно-политической газеты "Татышлинский вестник" о размещении рекламы розничной газеты "Татышлинский вестник" о размещении рекламы розничной продажи тракторов. 16 апреля 2019 года в адрес Татышлинского информационного центра отправлена карта партнера для заключения договора.17 апреля 2019 года в мой адрес выставлен счет N69 на сумму 2100 рублей от Янаульского информационного центра-филиал ГУП РБ Издательский дом "Республика Башкортостан". 24 апреля 2019 года платежным поручением N3 указанный счет оплачен. Макет рекламного модуля редакцией общественно-политической газете "Татышлинский вестник" со мной не согласовывался. В июне 2019 года на эл.почту моего представителя <...> направлен скан.образ договора от 16 апреля 2019 года N54 ТИЦ(Г) на размещение рекламы с предложением подписать договор и скрепить печатью. Ввиду моего отсутствия на территорий Чернушинского района в период 15 июня по 30 июня 2019 года договор не подписан. 19 июня 2019 года мне предложено написать заявление на имя и.о. директора(главного редактора) Татышлинского информационного центра-филиал ГУП РБ издательский дом "Республика Башкортостан" <...> о размещении рекламы в газете "Татышлинский вестник" на выход во вторник 26 апреля 2019 года в размере рекламного модуля 5*6(30 кв.см.). о размещении (отсутствия размещения)в газете "Татышлинский вестник" от 26.04..2019 моего рекламного объявления мне неизвестно, экземпляр газеты "Татышлинский вестник" N34(9533) мне не передавался. К размещению на страницах газеты "Татышлинский вестник" рекламного модуля ИП <...>. никакого отношения не имею, осуществляю самостоятельную хозяйственную деятельность".Заявлено ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Ходатайство удовлетворено. Прилагаются документы: копия паспорта <...>, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копия уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе, копия выписки из ЕГРИП, копия уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе(вхN12878 от 15.08.2019 г.)
15.08.2019 г. представитель Татышлинского информационного центра-филиала ГУП РБ ИД "Республика Башкортостан" не явился. Почтовое уведомление о надлежащем извещении в Управление поступило с пометкой "Вручено".
В ходе рассмотрения дела было установлено, что на момент выхода указанной рекламы обязанности директора (главного редактора) Татышлинского ИЦ филиала ГУП РБ Издательский дом РБ исполняла<...>(приказ N 118-к). Рекламный модуль предварительно не был согласован с рекламодателем, изменен и подготовлен к печати сотрудником газеты "Татышлинский вестник".
Анализ материалов дела показал, что реклама: "ИП <...> ОГРН 314595833500122. Реклама. Трактора в наличии и под заказ. Продажа. Гарантия. Кредит. 8-9958-237-76-88. 8(34261)3-30-25", рекламораспространитель - Татышлинский информационный центр-филиал ГУП РБ Издательский дом "Республика Башкортостан"(Общественно-политическая газета "Татышлинский вестник"(452830, РБ, с.Верхние Татышлы, ул.Ленина, 91) нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных ч.1 ст.28 указанного закона, несет рекламодатель и рекламораспространитель.
В указанной рекламе содержатся информация о возможности приобретения товара в кредит, но в ней отсутствует указание имени или наименования лица, предоставляющего кредит.
Согласно письменных пояснений ИП <...> "_В апреле 2019 года в целях расширения рынка продаж и информирования населения Республики Башкортостан о возможности приобретения минитракторов, было принято решение об опубликовании рекламы в общественно-политической газете "Татышлинский вестник". В адрес редакции указанного периодического печатного издания 16 апреля 2019 года был отправлен макет объявления(рекламы). 18 апреля 2019 года на эл.адрес Татышлинского информационного центра была отправлена карта партнера ИП <...>, с предложением о заключении договора и выставлением счета. О размещении на странице 7 рекламы в газете "Татышлинский вестник" N34(9533) от 26.04.2019 мне стало известно в июне 2019 года после получения предложения заключить договор N54 ТИЦ(Г) на размещение рекламы. Макет рекламного модуля редакцией общественно-политической газете "Татышлинский вестник" со мной не согласовывался, экземпляр газеты с размещенной рекламной информацией в мой адрес не направлялся. Выставленный счет на оплату рекламного места в общественно-политической газете "Татышлинский вестник" мной не оплачивался". А также письменных пояснений ИП <...>: "_Договоров с кредитными организациями(банками) по кредитованию физических и юридических лиц не заключал, услуги по кредитованию не предоставляю. Повторно поясняю, что в апреле 2019 года мой представитель-<...> вела переговоры с редакцией общественно-политической газеты "Татышлинский вестник" о размещении рекламы розничной газеты "Татышлинский вестник" о размещении рекламы розничной продажи тракторов. 16 апреля 2019 года в адрес Татышлинского информационного центра отправлена карта партнера для заключения договора.17 апреля 2019 года в мой адрес выставлен счет N69 на сумму 2100 рублей от Янаульского информационного центра-филиал ГУП РБ Издательский дом "Республика Башкортостан". 24 апреля 2019 года платежным поручением N3 указанный счет оплачен. Макет рекламного модуля редакцией общественно-политической газете "Татышлинский вестник" со мной не согласовывался. В июне 2019 года на эл.почту моего представителя <...> направлен скан.образ договора от 16 апреля 2019 года N54 ТИЦ(Г) на размещение рекламы с предложением подписать договор и скрепить печатью. Ввиду моего отсутствия на территорий Чернушинского района в период 15 июня по 30 июня 2019 года договор не подписан. 19 июня 2019 года мне предложено написать заявление на имя и.о. директора(главного редактора) Татышлинского информационного центра-филиал ГУП РБ издательский дом "Республика Башкортостан" <...> о размещении рекламы в газете "Татышлинский вестник" на выход во вторник 26 апреля 2019 года в размере рекламного модуля 5*6(30 кв.см.). о размещении (отсутствия размещения)в газете "Татышлинский вестник" от 26.04..2019 моего рекламного объявления мне неизвестно, экземпляр газеты "Татышлинский вестник" N34(9533) мне не передавался. К размещению на страницах газеты "Татышлинский вестник" рекламного модуля ИП <...> никакого отношения не имею, осуществляю самостоятельную хозяйственную деятельность".
Таким образом, договор на размещение рекламы между ИП <...> и Татышлинским информационным центром не был подписан. Макет, отправленный ИП <...> в адрес Татышлинского информационного центра не согласовывался. О размещении на странице 7 в газете "Татышлинский вестник" N34(9533) от 26.04.2019 г ИП <...> стало известно только в июне 2019 года после получения предложения заключить договор N54 ТИЦ(Г) на размещение рекламы. Оплата не производилась(вх.N12879 от 15.08.2019 г.). Также, исходя из пояснений ИП <...> (вхN12878 от 15.08.2019 г.) договор между ИП <...> и редакцией газеты не был заключен. Счет был оплачен 24.04.2019 г. Макет рекламного модуля между редакцией общественно-политической газеты "Татышлинский вестник" и ИП<...>. не согласовывался.
Комиссией принято решение признать Татышлинский информационный центр-филиал ГУП РБ Издательский дом "Республика Башкортостан"(Общественно-политическая газета "Татышлинский вестник" ( 452830, РБ, с.Верхние Татышлы, ул.Ленина, 91) рекламопроизводителем рекламы, размещенной в общественно-политической газете "Татышлинский вестник" N34 (9533) от 26.04.2019 г., на стр. 7
следующего содержания: "ИП <...> ОГРН 314595833500122. Реклама. Трактора в наличии и под заказ. Продажа. Гарантия. Кредит. 8-9958-237-76-88. 8(34261)3-30-25".
Согласно части 8 статьи 38 Федерального закона "О рекламе", рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:
- адресована неопределенному кругу лиц;
-направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования -формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.
Согласно п.5.5.3 Устава Редакции газеты "Татышлинский вестник"
-Главный редактор несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации законодательными актами Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Согласно п.3.4. Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность Редакции, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о средствах массовой информации и настоящим Уставом.
Комиссией Башкортостанского УФАС России по делу ТО002/05/28-1186/2019 было принято решение: признать Татышлинский информационный центр-филиал ГУП РБ Издательский дом "Республика Башкортостан" (Общественно-политическая газета "Татышлинский вестник") рекламопроизводителем и рекламораспространителем; признать указанную рекламу ненадлежащей; выдать предписание Татышлинскому информационному центру-филиалу ГУП РБ Издательский дом "Республика Башкортостан" (Общественно-политическая газета "Татышлинский вестник"); передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении бывшего директора (главного редактора) Татышлинского ИЦ филиала ГУП РБ Издательский дом РБ <...>.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 15.08.2019 г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать Татышлинский информационный центр-филиал ГУП РБ Издательский дом "Республика Башкортостан"(Общественно-политическая газета "Татышлинский вестник" ( 452830, РБ, с.Верхние Татышлы, ул.Ленина, 91) рекламопроизводителем указанной рекламы.
2.Признать ненадлежащей рекламу: "ИП <...> ОГРН 314595833500122. Реклама. Трактора в наличии и под заказ. Продажа. Гарантия. Кредит. 8-9958-237-76-88. 8(34261)3-30-25", размещенной в общественно-политической газете "Татышлинский вестник" N34 (9533) от 26.04.2019 г., на стр. 7, рекламопроизводитель и рекламораспространитель - Татышлинский информационный центр-филиал ГУП РБ Издательский дом "Республика Башкортостан"(Общественно-политическая газета "Татышлинский вестник" ( 452830, РБ, с.Верхние Татышлы, ул.Ленина, 91), так как она нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона " О рекламе "
3. В соответствии с п.44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать предписание - Татышлинский информационный центр-филиал ГУП РБ Издательский дом "Республика Башкортостан"(Общественно-политическая газета "Татышлинский вестник" (452830, РБ, с.Верхние Татышлы, ул.Ленина, 91) о прекращении нарушения законодательства о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе"
4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения административного дела по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ в отношении бывшего директора (главного редактора) Татышлинского ИЦ филиала ГУП РБ Издательский дом РБ М.Н. <...>
Решение изготовлено в полном объеме 23.08.2019 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
<...>
|
Члены Комиссии |
<...>
|
|
<...>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 15 августа 2019 г. N ТО002/05/28-1186/2019)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.08.2019