по результатам рассмотрения жалобы ООО "Офисная техника" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
02.10.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - <...>
членов Комиссии:
<...>
при участии представителей:
<...>
представители ООО "Офисная техника" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Офисная техника" от 27.09.2019 N 38 (вх. от 27.09.2019 N 170370-ЭП/19) на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства N 4904/ОАЭ-РЖДС/19 на право заключения договора на поставку продукции бумажной для обеспечения предприятий полигона Московской ж.д. и ДЗО (извещение N 31908189435), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Офисная техника" (далее - Заявитель) от 27.09.2019 N 38 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства N 4904/ОАЭ-РЖДС/19 на право заключения договора на поставку продукции бумажной для обеспечения предприятий полигона Московской ж.д. и ДЗО (извещение N 31908189435) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 28.06.2018 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Аукциона, документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 12.08.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - 110 437 784,09 рубля;
Дата окончания подачи заявок - 28.08.2019;
Дата рассмотрения первых частей заявок - 02.09.2019;
Дата проведения торгов - 18.09.2019;
Дата рассмотрения вторых частей заявок - 25.09.2019;
Дата подведения итогов - 25.09.2019;
На участие в Аукционе подано 5 заявок, допущены к участию в Аукционе 3 заявки.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Согласно пункту 3.7.25 Документации техническое предложение участника Аукциона, представляемое в составе заявки, должно соответствовать требованиям технического задания, являющегося приложением N 1.3 к Документации (далее - Техническое задание).
При этом в соответствии с пунктом 3.17.1 Документации в составе первой части аукционной заявки участник должен представить техническое предложение, подготовленное по Форме технического предложения участника, представленной в приложении N 1.3 к Документации. В техническом предложении участника должны быть изложены характеристики товаров, работ, услуг, соответствующие требованиям технического задания, являющегося приложением N 1.1 к Документации. Техническое предложение предоставляется в электронной форме.
В соответствии с формой технического предложения участникам Аукциона необходимо представить сведения о производителе товара с указанием ИНН такой организации.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 17.09.2019 N 4904/ОАЭ-РЖДС/19/1 Заявителю (участник N 4) отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 3.7.3.1 Документации в связи с предоставлением информации не соответствующей действительности.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что Заявителем в техническом предложении по позициям NN 14, 15, 16 Технического задания указан производитель продукции по предмету Аукциона ООО "НБК" (ИНН: 7704244775), при этом в соответствии с выпиской ЕГРЮЛ, а также по результатам телефонных разговоров с представителями ООО "НБК", указанная организация не осуществляет производство бумажной продукции и не обладает соответствующим кодом ОКПД.
Вместе с тем, осуществление организацией, продукцию которой участник Аукциона предлагает к поставке по результатам проведения Аукциона, видов деятельности, отличных от вида деятельности в соответствии с предметом закупки, не может являться подтверждением невозможности надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Аукциона, поскольку соответствующие коды ОКВЭД могут быть получены производителем (исполнителем) после подведения итогов закупки или заключения договора с победителем Аукциона.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о наличии недостоверных сведений в составе заявки Заявителя.
Таким образом, изучив требования Документации, материалы, представленные представителем Заказчика, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о правомерности принятого Заказчиком решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе на основании предоставления недостоверных сведений в составе заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки Заявителя, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Офисная техника" (ИНН: 6229036015, ОГРН: 1046206000576) от 27.09.2019 N 38 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства N 4904/ОАЭ-РЖДС/19 на право заключения договора на поставку продукции бумажной для обеспечения предприятий полигона Московской ж.д. и ДЗО (извещение N 31908189435) обоснованной.
Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать ОАО "РЖД" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 02.10.2019 N 223-ФЗ-944/19.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 02.10.2019 N 223-ФЗ-944/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 октября 2019 г. N 223-ФЗ-944/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.10.2019