Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Кузина А.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;
рассмотрев жалобу СПАО "РЕСО-Гарантия" на действия заказчика Общества с ограниченной ответственностью "ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ" при проведении запроса предложений на право заключения договора добровольного медицинского страхования (организация и финансирование медицинской помощи застрахованным, предусмотренной Программой добровольного медицинского страхования, за обусловленную договором плату) в 2020-2024 г.г. (N извещения 31908312687 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru),
в отсутствие: заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по существу;
в отсутствие: заказчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по существу;
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России области поступила жалоба СПАО "РЕСО-Гарантия" (вх. N 10971э от 04.10.2019 г.) на действия заказчика Общества с ограниченной ответственностью "ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ" при проведении запроса предложений на право заключения договора добровольного медицинского страхования (организация и финансирование медицинской помощи застрахованным, предусмотренной Программой добровольного медицинского страхования, за обусловленную договором плату) в 2020-2024 г.г. (N извещения 31908312687 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru).
Заявитель сообщает следующее.
В документации определены следующие критерии оценки заявок, их содержание и установленное максимальное (предельное) количество баллов (всего 100 баллов на все критерии):
N п/п |
Показатель оценки критерия |
Порядок определения значимости показателя |
||||||||
|
Показатель убыточности, %
|
Оценивается по данным Формы 2"Отчёт о финансовых результатах страховой организации" (код формы по ОКУД: 0420126) за 2018 года. Расчет показателя производится по формуле: = Ф. ОКУД: 0420126 стр. 9*-1Ф. ОКУД: 0420126 стр.8*100 Баллы по показателю присваиваются в следующем порядке:
Сведения подтверждаются копией Формы 2 "Отчёт о финансовых результатах страховой организации" (код формы по ОКУД: 0420126) за 2018 года. |
||||||||
|
Рентабельность собственного капитала,%
|
Оценивается по данным Формы 1 "Бухгалтерский баланс страховой организации" (код формы по ОКУД: 0420125) за 2018 года и Формы 2 "Отчёт о финансовых результатах страховой организации" (код формы по ОКУД: 0420126) за 2018 г. Расчет показателя производится по формуле: = Ф. ОКУД: 0420126 стр. 33/(Ф. ОКУД: 0420125 стр.51)*100 Баллы по показателю присваиваются в следующем порядке:
Сведения подтверждаются копией Формы 1 "Бухгалтерский баланс страховой организации" (код формы по ОКУД: 0420125) за 2018 года и копией Формы 2 "Отчёт о финансовых результатах страховой организации" (код формы по ОКУД: 0420126) за 2018 г. |
||||||||
|
Наличие отказов по ДМС, ед. |
Оценивается по данным Формы ОКУД 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" за 2018 года, Раздел 1 стр. 126, гр. 8. Баллы по показателю присваиваются в следующем порядке:
Сведения подтверждаются копией Раздела 1 Формы ОКУД: 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" за 2018 года. Предоставление формы полностью не требуется. |
Ценовой критерий документацией не предусмотрен.Таким образом, определяющим является сумма баллов по неценовым критериям.
Оценка и сопоставление заявок осуществляется комиссией исходя из содержания и значимости вышеперечисленных критериев. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора в заявке на участие в конкурсе и которому присвоен первый номер.
Как показывает информация по неценовым критериям, каждый показатель оценки основан на публичной информации - отчетности страховщиков, размещенной на сайте Банка России.
http://www.cbr.ru/finmarket/account/account_repor_insure/information _ssd/report_individual_ssd/report_individual_ins/?UniDbQuery.Posted=True& UniDbQuery.DtType=1&UniDbQuery.ToYear=2018
Анализ данных показывает, что в данной закупке безальтернативно выигрывает ООО "СК "Согласие". Остальные потенциальные участники закупки не могут претендовать на победу даже с ценой в 0 рублей.
При таких обстоятельствах Заказчиком неправомерно установлен порядок оценки заявок по нестоимостным критериям, поскольку сведения каждого страховщика по ключевым показателям вышеуказанных критериев являются публичными и общедоступными, и сумма баллов по показателям заранее известна, как и победитель закупки - ООО "СК "Согласие".
Установленный порядок оценки является формальным соблюдением требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Положения о закупке Заказчика в части необходимости установления показателей в рамках нестоимостных критериев, однако фактически не обеспечивает условия конкурентной борьбы ввиду очевидного факта возможности Заказчика достоверно определить присуждаемое количество баллов по оспариваемым показателям для каждого участника закупки без необходимости рассмотрения и оценки непосредственно документов в составе заявок.
ООО "СК "Согласие" является текущим страховщиком данных рисков.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 10 статьи 3 Закона 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
При таких обстоятельствах и с учетом значимости неценовых показателей в 100 баллов из 100, по которым только ООО "СК "Согласие" может набрать максимальный балл, в действиях Заказчика имеется нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Жалоба СПАО "РЕСО-Гарантия" подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.
Общество с ограниченной ответственностью "ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ" представило следующие возражения на жалобу.
ООО "Горэлектросеть" на 2019 год запланировало проведение закупки услуг по добровольному медицинскому страхованию сотрудников. Приказ о проведении закупки и создании закупочной комиссии был издан 17.09.2019 г. Документация о проведении закупки была сформирована с целью выбора страховой организации, отвечающей требованиям по стабильности финансового состояния, и иным требованиям, существенным для страхователя. Нарушений каких- либо требований нормативных правовых актов данная документация не содержит.
Вместе с тем, в установленный документацией о проведении закупки срок (до 12 часов 00 минут местного времени 27 сентября 2019 года) заявок на участие в запросе предложений подано не было. Соответственно, закупка должна быть признана несостоявшейся. Общество разместило в ЕИС соответствующий протокол 07.04.2019 года в 15 часов 13 минут местного времени (распечатка из ЕИС прилагается). В связи с получением извещения УФАС по Новосибирской области, которым в соответствии с ч. 18 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Управление потребовало от Общества приостановить закупку, однако к моменту его получения по электронной почте 08.04.2019 года в 10 часов 00 минут местного времени закупка уже была признана несостоявшейся с размещением протокола об этом.
Заказчик о обращает внимание Управления, что СПАО "РЕСО-Гарантия" не обращалось с заявкой для участия в закупке в форме запроса предложений N 31908312687 (39).
В связи с указанными выше обстоятельствами, а также в связи с фактическим статусом закупки как несостоявшейся, полагаем, что интересы СПАО "РЕСО-Гарантия" не только не нарушены, но и не могли быть нарушены.
Следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции "Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган
- лицами, подавшими заявки на участие в торгах,
- а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов;
- акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель)".
Соответственно, в рамках данной процедуры (в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции) в антимонопольный орган действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут обжаловаться лицами, не подававшими заявки на участие в торгах, но "права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов" исключительно по следующим основаниям: "если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах". Только такие лица относятся в рамках данной статьи к "заявителям".
В настоящем случае СПАО "РЕСО-Гарантия", не будучи лицом, подавшим заявку на участие в торгах, и направив жалобу не в связи с "нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах", не имело права на такое обжалование, и не имеет статуса "заявителя", а его обращение не может являться "жалобой" в том смысле, который установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Такое обращение не подлежит рассмотрению по существу (остается без рассмотрения), и в любом случае оно не может быть удовлетворено.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
Заказчик ООО "ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении закупки право заключения договора добровольного медицинского страхования (организация и финансирование медицинской помощи застрахованным, предусмотренной Программой добровольного медицинского страхования, за обусловленную договором плату) в 2020-2024 г.г. (N извещения 31908312687).
Начальная (максимальная) цена договора - 25 000 000,00 руб.
Запрос предложений проводится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223 - ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
ООО "ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ" осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и в соответствии с Положением о закупках ООО "ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ", утвержденным протоколом общего собрания участников ООО "ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ" N 25 от "28" декабря 2018 г (далее - Положение).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона является, в частности, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пп. 4.4.12. п. 4.4 Положения, документация процедуры закупки должна содержать: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с п. 3 Документации о закупке в форме запроса предложений N40, утвержденной генеральным директором ООО "УК "НовокузнецкЭнерго" на основании устава и договора о передаче полномочий единоличного исполнительно органа И.Ю. Карташевым (далее - Документация о закупке), установлены критерии оценки заявок на участие в запросе предложений (показатель убыточности; рентабельность собственного капитала; наличие отказов по ДМС) и их значимость.
Оценка и сопоставление заявок осуществляется комиссией исходя из содержания и значимости вышеперечисленных критериев.
На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, как это зафиксировано в "Журнале регистрации поступления заявок на участие в конкурсе".
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора в заявке на участие в конкурсе и которому присвоен первый номер.
Согласно п. 10 Документации о закупке, оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений, участников допущенных к проведению запроса предложений, осуществляется закупочной комиссией по лучшей совокупности условий исполнения договора в соответствии с критериями, установленными в настоящей документации.
Таким образом, критерии оценки заявок, на которые указывает заявитель, не являются основанием для отклонения заявок, позволяют заказчику торгов оценить заявки и определить заявку, содержащую наилучшие условия.
Учитывая, что Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не содержит перечня критериев, которые должны применяться при оценке заявок, Комиссией Новосибирского УФАС России не усматривается в действиях Заказчика нарушения действующего законодательства Российской Федерации при установлении данных критериев оценки.
Довод Заказчика об отсутствии у заявителя права на подачу жалобы в антимонопольный орган не принимаются по следующим основаниям.
Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующем случае: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Нарушений порядка организации и проведения запроса предложений в действиях Заказчика не установлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу СПАО "РЕСО-Гарантия" на действия заказчика Общества с ограниченной ответственностью "ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ" при проведении запроса предложений на право заключения договора добровольного медицинского страхования (организация и финансирование медицинской помощи застрахованным, предусмотренной Программой добровольного медицинского страхования, за обусловленную договором плату) в 2020-2024 г.г. (N извещения 31908312687 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 14 октября 2019 г. N 054/01/18.1-1961/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.10.2019