Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского У ФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Белова А.Н., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Члены комиссии:
Эдилян Б.Х., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов; Вехкалахти В.С., специалист 1 разряда финансово-административного отдела, в отсутствии сторон, надлежащим образом уведомленных, после перерыва,
рассмотрев жалобу ИП Спирина В.П. (ИНН: 590401368314) (вх. N 010613) (далее - заявитель) на действия МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад N 252" (ИНН: 5908015113), Закупочной комиссии МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад N 252" при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку продуктов питания на 3 кв. 2019 г. для нужд МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад N 252" г. Перми (извещение N 31908036648, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка),
УСТАНОВИЛА: |
| |
|
|
г. в адрес Управления поступила жалоба ИП Спирина В.П. на действия Закупочной комиссии МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад N 252" в виде ограничения допуска к участию в конкурсе по Лоту N1 "Мясо и мясная продукция" при учете дополнительных требований
"Наличие опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации". Комиссией не было принято 2 договора, представленных ИП Спириным В.П.
в адрес Управления поступили дополнения к жалобе ИП Спирина В.П. на действия заказчика МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад N 252" в виде установления
необоснованных дополнительных требований о наличии опыта работы, связанного с предметом договора и (или) деловой репутации.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения, указывает на отсутствие каких-либо нарушений Закона о закупках и Положения о закупках при проведении рассматриваемого конкурса, просит признать жалобу необоснованной.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского У ФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч, 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг обществами установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее - Закон о закупках).
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "0 защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном вц размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; '
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик - автономное учреждение обязан руководствоваться, в том числе, утверждённым наблюдательным советом и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской ' Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - Правила формирования плана закупки товаров)).
Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 908).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, "протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).
В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).
При проведении рассматриваемого конкурса в электронной форме, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - Детский сад N 252" г. Перми (далее - Положение) и Документацией о проведении конкурса в электронной форме на заключение договора на поставку продуктов питания на Зквартал 2019 года для нужд МАДОУ "ЦРР - Детский сад N 252" г. Перми (далее - Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 26.06.2019 г., дата окончания приема заявок - 26.06.2019 г., дата рассмотрения заявок и подведения итогов закупки -
г.
В соответствии с п. 5.17 Положения установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке (извещении о проведении запроса котировок) в соответствии с разделом 14 Положения.
Согласно пп.14.3., 14.4, 14.5, 14.6 Положения при осуществлении закупок путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений, заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам закупок, такие как:
наличие финансовых ресурсов для исполнения договора;
наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора;
наличие опыта работы, связанного с предметом договора и (или) деловой репутации;
наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.
Дополнительные требования должны быть выражены в измеряемых показателях. Не допускается предъявлять к участникам закупки требования, не предусмотренные настоящим Положением.
Несоответствие участника закупки установленным единым и (или) дополнительным требованиям (в случаях их установления в документации о закупке) является основанием для отклонения заявки такого участника закупки.
Комиссия по осуществлению закупок, заказчик отстраняет участника закупок от участия в соответствующей закупке в любой момент до заключения договора, если обнаружит, что участник конкурентной закупки представил недостоверную (в том числе неполную, противоречивую) информацию в отношении его соответствия установленным требованиям в соответствии с настоящим Положением.
В соответствии с Разделом III Документации устанавливаются обязательные требования 1._ участникам конкурса в электронной форме, в том числе дополнительные требования в виде наличия опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации:
Оказание в 2018 г. услуг по поставке продуктов питания, указанных в Техническом задании соответствующего лота, по государственному (муниципальному) контракту/договору (Заказчик - субъект 223-ФЗ, 44-ФЗ), в рамках которого осуществлялась поставка указанной продукции на сумму не менее 85 % от начальной (максимальной) цены соответствующего лота. Спецификация предоставляемого контракта/договора не должна содержать разнородные продукты питания (пример: рыба и консервы; яйцо и бакалея и т.д.). К учёту не принимается договоры в совокупности. Подтверждающим опыт считается надлежащим образом заверенный договор в единственном числе с ценой не менее 85 % от начальной (максимальной) по соответствующему лоту, заключенный не ранее 01.01.2018 года, исполненный добросовестно без неустоек на сумму не менее 85% от начальной (максимальной) цены соответствующего лота. Договор предоставляется в сканированном виде с оттиском печатей (если есть) и подписей сторон, при заключении договора в электронной форме договор предоставляется в любом электронном формате, к такому договору прилагаются протоколы закупки и реквизиты электронный подписей. Договор предоставляется с документами, подтверждающими поставку товара на сумму не менее чем 85% от начальная (максимальная) цена
соответствующего лота, такие документы также должны содержать оттиски подписей и печатей обоих контрагентов.
ИП Спириным для учета дополнительных требований был предоставлен договор N 0356300141818000082-0144108-02 от 19.06.2018, заключенный между ИП Спириным и Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Пермского края "Медико-санитарная часть N11 им. Симхи Нафтолиевича Гринберга" на поставку мяса. Цена договора: 1 761 335, 91. Вместе с договором ИП Спирин предоставил в подтверждение исполнения данного договора счета- фактуры, накладные, акта сверки взаимных расчетов, однако на некоторых из указанных актов отсутствует подпись и расшифровка подписи одной из сторон, что является необходимым условием в соответствии с Документацией. Помимо этого, в основании передачи товара указано: "Бюджет", либо "МСЧ", что не позволяет определить юридическую связь между договором и указанными актами, а, следовательно, подтвердить отнесение данных актов к исполнению по указанному выше договору.
Также ИП Спириным для учета дополнительных требований был предоставлен договор от 05.06.2018, заключенный между ИП Спириным и Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением "Центр развития ребенка - Детский сад N 210" на поставку мяса и мясоперерабатывающей продукции. Цена договора: 781 781,35. Вместе с договором ИП Спирин предоставил в подтверждение исполнения данного договора счета-фактуры, накладные, однако на некоторых из указанных актов отсутствует подпись и расшифровка подписи одной из сторон, что является необходимым условием в соответствии с Документацией. Помимо этого, в основании передачи товара указано: "Договор", что не позволяет определить юридическую связь между договором и указанными актами, а, следовательно, подтвердить отнесение данных актов к исполнению по указанному выше договору.
Таким образом, заявка ИП Спирина была правомерно отклонена от участия в данной закупке, в связи с чем, Комиссией Пермского У ФАС данный довод заявителя признается необоснованным.
В дополнении к жалобе на действия заказчика заявителем указано на установления необоснованных дополнительных требований о наличии опыта работы, связанного с предметом договора и (или) деловой репутации, так как требование о предоставлении подтверждения оказания в 2018 г. услуг по поставке продуктов питания, указанных в Техническом задании соответствующего лота, по государственному (муниципальному) контракту/договору (Заказчик - субъект 223-ФЗ, 44- ФЗ), в рамках которого осуществлялась поставка указанной продукции на сумму не менее 85 % от начальной (максимальной) цены соответствующего лота, предусматривает допуск для участия в закупке участников, существующих на рынке продолжительное время. Заявитель указывает, что такие действия не отвечают принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и ^необоснованных ограничений конкуренции, установленных п. 2 чЛ ст. 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (Далее - Закон о закупках).
В соответствии с п. 6. ст. 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно п. 14.3 Положения, при осуществлении закупок путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений, заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам закупок, в том числе наличие опыта работы, связанного с предметом договора и (или) деловой репутации.
Отсутствие информации и документов, относящихся к основным и дополнительным требованиям к участникам конкурса, является основанием для отклонения заявки участника, в соответствии с разделом IV Документации.
Вместе с тем, учитывая природу договора поставки, отсутствие у участника конкурса опыта оказания услуг по предмету конкурса не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам конкурса.
Таким образом, Комиссия Пермского У ФАС России установила, что включение такого требования в Документацию ограничивает количество участников, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В то же время, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что установление наличия опыта оказания услуг при поставке продуктов питания для нужд образовательных учреждений в качестве критерия оценки заявки, а не требования к ней, не лишало бы участника права на участие в аукционе, и не ограничивало количество участников закупки.
На основании изложенного, Комиссией Пермского У ФАС, данный довод заявителя признается обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского У ФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Спирина В.П, (ИНН: 590401368314) (вх. N 010613) (далее - заявитель) на
действия МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад N 252" (ИНН: 5908015113),-
Закупочной комиссии МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад N 252" при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку продуктов питания на 3 кв. 2019 г. для нужд МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад N 252" г. Перми (извещение N 31908036648, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка), обоснованной.
Признать в действиях МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад N 252" г. Перми
нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 августа 2019 г. N 059/07/3-714/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.08.2019