Я, Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, <_> - [должностное лицо], рассмотрев материалы дела в отношении ООО "УЦ Эверест" (420096, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Маршала Чуйкова, д. 2Д, офис 63; ОГРН 1161690129127; ИНН 1657227458) и ООО "АДВ-Сервис" (196084, г. Санкт-Петербург, ул. Цветочная, 16, лит. П, пом. 4, 6; ИНН 7810704382) по факту распространения рекламы в поисковой системе Google с текстом: "массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани", что имеет признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛ:
В ходе государственного надзора в сфере рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) было обнаружено рекламное объявление в поисковой системе Google с текстом: "массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани", что имеет признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Управлением был отправлен запрос в ООО "УЦ Эверест" с целью получения информации о лице, которое является владельцем сайта https://everest-kursy.ru/kontaktyi, а также с целью получения данных о лице, которое осуществляет деятельность учебного центра "Эверест".
В ответ на указанный запрос в адрес Управления был представлен ответ, согласно которому не установлено лицо, являющийся создателем указанного рекламного объявления, так как рекламную компанию ООО "УЦ Эверест" разрабатывают различные рекламные агентства, в том числе сервис ELAMA.
Лицом осуществляющим деятельность учебного центра "Эверест" является ООО "УЦ Эверест" (420096, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Маршала Чуйкова, д. 2Д, офис 63; ОГРН 1161690129127; ИНН 1657227458).
Согласно открытым данным в сети Интернет, юридическим лицом сервиса ELAMA, является ООО "АДВ-Сервис" (196084, г. Санкт-Петербург, ул. Цветочная, 16, лит. П, пом. 4, 6; ИНН 7810704382).
Вышеуказанная реклама "массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани" может вводить потребителей в заблуждение относительно преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" недобросовестной признается реклама, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
Реклама с текстом: реклама "массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани" имеет признаки нарушения закона "О рекламе" в части содержания некорректного сравнения с аналогичными услугами иных хозяйствующих субъектов и (или) индивидуальных предпринимателей путем использования обозначений "лучшая", "самая лучшая" без указания конкретных характеристик и (или) параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, а также без указания ссылок на анализы и исследования, подтверждающие превосходство данного товара (услуги) перед другими субъектами, осуществляющие аналогичную деятельность.
Реклама "массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани" имеет признаки нарушения закона "О рекламе" в части содержания некорректного сравнения с аналогичными услугами иных хозяйствующих субъектов и (или) индивидуальных предпринимателей путем использования обозначений "N1" без указания конкретных характеристик и (или) параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, а также без указания ссылок на анализы и исследования, подтверждающие превосходство данного места оказания услуг перед другими субъектами, осуществляющие аналогичную деятельность.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с письмом ФАС России от 30.09.2011 г. NАК/37027, к некорректному сравнению относятся случаи, когда делается вывод о превосходстве одного товара над другим, однако конкретные характеристики сравниваемых товаров не указываются. При этом в рекламе может приводиться, как сравнение рекламируемого товара с конкретным другим товаром, так и сравнение рекламируемого товара со всеми иными товарами путем использования "самый лучший", "N1". В отсутствии указания критерия такого сравнения создается впечатление, что рекламируемая услуга обладает заявленным преимуществом по всем критериям. Однако, данный вывод достоверен только в отношении одного или нескольких критериев, но не всех. Отсутствие в рассматриваемой рекламе существенной информации о том, что услуга является лучшей на территории, а именно, в России, искажает смысл рекламы и вводит в заблуждение потенциальных клиентов. Таким образом, для того, чтобы использовать в рекламе конструкции "лучший", "первый", "номер один" и т.д. необходимо привести конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Учитывая вышесказанное, рассматриваемая реклама содержит признаки недостоверности, а именно не даёт точной информации о преимуществах (цена) рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возбудить производство по делу N016/05/5-1691/2019 по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Закона "О рекламе".
Назначить дело N016/05/5-1691/2019 к рассмотрению на 30 октября 2019 года в 11 ч. 00 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.
Признать лицами, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО "УЦ Эверест" (420096, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Маршала Чуйкова, д. 2Д, офис 63; ОГРН 1161690129127; ИНН 1657227458) и ООО "АДВ-Сервис" (196084, г. Санкт-Петербург, ул. Цветочная, 16, лит. П, пом. 4, 6; ИНН 7810704382).
4. ООО "УЦ Эверест" в срок до 28 октября 2019 года (включительно) представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (на электронную почту <_> с дублированием <_>) согласно следующему перечню:
- свидетельство о государственной регистрации;
документы, подтверждающие личность (паспорт) представителя, с приложением доверенности на представление интересов Общества;
информация о видах деятельности осуществляемых ООО "УЦ Эверест" в 2017, в 2018, в 2019 г., с указанием объемов осуществляемых услуг, реализованных товаров, выполненных работ, в стоимостном (руб.) и натуральном выражении (шт. объем и т.п.), информацию о местах осуществления каждого вида деятельности (адреса осуществления деятельности) с приложением подтверждающих документов;
договоры на изготовление и распространение рекламы с текстом: "массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани";
информация об изготовителе вышеуказанной рекламы;
копии договоров между ООО "УЦ Эверест" и ООО "АДВ-Сервис" (сервис ELAMA);
копии договоров между ООО "УЦ Эверест" и ООО "Инновации и бизнес"
сведения о лице, утвердившем указанную рекламу, письменные пояснения данного лица;
В случае если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.
При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.
5. ООО "АДВ-Сервис" в срок до 28 октября 2019 года (включительно) представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (на электронную почту <_> с дублированием <_>) согласно следующему перечню:
- свидетельство о государственной регистрации;
документы, подтверждающие личность (паспорт) представителя, с приложением доверенности на представление интересов Общества;
информация о видах деятельности осуществляемых ООО "АДВ-Сервис" в 2017, в 2018, в 2019 г., с указанием объемов осуществляемых услуг, реализованных товаров, выполненных работ, в стоимостном (руб.) и натуральном выражении (шт. объем и т.п.), информацию о местах осуществления каждого вида деятельности (адреса осуществления деятельности) с приложением подтверждающих документов;
договоры на изготовление и распространение рекламы с текстом: "массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани";
информация об изготовителе вышеуказанной рекламы;
копии договоров с ООО "УЦ Эверест";
сведения о лице, утвердившем указанную рекламу, письменные пояснения данного лица;
В случае если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.
При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.
Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
6. Явка лиц в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
<_> [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 11 октября 2019 г. N 016/05/5-1691/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.10.2019