Резолютивная часть решения оглашена 19 июля 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено 25 июля 2019 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - врио руководителя Мазаева С.В.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,
ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело N Р-57/18 по признакам нарушения статьи 9 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в декабре 2018 года при входе в магазин "Добро цен" по адресу: г. Тамбов, пр. Монтажников, д. 2 "г" распространялась реклама следующего содержания: "Купи на 3000 р. С 01.11. по 14.12 получи возможность выиграть Приз. Добро Цен". Указанная реклама сопровождалась изображением бытовой техники.
Лицом, в чьих интересах распространяется рассматриваемая реклама, является ООО "ПВ-Центр" (ОГРН 1186234000380 ИНН/КПП 6213013439/621301001, 391112, Рязанская обл., Рыбновский район, г. Рыбное, ул. Большая, д. 2 А, пом. Н-7).
14.12.2018 в отношении ООО "ПВ-Центр" возбуждено дело N Р-57/18 по признакам нарушения статьи 9 Закона о рекламе.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось, ввиду ненадлежащего извещения лица о времени и месте рассмотрения дела, а также необходимости получения дополнительных доказательств.
ООО "ПВ-Центр" письмом от 18.07.2019 (вх. N4693) сообщило, что Обществом не принималось решение о проведении стимулирующего мероприятия в период с 1 ноября по 14 декабря 2018 года. Согласно пояснениям директора магазина "Доброцен" в городе Тамбове <_>, указанная реклама размещена ею по собственной инициативе, изготовлена и размещена собственными силами. Правила проведения акции не разрабатывались.
В соответствии с пояснениями <_> от 16.07.2019 реклама размещалась в ноябре и декабре 2018 года, была разработана и изготовлена по собственной инициативе для увеличения потока покупателей.
Проанализировав материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
Установлено, что с 1 ноября 2018 года при входе в магазин "Добро цен" по адресу: г. Тамбов, пр. Монтажников, д. 2 "г" распространяется реклама следующего содержания: "Купи на 3000 р. С 01.11. по 14.12 получи возможность выиграть Приз. Добро Цен".
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рекламная информация, распространяемая при входе в магазин "Добро Цен", адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к рекламируемому магазину, а также предлагаемым в нем товарам, формирует и поддерживает интерес потребителей к участию в указанной акции, учитывая возможность получения приза, следовательно, является рекламой стимулирующего мероприятия.
В соответствии со статьей 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В соответствии со ст. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 в силу статьи 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны сроки проведения данного мероприятия, а также источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения".
Положения ст. 9 Закона о рекламе в части указания сроков проведения мероприятия носят императивный характер. То есть данная норма права, выражение которой сделано в определенной, категоричной форме не подлежит изменению по инициативе ее адресатов.
С учетом изложенного, конкретные сроки проведения данного мероприятия (пункт 1 статьи 9 Закона о рекламе) подлежат отдельному обязательному указанию в самой рекламе, отсутствие в рекламе части информации, в том числе о сроке проведения мероприятия (акции), приводит к ее искажению и нарушает права и законные интересы потребителей на получение полной информации о рекламируемом объекте, поскольку такие сведения являются для потребителя существенными. Сообщение об источнике получения такой информации (адрес интернет сайта, номер телефона и т.д.), где можно получить исчерпывающие сведения по всем вопросам, включая срок проведения мероприятия, а также указание условий участия не подменяет вышеуказанной обязанности - что следует из содержания статьи 9 Закона о рекламе.
Так, из текста рекламы невозможно установить начало акции, а также источник информации об организаторе мероприятия, следовательно, у потребителя отсутствовала возможность определить срок и правила участия в акции, в течение которого он может получить услугу (участвовать в акции), или предположить наличие у него неограниченного во времени права воспользоваться рекламируемой услугой.
В вышеуказанной рекламе не указаны сроки проведения данного мероприятия, а также источник информации об организаторе, правилах проведения мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, следовательно, рассматриваемая реклама размещается с нарушением требований статьи 9 Закона о рекламе.
Таким образом, сведения до потребителя рекламы доведены не в надлежащей форме и могли привести к утрате важной для потенциального участника стимулирующего мероприятия информации.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Следовательно, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.
ООО "ПВ-Центр" письмом от 18.07.2019 (вх. N4693) сообщило, что Обществом не принималось решение о проведении стимулирующего мероприятия в период с 1 ноября по 14 декабря 2018 года. Согласно пояснениям директора магазина "Доброцен" в городе Тамбове <_>, указанная реклама размещена ею по собственной инициативе, изготовлена и размещена собственными силами без привлечения третьих лиц. Правила проведения акции не разрабатывались. Реклама размещалась в ноябре и декабре 2018 года, была разработана и изготовлена <_> для увеличения потока покупателей.
Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы ООО "ПВ-Центр".
Изучив представленные пояснения, Комиссия не согласна с отсутствием вины юридического лица, поскольку ООО "ПВ-Центр" в своих интересах наделило директора магазина "Доброцен" в городе Тамбове <_> из чего следует, что <_> является должностным лицом Общества, действует в интересах ООО "ПВ-Центр".
Сведения о прекращении нарушения рекламного законодательства в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 37-45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Купи на 3000 р. С 01.11. по 14.12 получи возможность выиграть Приз. Добро Цен", распространяющуюся с 01 ноября 2018 года при входе в магазин "Добро цен" по адресу: г. Тамбов, пр. Монтажников, д. 2 "г", поскольку в ней нарушены требования статьи 9 Закона о рекламе.
Выдать ООО "ПВ-Центр" предписание об устранении нарушения требований рекламного законодательства и представить доказательства устранения нарушения в двухнедельный срок со дня получения предписания.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.В. Мазаева
Члены Комиссии: К.И. Мурзин
А.Н. Мясникова
Исп. Мясникова А.Н., (4752) 72-93-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 19 июля 2019 г. N Р-57/18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.07.2019