Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "Экспресс" на действия департамента города Москвы по конкурентной политике (Тендерный комитет) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды на объект нежилого фонда, находящийся в собственности города Москвы (Извещение N 050719/0336103/01), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА
В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Организатора торгов выразилось в неправомерном отклонении его заявки от участия в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия установила, что указанный Аукцион проводится
в соответствии с Федеральными законами от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Гражданским кодексом Российской Федерации, приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Приказ ФАС), Едиными требованиями к проведению торгов по продаже имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве, торгов на право заключения договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 28.06.2016 N 371-ПП (далее - Единые требования), и распоряжениями Департамента городского имущества города Москвы от 20.05.2019 N 18658 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды на объект нежилого фонда, находящийся в собственности города Москвы, по адресу: г. Москва, ул. Текстильщиков 7-Я, д. 7, корп. 2".
Как следует из материалов дела, 05.07.2019 электронной торговой площадке http://utp.sberbank-ast.ru сети Интернет было опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды на объект нежилого фонда, находящийся в собственности города Москвы по адресу: г. Москва, ул. Текстильщиков 7-Я, д. 7, корп. 2.
Согласно протоколу от 22.08.2019 об определении Участников по лоту N 1, заявка заявителя (Номер заявки 5246) была не допущена к участию в аукционе на основании п.п.5) п.24 Приложения 1 к приказу ФАС России от 10.02.2010 N 67), что выразилось в непредставлении выписки о принадлежности общества к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1.16 документации Аукцион проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства, или организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Также документацией определено, что основанием для отклонения заявки участника закупки является подача заявки на участие в аукционе заявителем, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства, либо организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно подпункту 5 пункта 24 Правил N 67 заявитель не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае подачи заявки на участие в аукционе заявителем, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства или организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, либо не соответствующим требованиям, установленным части 3, 5 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ, в случае проведения конкурса или аукциона, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ.
Пункт 114 Правил N 67 определяет, что документация об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать требования к участникам аукциона, установленные пунктом 18 Правил N 67 (подпункт 6). Требования к субъектному составу торгов должны быть указаны в извещении о проведении торгов (документации о торгах) (подпункт 9 пункта 105 Правил N 67).
Согласно п. 122 Правил не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 121 настоящих Правил. При этом названным пунктом правил не определено, что заявку участника торгов в обязательном порядке должна содержать непосредственно выписку из реестра, подтверждающего принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 24 настоящих Правил, не допускается (п. 25 Правил).
В случае подачи заявки на участие в таких торгах лицом, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства, организатор торгов имеет законные основания отказать такому лицу в допуске к участию в торгах (подпункт 5 пункта 24 Правил N 67).
Таким образом, ни документацией, ни Правилами не определено, что принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства должна быть подтверждена исключительно выпиской даже для вновь созданных юридических лиц.
Свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства заявитель (претендент) подтвердил предоставлением в составе своей заявки декларацией. Также в составе заявки общество предоставило документ (Лист записи ЕГРЮЛ от 02.08.2019 выданный Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве), подтверждающий дату регистрации организации и внесение в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица от "02" августа 2019 года.
Согласно ч. 4 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии предпринимательства) внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 упомянутой статьи закона.
Непосредственный порядок внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующий реестр определен ч. 5 ст. 4.1 209-ФЗ.
При этом, непосредственный порядок внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующий реестр определен ч. 5 названной статьи закона.
Так, в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона о развитии предпринимательства сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 4 названного закона, вносятся в единый реестр ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в ч. 4 указанной статьи закона сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Таким образом, сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в соответствующий реестр один раз в год, а именно 10 августа.
Таким образом, законодательно установленная категория субъекта малого и среднего предпринимательства о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях устанавливается уполномоченным на то органом государственной власти на основании имеющихся в его распоряжении документов в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя, а также исходя из сведений из единого государственного реестра юридических лиц, единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Кроме этого, основной признак субъекта малого предпринимательства в контексте п.п.5 п.24 Приложения 1 к приказу ФАС России от 10.02.2010 N 67 заключается не в наличии сведений об этом субъекте в соответствующем реестре, а именно его соответствие предъявляемым упомянутой нормой права требованиям.
При таких обстоятельствах Управление усматривает в рассматриваемом случае возможность применения по аналогии положения постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1352), предусматривающего возможность подачи потенциальным участником торгов декларацию о своей принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства для вновь созданных юридических лиц.
Таким образом, декларированию подлежат только вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и юридические лица, не состоящие в реестре СМП. Организации и Индивидуальные предприниматели, которые уже внесены в реестр СМП, декларированию не подлежат по причине того, что требуемая информация о их деятельности имеется в открытом доступе.
Применительно к рассматриваемым обстоятельствам, Комиссией Управление установлено, что заявитель является вновь созданным юридическим лицом, соответственно правоспособность такого лица по участию в конкурентных процедурах не должна ограничиваться административными барьерами по включению соответствующих сведений в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в сроки, отведенные законодательством, учитывая, что заявительный порядок по включению сведений в реестр не предусмотрен.
В связи с чем Комиссия Управления пришла к выводу о небоснованности действий организатора торгов по отклонению заявки заявителя от участия в торгах.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Экспресс" на действия Департамента города Москвы по конкурентной политике по конкурентной политике при проведении торгов обоснованной.
Установить в действиях организатора торгов нарушение подпункта 5 пункта 24 Правил.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 сентября 2019 г. N 077/07/00-8895/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.10.2019