На основании приказа от 06.08.2019 N01/332-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан (423600, Республика Татарстан, Елабужский район, город Елабуга, проспект Мира, 12, ОГРН: 1051655092202, дата присвоения ОГРН: 30.12.2005, ИНН: 1646018237).
По результатам проведения проверки установлено следующее.
Постановлением Исполнительного комитета от 27.12.2017 г. N 1659 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, из бюджета Елабужского муниципального района (далее - Положение).
Согласно п. 2 Положения, субсидии предоставляются на безвозмездной основе на финансирование социальных проектов в рамках уставной деятельности по социальной поддержке некоммерческих организаций.
На основании Положения Исполнительным комитетом в период с 2016 по 2019 г.г. предоставлялись субсидии НО "Фонд содействия развития Елабужского муниципального района".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителем НО "Фонд содействия развития Елабужского муниципального района" является Совет Елабужского муниципального района.
Устав НО "Фонд содействия развития Елабужского муниципального района" утвержден решением Совета Елабужского муниципального района от 16.12.2015 N32.
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий некоммерческим организациям от 16 декабря 2016 г. принято решение о выделении НО "Фонд содействия развития Елабужского муниципального района" субсидии из местного бюджета в размере 1 100 000 рублей на организацию мероприятия, посвященного Новому 2017 году.
Денежные средства были предоставлены НО "Фонд содействия развития Елабужского муниципального района" на основании:
1) договора о предоставлении субсидии N 33 от 28.12.2016 г. в размере 700 000 рублей;
2) договора о предоставлении субсидии N 36 от 29.12.2016 г. в размере 400 000 рублей.
Согласно смете расходов, на организацию проведения мероприятий "Новогодняя Ёлка", утвержденной Председателем Президиума НО "Фонд содействия развития Елабужского муниципального района", разными хозяйствующими субъектами оказаны услуги и выполнены работы на общую сумму 1 100 000 рублей. Инспекция отмечает, что, согласно смете, НО "Фонд содействия развития Елабужского муниципального района" самостоятельно не выполняло каких-либо работ, связанных с организацией культурно-массового мероприятия.
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий некоммерческим организациям от 22 декабря 2017 г. принято решение о выделении НО "Фонд содействия развития Елабужского муниципального района" субсидий из местного бюджета в размере 1 000 000 рублей на организацию мероприятия, посвященного Новому 2018 году.
Денежные средства были предоставлены НО "Фонд содействия развития Елабужского муниципального района" на основании договора о предоставлении субсидии N 27 от 27.12.2017 г. в размере 1 000 000 рублей.
Постановлением Исполнительного комитета от 13.12.2018 N 1788 постановлено провести конкурсный отбор 13 декабря 2018 г. по 19 декабря 2018 г. по предоставлению субсидий некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Елабужского муниципального района.
Инспекция отмечает, что указанное постановлением не содержит цели предоставления субсидий.
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий некоммерческим организациям от 21 декабря 2018 г. принято решение о выделении НО "Фонд содействия развития Елабужского муниципального района" субсидии из местного бюджета в размере 1 000 000 рублей на подготовку и проведение новогодних мероприятий на территории Елабужского муниципального района.
Денежные средства были предоставлены НО "Фонд содействия развития Елабужского муниципального района" на основании договора о предоставлении субсидии N 35 от 21.12.2018 г. в размере 1 000 000 рублей.
Согласно смете расходов на новогодние мероприятия 2018 - 2019 г.г., НО "Фонд содействия развития Елабужского муниципального района" понесла следующие расходы:
Контрагент |
Услуги |
Сумма (рублей) |
ООО "Альпромтек" |
Монтаж гирлянд |
254 660 |
ИП Кривилев В. Ю. |
Устройство лабиринта |
120 000 |
ИП Климентьев |
Подарочная карта для сельского поселения |
20 000 |
ООО СК "Барс" |
Транспортные услуги |
170 000 |
ИП Иксанова Ф.Ф. |
Аренда звукового оборудования |
100 000 |
ООО "Охранное предприятие" |
Услуги охраны |
103 680 |
ООО "ДНС РИТЕЙЛ" |
Подарочные карты |
50 000 |
ООО "Реклама Центр" |
Символ года |
150 000 |
ООО "Рассвет" |
Услуги питания |
40 995 |
ИТОГО |
1 009 335 |
Предоставление субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями регламентируется статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Предоставление предусмотренных статьей 78.1 БК РФ субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.
Соглашения о предоставлении предусмотренных вышеуказанным пунктом субсидий федеральным бюджетным или автономным учреждениям, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, заключаются в соответствии с типовой формой.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 07.05.2017 N541, утверждающее общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (далее - Общие требования).
Постановлением Правительства РФ от 07.05.2017 N541 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (далее - Общие требования).
При этом, в соответствии с подпунктом "т" пункта 8 общих требований типовая форма соглашения в случае предоставления субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения затрат) оказания общественно полезных услуг должна содержать запрет на привлечение получателем субсидии иных юридических лиц для оказания общественно полезных услуг, на оказание которых ему предоставлена субсидия, за исключением работ и услуг, необходимых получателю субсидии для оказания общественно полезной услуги.
Пункт 1(1) Постановления Правительства РФ от 07.05.2017 N541 установлено, что пункт 8 Общих требований применяется при заключении соглашений (договоров), начиная с 1 января 2018 г.
Вместе с тем, пунктом 1.9 Постановления Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан "О внесении изменений в постановлением Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 27.12.2017 года N1659 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями, из бюджета Елабужского муниципального района" введена Типовая форма соглашения (договора) о предоставлении субсидии муниципальным учреждениям (далее - Типовая форма).
При изучении данной типовой формы Управлением установлено, что пункт, устанавливающий запрет на привлечение получателем субсидии иных юридических лиц для оказания общественно полезных услуг, на оказание которых ему предоставлена субсидия, за исключением работ и услуг, необходимых получателю субсидии для оказания общественно полезной услуги, предусмотренный пунктом 8 Общих требований, отсутствует.
Кроме этого, пунктом 9 Общих требований установлено, что в случае если для достижения целей предоставления субсидии в правовом акте предусматривается последующее предоставление получателем субсидии средств иным лицам (за исключением средств, предоставляемых в целях реализации решений Президента Российской Федерации, исполнения контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг), в том числе в качестве вклада в уставный (складочный) капитал юридического лица, гранта, в правовой акт включаются положения о включении в соглашение условий, аналогичных положениям, указанным в подпункте "г" пункта 3 (если определение указанных лиц планируется в результате отбора), подпункте "з" пункта 4 и пункте 5 настоящего документа, в отношении таких иных лиц.
Вышеуказанный пункт введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2019 N 1188.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае возмещение затрат, возникших в результате оказания услуг по организации и проведению массовых и культурных мероприятий на территории Елабужского муниципального района, фактически являлось оплатой со стороны органа местного самоуправления оказанных для муниципальных нужд услуг конкретному хозяйствующему субъекту.
Таким образом, НО "Фонд содействия развития Елабужского муниципального района" осуществляло организацию культурных мероприятий по заказу муниципального образования для муниципальных нужд, результаты оказанных услуг потребляются неограниченным количеством лиц и контролируются названным муниципальным органом.
Необходимо отметить, что для обеспечения муниципальных нужд, связанных с проведением и организацией культурных мероприятий, должен привлекаться исполнитель муниципального задания путем проведения закупки. Предоставление субсидий некоммерческим организациям осуществляется также путем проведения закупки.
Вместе с тем, осуществление закупок для муниципальных нужд регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пункт 2 данной нормы содержит исчерпывающий перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): - конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс); - аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион); - запрос котировок; - запрос предложений.
Статьей 93 Федерального закона N44-ФЗ предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Татарстанским УФАС России в ходе мониторинга информации, содержащейся в Единой информационной системы в сфере закупок, установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов, округов Республики Татарстан осуществляют закупки услуг по организации культурно-массовых мероприятий, в том числе по празднованию Нового года, в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.
Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), в том числе осуществлять заключение договоров, соглашений, способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Необходимо отметить, что непроведение аукциона, подразумевающее состязательность участников, в случаях, когда его проведение обязательно, не может не влиять на состояние конкуренции.
Инспекция отмечает, что работы в целях организации праздничных мероприятий оказывались множеством хозяйствующих субъектов, вместе с тем, субсидии предоставлялись конкретной организации, которая впоследствии осуществляло перераспределении бюджетных средств в отсутствие конкурентного отбора.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, действия Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в предоставлении субсидий НО "Фонд содействия развития Елабужского муниципального района" для организации культурных мероприятий для муниципальных нужд.
В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в предоставлении субсидий НО "Фонд содействия развития Елабужского муниципального района" для организации культурных мероприятий для муниципальных нужд, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом ФАС России от 22.01.2016 N57/16 "Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства", предупреждает о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем внесения соответствующих изменений в Положение о порядке предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями из бюджета Елабужского муниципального района, утвержденному Постановлением Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 27.12.2017 г. N 1659, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 07.05.2017 N541 в действующей редакции.
Предупреждение необходимо выполнить в течение 30 дней с момента получения.
О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.
<_> [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21 октября 2019 г. N ИП-06/15795 (ключевые темы: субсидии - защита конкуренции - контрактная система в сфере закупок - местные бюджеты - порядок рассмотрения заявлений)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.10.2019