Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Б <_> - Врио заместителя руководителя управления;
членов Комиссии:
К<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Т<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Альянс Трейд", не явились, уведомлены;
от уполномоченного учреждения - Краевого государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Алтайского края", Г<_>;
от заказчика - Министерства образования и науки Алтайского края, К<_>, Р<_>, М<_>,
рассмотрев жалобу ООО "Альянс Трейд" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0817200000319010658 "Поставка компьютерного оборудования для общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятия, направленного на поддержку образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в 2019 году" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Альянс Трейд" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0817200000319010658 "Поставка компьютерного оборудования для общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятия, направленного на поддержку образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в 2019 году".
Заявитель указывает, что заказчиком неправомерно было включено в состав закупки программное обеспечение Microsoft Office Standard, которое не может быть поставлено всеми заинтересованными участниками рынка, т.к с 1 июля 2019 года компания Microsoft изменила правила лицензирования для некоторых видов продуктов. Программное обеспечение Microsoft Office Standard было включено в программу Open Value. Продавать продукты, входящие в программу Open Value, могут только аккредитованные Microsoft компании-партнёры, список которых представлен на сайте Microsoft https://partner.microsoft.com/ru-ru/solutions/open-value. Включение в состав закупки программного обеспечения Microsoft Office Standard, доступного для поставки ограниченному кругу компаний, создает препятствие для участия в электронном аукционе организаций, заинтересованных в поставке компьютерного оборудования.
На основании изложенного заявитель просит признать действия заказчика неправомерными, выдать предписание об устранении нарушений.
Представитель уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласилась. Представители заказчика, пояснили, что программное обеспечение для техники закупается в составе лота, как предустановленное на оборудование. Без необходимой компьютерной техники операционные системы и офисные приложения использовать невозможно. Также как и сами компьютеры без предустановленного программного обеспечения не используются. Одна из функций, которая осуществляется образовательными организациями - работа с документами в формате docm, xlsm. Данные форматы содержат макросы (программный код) на языке VisualBasic. Технология разработана и внедрена корпорацией Microsoft для своих офисных программных продуктов. Полноценная поддержка и корректная работа с документами в рамках взаимодействия образовательных учреждений возможна только в программном обеспечении Microsoft Office Standart. Таким образом, существует технологическая и функциональная связь компьютерного оборудования и программного обеспечения, что подтверждается пунктом 3 Обзора Президиума Верховного Суда России от 28 июня 2017 г. "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
К тому же при составлении технического задания и формировании лота заказчик руководствовался обязательными правилами нормирования в сфере закупок, установленные приказом Минобрнауки Алтайского края от 30.03.2018 N521 "Об утверждении требований к отдельным видам товарам, работам, услугам, закупаемым Министерством образования и науки Алтайского края и подведомственными ему казенными и бюджетными учреждениями" (далее - Приказ N521).
Заслушав пояснения представителей, участвующих в деле, а также изучив представленные документы, в рамках внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
16.09.2019 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000319010658 "Поставка компьютерного оборудования для общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятия, направленного на поддержку образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в 2019 году".
Согласно описанию объекта закупки к поставке требуются персональные компьютеры, ноутбуки, их части и принадлежности с предустановленным пакетом офисных приложений Microsoft Office Standard. При этом заказчиком приводится сноска, согласно которой заказчику необходимо обеспечить взаимодействие закупаемого программного обеспечения с программным обеспечением, используемым заказчиком.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о контрактной системе под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).
В силу части 2 статьи 19 Закона о контрактной системе для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 3, 4, 5 статьи 19 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (далее - правила нормирования).
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.
Согласно Ведомственному перечню товаров, работ, услуг, утвержденному приказом Министерства образования и науки Алтайского края от 30.03.2018 г. N 521 "Об утверждении требований к отдельным видам товарам, работам, услугам, закупаемым Министерством образования и науки Алтайского края и подведомственными ему казенными и бюджетными учреждениями", действовавшим на момент размещения извещения о проведении закупки, установлено требование к компьютерному оборудованию о наличии предустановленного программного обеспечения ( п. 1.1, 2.1 Перечня).
Согласно п. 3 Обзора Президиума Верховного Суда России от 28 июня 2017 г. "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг: компьютеры и программное обеспечение, без которого начало использования компьютерной техники невозможно. Такое объединение соответствует требованиям статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На сайте https://partner.microsoft.com/ru-ru/solutions/open-value приведен список 60 авторизованных торговых посредников, уполномоченных работать по программе Open Value, в том числе находящихся в Сибирском федеральном округе. Таким образом, заявитель вправе пройти аккредитацию у производителя по данной программе или приобрести программное обеспечение у авторизованных торговых посредников. Доказательств невозможности приобрести программное обеспечение у авторизованных торговых посредников заявителем представлено не было.
К тому же согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 26.09.2019 г. на участие в электронном аукционе было подано 4 заявки, из которых 3 заявки было допущено.
Таким образом, признаков ограничения круга участников закупки объединением в один лот компьютерного оборудования и программного обеспечения не усматривается.
Руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
признать жалобу ООО "Альянс Трейд" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 27 сентября 2019 г. N 022/06/33-773/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.09.2019