Резолютивная часть решения оглашена 10 октября 2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме 15 октября 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 21.03.2016
N 38 в составе:
Председателя Комиссии:
<_>;
Членов Комиссии:
<_>;
<_>;
в присутствии от:
заказчика - государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики "Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики - <_>,
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Европейское инженерное бюро" - <_>,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Европейское инженерное бюро" на действия Заказчика - государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики "Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики при проведении запроса котировок (изв. N 31908319430) на поставку учебно-производственного оборудования для мастерской N2 по компетенции "Сантехника и отопление" для проекта WorldSkills, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 01.10.2019 обратилось общество с ограниченной ответственностью "Европейское инженерное бюро" (далее - ООО "Европейское инженерное бюро") с жалобой на действия Заказчика - государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики "Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики при проведении запроса котировок (изв. N 31908319430) на поставку учебно-производственного оборудования для мастерской N2 по компетенции "Сантехника и отопление" для проекта WorldSkills (далее - Запрос котировок).
Из жалобы следует, что ООО "Европейское инженерное бюро" подало заявку на участие в запросе котировок, при этом после окончания срока подачи заявок Заказчиком внесены изменения в извещение о проведении закупки. Также заявитель указывает, что котировочной комиссией в течение 2 рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок не были рассмотрены заявки участников закупки.
На основании изложенного ООО "Европейское инженерное бюро" просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
В заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право участников закупки на обжалование в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (часть 12 статьи 4 Закона о закупках).
Организация закупочной деятельности заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики "Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Положение о закупке).
Согласно пункту 1.2.11 Положения о закупке запрос котировок - форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
Осуществление закупки товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок регламентировано пунктами 7.1 - 7.18 раздела VII Положения о закупке.
Заказчиком 19.09.2019 в 17 час. 39 мин. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении запроса котировок (изв. N 31908319430) на поставку учебно-производственного оборудования для мастерской N2 по компетенции "Сантехника и отопление" для проекта WorldSkills, с начальной (максимальной) ценой договора 1 260 000, 00 руб.
В извещении о проведении закупки (в редакции от 19.09.2019) установлено, что дата окончания подачи заявок - 26 сентября 2019 г. в 17 часов 00 минут.
При этом Заказчиком 26.09.2019 в 17 час. 02 мин. в извещение о проведении запроса котировок внесены изменения (после окончания срока подачи заявок).
По позиции 1 "Насос циркуляционный Alpha3 25-40 Продукт N 98890810" Технического задания на поставку товара (в редакции от 19.09.2019) установлены следующие требования:
"Регулируемый циркуляционный насос с резьбовым подключением DN25, 180 мм. c функцией передачи данных на мобильные устройства посредством модуля связи ALPHA Reader или bluetooth. Индекс энергоэффективности 0,15, максимальная потребляемая мощность 18 ватт, максимальный напор 40 кПа, с дисплеем отображающим актуальную потребляемую мощность и расход теплоносителя в системе. Чугунные гайки и прокладки вкомплекте. Гарантия 5 лет".
Заказчиком 26.09.2019 были внесены изменения в вышеуказанную позицию Технического задания "Насос циркуляционный Alpha3 25-40 Продукт N 99371970":
"Циркуляционный насос предназначен для обеспечения циркуляции воды в отопительных системах, местных системах горячего водоснабжения, а также системах кондиционирования воздуха и холодного водоснабжения. Насос ALPHA3 предназначен для установки в следующих системах: системы отопления теплый пол, однотрубные системы отопления, двухтрубные системы отопления, системы ГВС из нержавеющей стали , Циркуляционный насос ALPHA 3 оснащен режимом совместимости с ALPHA Reader - эта настройка насоса используется для возможности простой профессиональной балансировки системы отопления. ALPHA Reader считывает данные с насоса посредством светового диода, встроенного в насос, и фотоэлемента, встроенного в ALPHA Reader, информацию ALPHA Reader передает на мобильное устройство.180 мм. Индекс энергоэффективности 0,15, максимальная потребляемая мощность 18 ватт, максимальный напор 40 кПа, с дисплеем отображающим актуальную потребляемую мощность и расход теплоносителя в системе. Чугунные гайки и прокладки вкомплекте. Гарантия 5 лет".
Проанализировав позицию 1 Технического задания, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не внесены существенные изменения в описание требуемого к поставке товара и приведены аналогичные характеристики.
Кроме того, в соответствии с представленным в заседание Комиссии журналом регистрации заявок по запросу котировок изв. N 31908319430 (срок подачи заявок до 17 час. 00 мин. 26.09.2019) на участие в закупке подано 3 заявки.
Следовательно, доводы Заказчика о необходимости внесения изменений в техническое задание в связи с тем, что оборудование, указанное в техническом задании, не производится и его невозможно поставить, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Заказчиком не представлено каких-либо доказательств, указывающих на необходимость внесения изменений в техническое задание после окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом рассмотрения, оценки котировочных заявок и подведения итогов от 03.10.2019 в запросе котировок участвовали ООО "Термостатика", ООО "Акведук", ИП Еллин Николай Иванович.
При этом в заседании Комиссии установлено, что заявка участника закупки N 3 (ООО "Европейское инженерное бюро"), поданная 26.09.2019 в 16 час. 05 мин., не возвращена представившему ее участнику закупки, в силу чего данный участник закупки не был уведомлен о продлении срока подачи заявок. Следовательно, ООО "Европейское инженерное бюро" не предоставлена возможность повторно направить заявку на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 7.7 Положения о закупке поступившие от участников закупки конверты с заявками на участие в запросе котировок регистрируются в журнале регистрации заявок, и им присваивается регистрационный номер. При регистрации заявок в регистрационном журнале фиксируются дата и время поступления заявки. По требованию участника закупки, подавшего конверт с заявкой на участие в запросе котировок, Заказчик выдает расписку в получении конверта с такой заявкой с указанием даты и времени его получения.
Комиссия вскрывает и рассматривает заявки на участие в запросе котировок на предмет соответствия требованиям, установленным в соответствии с извещением о проведении запроса котировок, в срок, не превышающий 2 рабочих дня со дня окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок (пункт 7.9 Положения о закупке).
Пунктом 4.19 Положения о закупке установлено, что в случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного настоящими Правилами для данного способа закупки.
Вместе с тем, изменения в извещение о проведении запроса котировок были внесены после окончания установленного срока окончания подачи заявок.
На основании вышеизложенного Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик после окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок (срок установлен 26.09.2019) в соответствии с пунктом 7. 9 Положения о закупке должен был рассмотреть заявки в срок, не превышающий 2 рабочих дня со дня окончания срока подачи заявок.
Таким образом, внесение изменений в Техническое задание после окончания срока подачи заявок не соответствует требованиям пункта 7.9 Положения о закупке. Следовательно, Заказчиком нарушено требование части 1 статьи 2 Закона о закупках в связи с проведением закупки не в соответствии с требованиями Положения.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В силу вышеизложенного, Комиссия признает жалобу ООО "Европейское инженерное бюро" обоснованной, а в действиях Заказчика, котировочной комиссии признает нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках. Комиссия считает необходимым выдать Заказчику предписание об аннулировании закупки.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Европейское инженерное бюро" на действия Заказчика - государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики "Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики при проведении запроса котировок (изв. N 31908319430) на поставку учебно-производственного оборудования для мастерской N2 по компетенции "Сантехника и отопление" для проекта WorldSkills обоснованной.
Признать в действиях Заказчика - государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики "Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, котировочной комиссии нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать предписание об аннулировании закупки.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Примечание: решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 10 октября 2019 г. N 021/07/3-679/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.10.2019