Дата изготовления решения в полном объеме:
"3" сентября 2019 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя управления;
Члены комиссии:
Вехкалахти В.С., специалист 1 разряда финансово-административного отдела;
Эдилян Б.Х., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
в присутствии представителя ООО "НПП "МОНОТЕСТ" - ... (по доверенности), представителей АО "ОДК-Пермские моторы" - ..., ...,
рассмотрев жалобу ООО "НПП "МОНОТЕСТ" (ИНН: 7734350675) (вх. N 012133) (далее - заявитель) на действия АО "ОДК-Пермские моторы" (ИНН: 5904007312), при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на поставку видеоэндоскопов с зондом наружным диаметром 4 мм, длиной 2 м с комплектом сменных оптических адаптеров (извещение N 31908149476, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
14.08.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, а также дополнения к жалобе от 20.08.2019 г. и 28.08.2019 г. доводы которых указывают на нарушение принципов закупки товаров, работ, услуг в части установления в техническом задании документации характеристик оборудования, принадлежащих конкретному производителю без указания наименования производителя.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения, указывает на отсутствие каких-либо нарушений Закона о закупках и Положения о закупках при проведении рассматриваемого конкурса, просит признать жалобу необоснованной.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемого конкурса, Заказчик руководствовался Положением о закупке Государственной корпорации "Ростех" (далее - Положение) и Документацией о закупке по запросу предложений в электронной форме на поставку видеоэндоскопов с зондом наружным диаметром 4 мм, длиной 2 м с комплектом сменных оптических адаптеров (далее - Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 30.07.2019 г., дата начала подачи заявок - 31.07.2019 г., дата окончания подачи заявок - 12.08.2019 г., дата подведения итогов закупки - 29.08.2019 г.
Согласно пп.2 ч. 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с ч. 6.1 указанной статьи, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно п. 11 Информационной карты Документации, требования к продукции, в том числе к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, приведены в разделе 9 Документации.
В соответствии с Разделом 9 Документации, технические требования к продукции (предмету закупки) представлены в виде отдельного файла в составе Приложения N2 к документации о закупке (файл под названием "Технические характеристики товара").
Комиссия Пермского УФАС проанализировала характеристики промышленного видеоэндоскопа OLYMPUS IPLEX GX/GT и требования документации о технических характеристиках товара и пришла к выводу об их идентичности.
Во время первого заседания по рассмотрению жалобы, представители ответчика отрицали необходимость поставки видеоэндоскопа фирмы OLYMPUS, что подтверждается протоколом рассмотрения жалобы от 21.08.2019 г.
На повторном заседании, а также в тексте возражения от 29.08.2019 г. представители ответчика указали на то, что установление технических характеристик продукции регламентируется Конструкторской документацией.
Модель и разработчик видеоэндоскопа включен в конструкторскую документацию ОАО "Авиадвигатель" на двигатель ПД-14 "Средства наземного контроля для обслуживания двигателя" Перечень 100-00-800 ПЧ101" (далее - Перечень). При описании характеристик в Техническом задании не были указаны модель и изготовитель, а указаны конкретные характеристики.
Указанный Перечень подготовлен в соответствии с формой, установленной ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам.
В соответствии с ГОСТ 2.102-2013 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов. Перечень относится к конструкторской документации и является эксплуатационным документом.
Согласно п. 1 ОСТ 1 000113-74 "Порядок составления, согласования и изменения перечня наземных средств контроля" (далее - ОСТ 1 000113-74) в Перечень наземных средств контроля вносятся автоматизированные средства контроля, контрольно- проверочная аппаратура и пр.
Указанный Перечень утвержден предприятием - разработчиком двигателя на основании п. 8 ОСТ 1 000113-74.
На повторном заседании по рассмотрению жалобы представители ответчика указали на то, что не отрицают, что технические характеристики видеоэндоскопа только фирмы OLYMPUS полностью совпадают с характеристиками продукции, необходимой для поставки по спорной закупке, что подтверждается протоколом рассмотрения жалобы от 29.08.2019 г.
Таким образом, в тексте документации установлены технические характеристики объекта закупки под которые подходит только один товар одного производителя, а равно отсутствует обоснование необходимости поставки такого товара, а также не предусмотрена поставка эквивалентного товара.
На основании изложенного, действия (бездействие) заказчика нарушают положения пп.2 ч. 1 статьи 3 Закона о закупках, в связи с чем Комиссией Пермского УФАС доводы жалобы признаются обоснованными.
Помимо этого, Комиссией Пермского УФАС принято решение о выдаче обязательного для исполнения предписания, предусмотренного пп. а ч. 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "НПП "МОНОТЕСТ" (ИНН: 7734350675) (вх. N 012133) (далее - заявитель) на действия АО "ОДК-Пермские моторы" (ИНН: 5904007312), при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на поставку видеоэндоскопов с зондом наружным диаметром 4 мм, длиной 2 м с комплектом сменных оптических адаптеров (извещение N 31908149476, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка), обоснованной.
Признать в действиях АО "ОДК-Пермские моторы" нарушение п. 1 ч. 1, п. 3 ч. 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать АО "ОДК-Пермские моторы" обязательное для исполнения предписание, предусмотренное пп. а ч. 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Зам. Председателя Комиссии Н.А. Хаснуллин
Члены Комиссии В.С. Вехкалахти
Б.Х. Эдилян
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 августа 2019 г. N 059/07/3-827/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.09.2019