На основании приказа от 06.08.2019 года N01/332-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка в отношении Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
По итогам рассмотрения и изучения документов, представленных Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района, были установлены следующие обстоятельства.
На территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан МКУ "Земельно-имущественной палатой Елабужского муниципального района Республики Татарстан" создано МУП "Департамент ЖКХ и строительства Елабужского муниципального района".
Распоряжением МКУ "Земельно-имущественной палатой Елабужского муниципального района Республики Татарстан" от 28.02.2019 N02-63 утвержден устав МУП "Департамент ЖКХ и строительства Елабужского муниципального района".Согласно пункту 2.2. устава МУП "Департамент ЖКХ и строительства Елабужского муниципального района", создано в целях удовлетворения общественных потребностей в сфере жилищно-коммунального хозяйства и строительства, а также получение прибыли.
Одним из видов деятельности предприятия, согласно пункту 2.3 Устава, является организация подготовки и согласование проектов правовых актов по вопросам регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно схеме оперативного управления взаимодействия по решению вопросов местного значения органами местного самоуправления и МУП "Департамент ЖКХ и строительства Елабужского МР РТ", Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан делегировано полномочие унитарному предприятию по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Федеральный закон от 14.11.2002 N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определяет в соответствии с Гражданским кодексом РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 г. N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:
- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
- необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.
Названный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, поэтому недопустимо осуществление государственными или муниципальными предприятиями деятельности, не указанной в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с нормами антимонопольного законодательства МУП "Департамент ЖКХ и строительства Елабужского муниципального района" является хозяйствующим субъектом.
Согласно п.2 ст.5 Федерального закона N210 от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования; публикуют информацию о тарифах и надбавках, об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ.
Вместе с тем, как следует из представленных в материалы проверки документов, вышеуказанными полномочиями наделили МУП "Департамент ЖКХ и строительства Елабужского муниципального района".
Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Несмотря на то, что перечень вопросов местного значения определен главой 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", реализация указанных полномочий должна осуществляться с соблюдением запретов, установленных Законом о защите конкуренции.
Часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.
Следует обратить внимание, что часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции не содержит указание на обязательное наличие негативных последствий или угрозы их наступления, как для конкуренции на каком-либо товарном рынке или торгах, так и на какие-либо другие негативные последствия. То есть этот запрет носит безусловный характер, а описываемые действия запрещены, даже если они оказывают влияние на рынок, конкуренция на котором отсутствует.
На основании вышеизложенного, действия Исполнительного комитета Елабужского муниципального района содержат признаки нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в наделении МУП "Департамент ЖКХ и строительства Елабужского муниципального района" полномочиями по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части наделения МУП "Департамент ЖКХ и строительства Елабужского муниципального района" полномочиями по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан предупреждает о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем отмены схемы оперативного управления, утвержденной 9 февраля 2018 года, которой делегировано полномочие унитарному предприятию по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Предупреждение необходимо выполнить в течении 45 дней с момента получения уведомления.
О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
<_> [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 24 октября 2019 г. N ИП-06/15960 (ключевые темы: организации коммунального комплекса - регулирование тарифов - коммунальная инфраструктура - унитарное предприятие - жкх)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.10.2019